Постановление выдано Ленинским районным судом <адрес>),
срок предъявления к исполнению 2 года,
дата выдачи ___________,
дата вступления в законную силу ___________
штраф в добровольном порядке (оплачен/не оплачен)
Дело № 5-148/2024
25RS0001-01-2024-001133-30
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 апреля 2024 года город Владивосток
Судья Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края Костюк З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Путина Никиты Константиновича, ИНН №, ОГРНИП №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт гражданина РФ: №, выдан ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> ТП №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
03.11.2023 во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни, расположенный по адресу: <адрес>, индивидуальным предпринимателем ( далее – ИП) Путиным Н.К. подана декларация на товары (далее – ДТ), которой был присвоен регистрационный номер № 10702070/031123/3446608, с заявленными в ней к таможенному оформлению товарами по процедуре выпуска для внутреннего потребления, прибывшими на судне «A GALAXY» по коносаменту №ESLVVO23090034 в контейнере №OPSU8979295, страна отправления – <адрес>. По результатам проведенного таможенного досмотра (акт таможенного досмотра (далее – АТД) № 10702030/111123/107173 был выявлен товар, незадекларированный в ДТ - автозапчасти в количестве 29 грузовых мест/шт., общим весом брутто/нетто 237,90 кг.
ИП Путин Н.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие и применения меры наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения в связи с отсутствием денежных средств для уплаты административного штрафа (л.д.99).
Представитель Владивостокской таможни в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного органа в адрес суда не поступали, причины неявки суду неизвестны.
Исследовав и оценив в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выражается в противоправном бездействии, то есть невыполнении возложенной на декларанта ст. 84 ТК ЕАЭС обязанности произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренным ТК ЕАЭС.
В соответствии со ст. 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно ст. 105 ТК ЕАЭС, перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов ЕАЭС. При помещении товаров под таможенные процедуры используется декларация на товары.
В соответствии со ст. 106 ТК ЕАЭС, декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах (наименование, описание, классификационный код по ЕТН ВЭД ЕАЭС, описание упаковок, цена, количество в килограммах – вес брутто, вес нетто и в дополнительных единицах измерения) и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно п. 1 ст. 9 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС (п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС). Исходя из положений таможенного и административного законодательства, все сведения о товаре в таможенной декларации должны быть заявлены достоверно.
В соответствии с пп. 29 п. 15 разд. 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», в графе «31» ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Под номером 1 указываются: наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с Классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов, а также иных платежей, подлежащих уплате при реимпорте, и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений. Под номером 2 для товара, имеющего упаковку, через запятую указываются: общее количество грузовых мест, занятых товаром (если товар занимает грузовые места не полностью, то дополнительно в скобках указывается количество грузовых мест, занимаемых товаром частично, с проставлением через тире «-» записи: «часть места»), коды видов упаковки товара в соответствии с Классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире «-» количества упаковок по каждому виду.
Судом установлено, что 03.11.2023 во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни, расположенный по адресу: <адрес>, ИП Путиным Н.К. подана ДТ № 10702070/031123/3446608, с заявленными в ней к таможенному оформлению товарами по процедуре выпуска для внутреннего потребления, прибывшими на судне «A GALAXY» по коносаменту №ESLVVO23090034 в контейнере №OPSU8979295, страна отправления – Объединенные Арабские Эмираты.
По результатам проведенного таможенного досмотра АТД № 10702030/111123/107173 был выявлен товар, незадекларированный в ДТ - автозапчасти, а именно:
– Дверь боковая. Всего 7 грузовых мест/шт., вес брутто/нетто 177,00 кг.
– Бензонасос в корпусе. Всего 1 грузовое место/шт., вес брутто/нетто 0,97 кг.
– Бардочек между сидений. Всего 8 грузовых мест/шт., вес брутто/нетто 29,00 кг.
– Подкрылок. Всего 5 грузовых мест/шт., вес брутто/нетто 1,81 кг.
– Главный тормозной цилиндр с вакуммником. Всего 1 грузовое место/шт., вес брутто/нетто 2,95 кг.
– Привод. Всего 3 грузовых места/шт., вес брутто/нетто 18,22 кг.
– Амортизатор. Всего 1 грузовое место/шт., вес брутто/нетто 1,47 кг.
– Домкрат с ручкой и балонным ключом. Всего 1 грузовое место/шт., вес брутто/нетто 3,48 кг.
– Порог. Всего 2 грузовых места/шт., вес брутто/нетто 3,00 кг.
Всего незаявленного товара – 29 грузовых мест/шт., общим весом брутто/нетто 237,90 кг. Данный товар является предметом административного правонарушения.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС).
Усматривая достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, 23.11.2023 должностным лицом отдела таможенного досмотра Первомайского таможенного поста Владивостокской таможни возбуждено дело об административном правонарушении № 10702000-2877/2023 в отношении ИП Путина Н.К. по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Таким образом, ИП Путин Н.К. нарушил требования ст.ст. 84, 104 ТК ЕАЭС и, следовательно, в его деянии усматриваются признаки административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
23.11.2023 должностным лицом отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Владивосток Владивостокской таможни к товару, явившемуся предметом административного правонарушения, применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста товаров.
Товар, арестованный по протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей, передан на ответственное хранение на СВХ ООО «Комплексные решения», расположенному по адресу: <адрес> по акту приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение от 27.11.2023.
Санкция ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ назначена товароведческая экспертиза, производство которой поручено ЭКС – региональному филиалу ЦЭКТУ <адрес>.
Согласно заключению эксперта ЭКС – регионального филиала ЦЭКТУ <адрес> № 12410007/0031687 от 10.01.2024 рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, на момент совершения правонарушения, а именно на 03.11.2023, составила 55509 рублей 00 копеек.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, является установленный таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле порядок таможенного декларирования товаров, и совершения таможенных операций, связанный с помещением товаров под заявленную таможенную процедуру.
В соответствии с п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 104 ТК ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таможенное декларирование производится в электронной форме (п.3 ст.104 ТК ЕАЭС). Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (п. 4 ст. 105 ТК ЕАЭС).
Пунктом 3 ст. 105 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при помещении товаров под таможенные процедуры используется декларация на товары.
Статьей 106 ТК ЕАЭС установлено, что декларирование производится путем заявления таможенному органу в декларации на товары сведений о товарах (наименовании, описании, классификационном коде по ЕТН ВЭД ЕАЭС, описании упаковок, цене, количестве в килограммах – весе брутто, весе нетто и в дополнительных единицах) и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, а также представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
В рассматриваемом случае противоправное бездействие ИП Путина Н.К., заключающееся в невыполнении обязанности произвести таможенное декларирование части товара, прибывшего в адрес индивидуального предпринимателя, в соответствии с порядком, предусмотренным таможенным законодательством, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Декларантом и субъектом правонарушения является ИП Путин Н.К., что подтверждается данными граф 8, 14, 54 ДТ №10702070/031123/3446608.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Вина в форме умысла присутствует тогда, когда лицо, совершившее деяние, сознавало противоправный характер своего действия, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий, либо относилось к ним безразлично.
Вина в форме неосторожности предполагает, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Правовая обязанность ИП Путина Н.К. по таможенному декларированию товаров вытекает из ст.ст. 84, 104 ТК ЕАЭС, а также из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию и законы, а, следовательно, установленные законом обязанности, при этом должно обеспечить их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения административно-правовых обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант вправе осматривать и измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых товарах, то есть ИП Путин Н.К. до подачи декларации могло осмотреть товар, подлежащий декларированию, и установить количественные характеристики товара, и как следствие, выполнить требования таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле. Вместе с тем, как следует из материалов административного дела, предварительный осмотр товара не проводился.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ИП Путиным Н.К. установленных законом обязанностей, предусмотренных ст.ст. 84, 104 ТК ЕАЭС, в процессе административного расследования установлено не было.
Также было установлено, что ИП Путиным Н.К. не были реализованы предусмотренные таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле права, обеспечивающие исполнение этих обязанностей, то есть ИП Путин Н.К. имел и правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм, что позволяет сделать вывод о виновности ИП Путина Н.К. в совершении административного правонарушения.
Факт совершения административного правонарушения и вина ИП Путина Н.К. подтверждается следующими доказательствами: определением от 23.11.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении № 10702000-2877/2023 и проведении административного расследования; протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 23.11.2023, копией ДТ № 10702070/031123/3446608; копией АТД № 10702030/111123/107173; заключением эксперта ЭКС – регионального филиала ЦЭКТУ <адрес> № 12410007/0031687 от 10.01.2024; протоколом об административном правонарушении от 22.01.2024 № 10702000-2877/2023 и иными материалами дела об административном правонарушении, допустимость и достоверность которых никаких сомнений у суда в своей совокупности не вызывают, признаны достаточными для установления всех юридически значимых обстоятельств, непротиворечивы и согласуются друг с другом.
При таких обстоятельствах, суд считает, что вина ИП Путина Н.К. в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение в судебном заседании и его действия необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку ИП Путин Н.К. не предпринял все возможные меры по декларированию по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Судом учитывается, что являясь участником внешнеэкономической деятельности, ИП Путин Н.К. должен не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством Евразийского экономического союза, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований таможенного законодательства Евразийского экономического союза, однако, ИП Путин Н.К. не принял все зависящие от него меры для соблюдения требований таможенного законодательства Евразийского экономического союза.
В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, судья признает повторное совершение ИП Путиным Н.К. однородного административного правонарушения.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не столько в наступлении каких-либо материальных последствий, сколько в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Исходя из изложенного, а также вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, при наличии отягчающего вину обстоятельства и отсутствие смягчающих вину обстоятельств, принимая во внимание положения статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание, что на незадекларированный товар отсутствуют какие-либо разрешительные документы, суд считает необходимым и достаточным применение к ИП Путину Н.К. наказания, предусмотренного для юридических лиц санкцией части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в виде конфискации предметов административного правонарушения.
При этом суд отмечает, что в данном случае применение к ИП Путину Н.К. административного наказания в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения отвечает общим конституционным принципам справедливости наказания, его индивидуализации, соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, разумности и является достаточным для реализации превентивного характера мер административной ответственности.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Индивидуального предпринимателя Путина Никиту Константиновича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения:
Дверь боковая. Всего 7 грузовых мест/шт., вес брутто/нетто 177,00 кг.
Бензонасос в корпусе. Всего 1 грузовое место/шт., вес брутто/нетто 0,97 кг.
Бардочек между сидений. Всего 8 грузовых мест/шт., вес брутто/нетто 29,00 кг.
Подкрылок. Всего 5 грузовых мест/шт., вес брутто/нетто 1,81 кг.
Главный тормозной цилиндр с вакуммником. Всего 1 грузовое место/шт., вес брутто/нетто 2,95 кг.
Привод. Всего 3 грузовых места/шт., вес брутто/нетто 18,22 кг.
Амортизатор. Всего 1 грузовое место/шт., вес брутто/нетто 1,47 кг.
Домкрат с ручкой и балонным ключом. Всего 1 грузовое место/шт., вес брутто/нетто 3,48 кг.
Порог. Всего 2 грузовых места/шт., вес брутто/нетто 3,00 кг.
Всего незаявленного товара – 29 грузовых мест/шт. Общий вес брутто/нетто 237,90 кг.
Товар, явившийся предметом административного правонарушения, изъят по протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей по делу об административном правонарушении № 10702000-2877/2023 от 23 ноября 2023 года и передан на ответственное хранение по акту приема-передачи материальных ценностей от 27 ноября 2023 года на СВХ ООО «Комплексные решения», по адресу: <адрес>.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья З.В. Костюк