Дело № 2а-884/2020
36RS0001-01-2020-000879-65
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
15 июля 2020 года г. Воронеж
Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Кривотулова Р.РЎ.,
при секретаре Бухтояровой В.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Прокурора Железнодорожного района г. Воронежа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Минакову Констатину Константиновичу о прекращении действия права на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия, и возложении обязанности передать огнестрельное оружие в отделение ЛРРУправления Росгвардии по Воронежской области,
установил:
прокурор Железнодорожного района г. Воронежа, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Минакову Констатину Константиновичу о прекращении действия права на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия, аннулировании разрешения на хранение и ношение оружия и возложении обязанности передать огнестрельное оружие в отделение ЛРРУправления Росгвардии по Воронежской области.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Воронежа по поручению прокуратуры Воронежской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборота оружия, в ходе которой установлено, что Минаков Константин Константинович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно справке, предоставленной БУЗ ВО «.........», внесен в список лиц, страдающих наркологической патологией с диагнозом: ......... 19.06.2015 года ОП №1 УМВД России по г. Воронежу Минакову К.К. выдано разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа № 15083098, которое действительно сроком до 19.06.2020 года, и он состоит на учете как владелец охотничьего гладкоствольного оружия «......... 1999 года выпуска. Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании. Кроме того, перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, определяется Правительством Российской Федерации. Владение Минаковым К.К. охотничьим гладкоствольным оружием, который имеет медицинские противопоказания, создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Воронежа Антонова Ю.С. поддержала административное исковое заявление, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме, пояснила, что не поддерживает требования в части аннулирования разрешения на оружие ввиду того, что разрешение уже аннулировано до рассмотрения дела по существу, но после обращения с иском в суд.
Административный ответчик Минаков К.К. в судебном заседании исковые требования признал, при этом пояснил, что он действительно в настоящее время состоит на учете в КУЗ ВО «Воронежский областной клинический наркологический диспансер». Принадлежащее ему охотничье гладкоствольное оружие он добровольно сдал в отдел лицензионно разрешительной работы по г. Воронежу и на режимных объектах Управления Росгвардии по Воронежской области, а выданное ему разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия аннулировано.
Представители заинтересованных лиц РЈР“РБДД ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, РљРЈР— «Воронежский областной наркологический диспансер», Управление федеральной службы РІРѕР№СЃРє национальной гвардии Р Р¤ Р’Рћ РІ лице отдела лицензионно разрешительной работы РїРѕ Рі. Воронежу Рё РЅР° режимных объектах РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ дате, месте Рё времени рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается расписками Рѕ получении судебных повесток, Р° также почтовыми уведомлениями (Р».Рґ. 20-22).
Рзучив материалы административного дела, письменные возражения Рё пояснения представителей сторон, заслушав участвующих РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела лиц, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
РР· содержания части 1 статьи 39 РљРђРЎ Р Р¤ следует, что РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ вправе обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов граждан, неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц или интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, муниципальных образований, Р° также РІ РґСЂСѓРіРёС… случаях, предусмотренных федеральными законами.
Если нормами КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (содержание ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
РР· содержания С‡. 3 СЃС‚. 157 РљРђРЎ Р Р¤ следует, что РІ случае признания административным ответчиком административного РёСЃРєР° Рё принятия его СЃСѓРґРѕРј принимается решение РѕР± удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г. Воронежа по поручению прокуратуры Воронежской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборота оружия, в ходе которой установлено, что Минаков Константин Константинович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно справке, предоставленной КУЗ ВО «......... внесен в список лиц, страдающих .........
19.06.2015 года ОП №1 УМВД России по г. Воронежу Минакову К.К. выдано разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа № ....., действительное сроком до 19.06.2020 года.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Ст. 55 Конституции РФ предусмотрено ограничение права гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, права и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является, в том числе, определение у лиц, имеющих разрешение на хранение и ношение оружия, медицинских противопоказаний или ограничений к осуществлению специальных прав.
Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон) регулирующий правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечения общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечения развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепления международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
В силу ст. 13 Закона, право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины.
Гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона.
Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
Кроме того, перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 143 утвержден перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием (далее – Перечень).
В силу п. 2 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 143 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, и о внесении изменения в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» в перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, входят психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ с кодом F10.2.
В силу п. 24 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 814 (далее – Правила) лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии».
На основании ст. 22 Закона хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Аналогичная норма закреплена в пунктах 54, 62 Правил.
Пунктом 3 ст. 26 Федерального закона № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что лицензии на приобретение, а также разрешения на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в том числе в случаях возникновения обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий и разрешений либо вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях: аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.
По сообщению отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Воронежу Управления Росгвардии РФ разрешение серии РОХа № ....., выданное 19.06.2015 года на хранение и ношение охотничьего оружия марки Бекас-2, калибр 16, № 99А9091, принадлежащее Минакову К.К. аннулировано 24.04.2020 года, в соответствии с пунктом 3 статьи 26 ФЗ от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии». Оружие владельцем было продано (л.д. 26).
Суд, с учетом признания административным ответчиком исковых требований, приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения действия права Минакова К.К. на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия, поскольку он страдает заболеванием, препятствующим к осуществлению специальных прав, что было доказано административным истцом.
Судом установлено, что разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа № ....., сроком действия до 19.06.2020 года аннулировано, потому представителем истца требования в этой части не поддерживаются на момент рассмотрения иска.
Поскольку в ходе рассмотрения дела объективно установлена добровольная сдача ответчиком оружия, настоящее решение указанной части не подлежит приведению к исполнению.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составляет 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 62, 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Прекратить право Минакова Константина Константиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия.
Обязать Минакова Константина Константиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передать охотничье гладкоствольное оружие «........., 1999 года выпуска в отделение лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Воронежской области.
Решение суда в части возложения обязанности передать оружие к исполнению не приводить.
Взыскать с Минакова Константина Константиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий СЃСѓРґСЊСЏ Кривотулов Р.РЎ.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.07.2020 года.