Решение по делу № 2-26/2018 (2-842/2017;) от 01.12.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15.01.2018 г. пос. Володарский

Володарский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Сливина Д.Н. при секретаре Уразалиевой А.С.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к администрации МО «Алтынжарский сельсовет» об обязании представить в надзорный орган заявление для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

УСТАНОВИЛ:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к МО «Алтынжарский сельсовет», указав, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности Администрации муниципального образования «Алтынжарский сельсовет» Володарского района (далее - Администрация МО «Алтынжарский сельсовет») выявлены нарушения.

Администрацией МО «Алтынжарский сельсовет» при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатируется административное здание, расположенное по адресу: Астраханская обл., Володарский район, с. Алтынжар, ул. 60-летия СССР, 11 (далее - Административное здание).

В результате хозяйственной деятельности Администрации МО «Алтынжарский сельсовет» образуются отходы, среди них: I класс опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО — 471 101 01 52 1), IV класс опасности мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО - 7 33 100 01 72 4) и иные отходы V класса опасности.

Администрация МО «Алтынжарский сельсовет» входит в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Астраханской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. 79), утвержденный приказом Минприроды Российской Федерации от 10.09.2010 г. №395.

На территории Астраханской области таким органом, осуществляющим федеральный государственный экологический надзор, является Управление Росприроднадзора по Астраханской области.

Вопреки требованиям законодательства, Администрация МО «Алтынжарский сельсовет» осуществляет свою деятельность без оформленных надлежащим образом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Данные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности Администрации МО «Алтынжарский сельсовет», в связи с чем главе указанного органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от 24.08.2017 № 02-05-2017.

Согласно поступившему ответу Администрацией МО «Алтынжарский сельсовет» нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены, в настоящее время заявление на установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Управление Росприроднадзора по Астраханской области не направлены.

Прокурор указал, что указанное является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства.

Именно через утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Администрация МО «Алтынжарский сельсовет» обеспечит безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - V класса опасности, их накопление, последующую транспортировку, использование и размещение.

Просил обязать Администрацию муниципального образования «Алтынжарский сельсовет» Володарского района Астраханской области в срок три месяца с момента вступления решения суда в законную силу представить в Управление Росприроднадзора по Астраханской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявление и документы:

заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный хозяйствующим субъектом (их филиалом и (или) обособленным подразделением), в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением надлежаще заверенной копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов с указанием классов опасности.

В судебном заседании прокурор Круглов Д.А. исковые требования поддержал. Представитель администрации МО «Алтынжарский сельсовет» Мескеева Э.А., действующая по доверенности, исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время администрацией предприняты меры по исполнению природоохранного законодательства в указанной части, а именно, заключены договоры с ООО «АНПК Биоценоз» на выполнение разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и разработки материалов по паспортизации отходов, представила суду договоры от 19.12.2017 г.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из письма Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 28.08.2017 г. № 01-08/8202 с приложенным перечнем следует, что МО «Алтынжарский сельсовет» не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Проверкой установлено, что Администрацией МО «Алтынжарский сельсовет» при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатируется административное здание, расположенное по адресу: Астраханская обл., Володарский район, с. Алтынжар, ул. 60-летия СССР, 11 (далее - Административное здание).

В результате хозяйственной деятельности Администрации МО «Алтынжарский сельсовет» образуются отходы, среди них: I класс опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО — 471 101 01 52 1), IV класс опасности мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО - 7 33 100 01 72 4) и иные отходы V класса опасности.

Администрация МО «Алтынжарский сельсовет» входит в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Астраханской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. 79), утвержденный приказом Минприроды Российской Федерации от 10.09.2010 г. №395.

В связи сизложенным главе указанного органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от 24.08.2017 № 02-05-2017.

Согласно поступившему ответу Администрацией МО «Алтынжарский сельсовет» нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены, в настоящее время заявление на установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Управление Росприроднадзора по Астраханской области не направлены.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

На основании ст. 18 вышеуказанного закона индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения установлен Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50. Данный Порядок устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты. Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора) (пункты 1, 2 Порядка).

Согласно п. 4 вышеуказанного Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

На основании п. 7 вышеуказанного Порядка юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:

а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:

полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном

предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.

Решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о переоформлении и выдаче дубликата решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляются правовыми актами Управления Росприроднадзора по Астраханской области.

Из вышеизложенных правовых норм следует, что юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также представить в уполномоченные органы в соответствии с утвержденным порядком документы для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Отсутствие у ответчика нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при осуществлении хозяйственной деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления, нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся в том числе, проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами.

Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст.ст. 204, 206 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом требования прокурора обоснованны и законны, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Алтынжарский сельсовет» Володарского района Астраханской области в срок три месяца с момента вступления решения суда в законную силу представить в Управление Росприроднадзора по Астраханской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявление и документы:

заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный хозяйствующим субъектом (их филиалом и (или) обособленным подразделением), в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением надлежаще заверенной копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов с указанием классов опасности.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено и изготовлено 17.01.2018г.

Судья Сливин Д.Н.

2-26/2018 (2-842/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Астраханская природоохранная прокуратура
Ответчики
АМО "Алтынжарский сельсовет"
Другие
Управление Росприроднадзора по АО
Суд
Володарский районный суд Астраханской области
Дело на странице суда
volodarsky.ast.sudrf.ru
01.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2017Передача материалов судье
05.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2017Подготовка дела (собеседование)
20.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2018Судебное заседание
17.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее