61RS0001-01-2021-001098-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2023 года г. Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Усачевой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Акопян А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жаботинского С. В. к государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Психоневрологический диспансер» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Жаботинский С.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ростовской области, государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Психоневрологический диспансер» о признании решения незаконным, возложении обязанности и взыскании компенсации морального вреда.
Определением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 октября 2022 года исковые требования Жаботинского С.В. к государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Психоневрологический диспансер» о взыскании компенсации морального вреда выделены в отдельное производство, как подлежащие рассмотрению в порядке гражданского производства.
В обоснование заявленных требований указано, что в результате нарушения прав Жаботинского С.В. принятием незаконного решения ГБУ Ростовской области «Психоневрологический диспансер» от 26 ноября 2020 года о переводе истца на диспансерное наблюдение у психиатра по месту жительства, ему причинены физические (слабость, головные боли и т.д.) и нравственные страдания (печаль, огорчение, тревогу и т.д.), он тяжело переживал случившееся, находился на лечении в ГБУ РО «Госпиталь для ветеранов войны».
На основании изложенного, истец Жаботинский С.В. просил суд взыскать с Министерства здравоохранения Ростовской области, государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Психоневрологический диспансер» компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей.
Протокольным определением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 декабря 2022 года истец уточнил исковые требования, исключив из числа ответчиков Министерство здравоохранения Ростовской области, и в окончательной форме просил суд взыскать с государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Психоневрологический диспансер» компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей.
Истец Жаботинский С.В. в судебном заседании исковые требования о взыскании с государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Психоневрологический диспансер» компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей поддержал, просил суд удовлетворить в полном объеме, указав, что принятием незаконного решения ГБУ Ростовской области «Психоневрологический диспансер» от 26 ноября 2020 года о переводе истца на диспансерное наблюдение у психиатра по месту жительства, ему причинены физические и нравственные страдания, он тяжело переживал случившееся, находился на лечении в ГБУ РО «Госпиталь для ветеранов войны», был в санатории, в связи с ухудшением состояния здоровья именно после принятия указанного решения ГБУ Ростовской области «Психоневрологический диспансер» от 26 ноября 2020 года, оценивает моральный вред в размере 500000 рублей.
Представитель ответчика ГБУ Ростовской области «Психоневрологический диспансер» Михайлова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что представленные в материалы дела медицинская документация о госпитализации истца и санаторно-курортного лечения осуществлялась в рамках представления льготного медицинского обслуживания, в связи с имеющимся званием ветерана боевых действий, и не связано с причинением Жаботинскому С.В. нравственных и физических страданий, в связи с принятием решения от 26 ноября 2020 года о переводе истца на диспансерное наблюдение у психиатра по месту жительства.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33).
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).
По смыслу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» в пункте 25 разъяснил, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
При этом определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 Постановлением Пленума № 33 от 15.11.2022 года).
Как разъяснено в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" N 33 от 15.11.2022, при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании установлено, что решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 ноября 2022 года административные исковые требования Жаботинского С.В. к Министерству здравоохранения Ростовской области, государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Психоневрологический диспансер» о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворены частично.
Судом признано незаконным решение ГБУ Ростовской области «Психоневрологический диспансер» от 26 ноября 2020 года о переводе Жаботинского С.В. на диспансерное наблюдение у психиатра по месту жительства.
Суд обязал ГБУ Ростовской области «Психоневрологический диспансер» снять Жаботинского С.В. с диспансерного наблюдения.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований судом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 13.02.2023 года решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 ноября 2022 года оставлено без изменения, жалобы Министерства здравоохранения Ростовской области, ГБУ Ростовской области «Психоневрологический диспансер» без удовлетворения.
Указанными актами было установлено, что решение ГБУ РО «ПНД» от 26 ноября 2020 года о переводе Жаботинского С.В. на диспансерное наблюдение у психиатра по месту жительства незаконно, с учетом заключения судебно-психиатрической комиссии экспертов Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02 июня 2022 года № 397.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии у Жаботинского С.В. заболевания, явившегося основанием для диспансерного наблюдения, административным ответчиком в рамках рассмотрения административного искового заявления Жаботинского С.В. к Министерству здравоохранения Ростовской области, государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Психоневрологический диспансер» о признании решения незаконным, возложении обязанности не представлено.
Решение ГБУ РО «ПНД» от 26 ноября 2020 года о переводе Жаботинского С.В. на диспансерное наблюдение у психиатра по месту жительства нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах, поскольку совокупность оснований для признания незаконными решений при рассмотрении указанного административного дела установлена судом, заявленные требования Жаботинского С.В. удовлетворены в части признания незаконным решения ГБУ РО «ПНД» от 26 ноября 2020 года о переводе Жаботинского С.В. на диспансерное наблюдение у психиатра по месту жительства, обязании ГБУ РО «ПНД» снять Жаботинского С.В. с диспансерного наблюдения.
Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Разрешая при изложенных обстоятельствах заявленные требования Жаботинского С.В., суд на основании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, а также объяснений сторон и анализа представленных письменных доказательств, приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, поскольку противоправными действиями ответчика ГБУ РО «ПНД», установленными вступившим в законную силу решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 ноября 2022 года, истцу причинены нравственные страдания.
Судом при определении размера компенсации морального вреда учтены степень вины ответчика ГБУ РО «ПНД», последствия, наступившие от незаконного направления (перевода) Жаботинского С.В. на диспансерное наблюдение у психиатра по месту жительства, личность истца Жаботинского С.В., который является военным пенсионером, ветераном боевых действий, характер и степень нравственных страданий Жаботинского С.В., выразившихся в негативном настроении, чувстве огорчения, тревоги, испытываемых им чувств несправедливости, обиды и беспокойства, сильных переживаний, внутреннего психологического дискомфорта, принимая во внимание, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания в разумных размерах, в связи с чем, размер компенсации морального вреда подлежит взысканию с ответчика ГБУ РО «ПНД» в размере 50000 рублей.
Требования истца о взыскании компенсации морального вреда в большем размере, суд считает несоразмерными причиненному вреду.
Нуждаемость истца в госпитализации и санаторно-курортном лечении в связи с последствиями, наступившими от незаконного направления (перевода) Жаботинского С.В. на диспансерное наблюдение у психиатра по месту жительства, достаточными допустимыми доказательствами не подтверждается; доказательств наличия причинно-следственной связи между прохождением санаторно-курортного лечения и причинением истцу физических и нравственных страданий действиями ответчика материалы дела не содержат.
При этом, как не оспаривалось истцом Жаботинским С.В. в ходе слушания дела, он является ветераном боевых действий и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего, в частности, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики заболеваний.
Доводы ответчика ГБУ РО «ПНД» о том, что утверждение истца о причинении ему морального вреда не подтверждено никаким доказательствами, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку опровергаются установленными по делу обстоятельствами, а также вступившим в законную силу решением суда от 15.11.2022 года, которым установлено, что решение ГБУ РО «ПНД» от 26 ноября 2020 года о переводе Жаботинского С.В. на диспансерное наблюдение у психиатра по месту жительства нарушили его права, свободы и законные интересы.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что материальное положение ГБУ РО «ПНД» не позволяет нести ответственность по выплате истцу денежных средств в виде компенсации морального вреда в установленном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Жаботинского С. В. к государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Психоневрологический диспансер» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Психоневрологический диспансер», №, в пользу Жаботинского С. В., №, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированный текст решения суда изготовлен 09.03.2023.