№16-632/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 26 марта 2020 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края Осецкого В.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края Осецкий В.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, возвратить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы руководителя Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края Осецкого В.А., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих собой особую уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлена обязанность лиц, которые обладают правами на объект культурного наследия, при содержании и использовании данного объекта в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия, незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии со статьей 10 Положения о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 года № 740 федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Управления Минкультуры России по Дальневосточному федеральному округу на основании распоряжения руководителя Управления Минкультуры России по ДФО от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении плановой выездной документарной проверки» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная документарная проверка в отношении Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края (далее – Инспекция) (проверяемый период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ), в ходе которой установлено, что на территории Приморского края расположено 521 объект культурного наследия Федерального значения, из них: 408 объекты археологического наследия; 113 памятники истории и культуры, и выявлены следующие нарушения:
в нарушение статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ руководителем Инспекции не организована работа по обеспечению оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия федерального значения в количестве 475 объектов (за проверяемый период оформлено 30 охранных обязательств на объекты культурного наследия федерального значения);
в нарушение пункта 10 части 2 статьи 33 Федерального закона № 73-Ф3 руководителем Инспекции не организована работа по установлению границ территории объектов культурного наследия федерального значения и требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия федерального значения, особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия в количестве 480 объект (за проверяемый период установлены границы территорий и режимы использования земель в границах территорий объектов культурного наследия на 62 объекта культурного наследия федерального значения);
в нарушение статьи 9.1, пункта 10 части 2 статьи 33 Федерального закона № 73-Ф3 руководителем Инспекции не организована работа по утверждению предметов охраны объектов культурного наследия федерального значения в количестве 510 объект (за проверяемый период предметы охраны объектов культурного наследия федерального значения утверждены для 11 объектов культурного наследия федерального значения);
в нарушение требований статьи 9.1, пункта 6 части 2 статьи 33, статьи 34 Федерального закона № 73-Ф3, Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, руководителем Инспекции не организована работа по обеспечению зонами охраны, не установлены зоны охраны, режимы использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон 87 объектов культурного наследия федерального значения (за проверяемый период организована работа по обеспечению зонами охраны 3 объектов культурного наследия федерального значения, принято постановление Администрации Приморского края от 07 сентября 2017 года № 370-па «Об утверждении границ объединенных зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» <данные изъяты>», «<данные изъяты>», выявленного объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон»);
за проверяемый период плановые проверки в отношении собственников (пользователей) объектов культурного наследия федерального значения не проводились;
в нарушение требований пункта 7 статьи 11, подпункта. 3 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона № 73-Ф3, пункта 13 Положения № 740 руководителем Инспекции не утвержден порядок выдачи задания и его форма по осуществлению мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематического наблюдения в отношении объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Приморского края.
Мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения за проверяемый период проводились должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия, в отсутствие утвержденного порядка выдачи задания и его формы. Инспекцией не утверждены планы мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Приморского края на 2018 год. Мероприятия по контролю и систематическому наблюдению проводились при поступлении обращений граждан, плановая работа и системный учет указанных мероприятий по контролю не велся.
Плановые проверки в отношении собственников (пользователей) объектов культурного наследия федерального значения на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год не запланированы, порядок утверждения и выдачи задания на осуществление мероприятий по контролю не утвержден.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Содержание доказательств подробно приведено в судебных актах и полно проанализировано.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных полномочий создает угрозу разрушения или причинения вреда объектам культурного наследия.
Таким образом, Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края, вопреки доводам жалобы, обоснованного привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы ходатайство Инспекции об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении разрешено судьей районного суда и в его удовлетворении обоснованно отказано с приведением соответствующих мотивов, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях Инспекции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Инспекции в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, его размер является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении Инспекции к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя инспекции Осецкого В.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко