Дело №2- 218 (2019)
32RS0027-01-2018-005659-32
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
31 января 2019 года г.Брянск
Советский районный суд г.Брянска в составе
председательствующего судьи Борлакова М.Р.,
при секретаре Семерневой А.М.,
с участием
помощника прокурора Комаричского района Брянской области Манджиева Е.Р.,
представителя ответчика –
КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» Никандровой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комаричского района к Департаменту строительства Брянской области, КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении установить стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги «Комаричи-Лубошево», проходящего по территории с. Аркино Комаричского района Брянской области,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Комаричского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге, проходящей по ул. Школьной с. Аркино Комаричского района Брянской области.
Р’ С…РѕРґРµ проверки, проведенной СЃ привлечением представителей РћР“РБДД РњРћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Севский», администрации Комаричского района Брянской области, было установлено, что РІ нарушение Рї. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования» РЅР° данном участке автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё отсутствует стационарное уличное освещение.
Указанные нарушения законодательства и правил дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают риск аварийной ситуации в районе, угрожают здоровью и жизни населения, поскольку данный участок автомобильной дороги является часть населенного пункта, по которому осуществляется активное движение пешеходов и транспорта.
На основании изложенного истец просил суд обязать Департамент строительства Брянской области, казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области» принять меры по установке стационарного электрического освещения участка автомобильной дороги «Комаричи-Лубошево», проходящего по ул. Школьной с. Аркино Комаричского района Брянской области.
В судебном заседании представитель истца Маджиев Е.Р. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика – КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» Никандрова М.Е. в судебном заседании исковые требования признала, однако пояснила, что на оборудование освещения участка автомобильной дороги требуется значительное время, просила установить срок исполнения исковых требований до 31.12.2020 года.
Представитель ответчика – Департамента строительства Брянской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания извещен надлежащим образом. Направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просил в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лица – РћР“РБДД РњРћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Севский», РђСЂРєРёРЅСЃРєРѕР№ сельской администрации Комаричского района Брянской области РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ РґРЅРµ Рё времени извещены надлежащим образом, РІ материалах дела имеются ходатайства Рѕ рассмотрении дела без участия представителей третьих лиц.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с частями 1,5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Комаричского района Брянской области была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге, расположенной на территории с. Аркино Комаричского района Брянской области.
По итогам указанной проверки, изложенным в справке о результатах проверки от 13.07.2018 г., было установлено, что по ул. Школьной с. Аркино Комаричского района Брянской области проходит автомобильная дорога «Комаричи – Лубошево. При этом уличное освещение на данном участке автомобильной дороги отсутствует, каким-либо оборудованием для размещения уличного освещения (фонарными столбами, фонарями и т.д.) данный участок не оснащен.
Указанные обстоятельства так же подтверждаются фотоматериалами с места осмотра. Таким образом, создается угроза жизни и здоровью граждан со стороны движущихся по вышеуказанным дорогам транспортных средств, которые в силу действующего гражданского законодательства относятся к категории источников повышенной опасности.
Задачами Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 Закона № 196-ФЗ, основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона №196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 5 Закона № 196-ФЗ, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Приказом Ростехрегулирования РѕС‚ 23.10.2017 Рі. в„–270-СЃС‚ утвержден национальный стандарт Р Р¤ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования».
РџСѓРЅРєС‚ 4.6.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства РїРѕ техническому регулированию Рё метрологии РѕС‚ 23.10.2007 в„–270-СЃС‚, устанавливает требования Рє наружному освещению.
Согласно Рї. 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства» освещение должно быть обеспечено РЅР° участках, проходящих РїРѕ населенным пунктам Рё Р·Р° РёС… пределами РЅР° расстоянии РѕС‚ РЅРёС… РЅРµ менее 100 Рј.
В соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 N 286-п "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области", автомобильная дорога «Комаричи – Лубошево» включена в указанный перечень.
Согласно п. 1.5 устава КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» от 31.12.2010г., данное учреждение является государственным учреждением, созданным в целях реализации областной государственной политики в сфере автомобильных дорог общего пользования и дорожной деятельности, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.
При этом учреждение осуществляет, среди прочего свою деятельность по следующим основным направлениям: анализ состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения с использованием различных форм контроля (п.2.2.2 устава); реализация мер по совершенствованию материально-технической базы дорожной отрасли области (п.2.2.3 устава); разработка и осуществление мер по обеспечению безопасности и бесперебойного движения транспортных средств, повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, разработка и осуществление мер по охране окружающей среды, организации движения и информации пользователей об условиях движения по автомобильным дорогам (п.2.2.6).
Согласно п. 1.3. устава (в последней редакции), функции и полномочия учредителя учреждения от имени Брянской области осуществляет Департамент строительства и архитектуры Брянской области (в настоящее время Департамент строительства Брянской области). Данный департамент выполняет также функции и полномочия главного распорядителя финансовых средств учреждения.
В соответствии с п. 3.41. Положения о департаменте строительства Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 17.08.2017 №139, данный департамент является главным распорядителем средств областного бюджета в сфере дорожного хозяйства. Также он в пределах компетенции участвует в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения (п. 3.42).
Соответственно, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям Департамента строительства Брянской области и КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».
Таким образом, ответчики в пределах своей компетенции и уставных целей обязаны организовать работы по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные исковые требования обоснованными, поскольку они свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения требований истца, суду не представлено.
При этом, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда д 31 декабря 2020 года.
На основании изложенного суд полагает исковые требования прокурора Комаричского района Брянской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Комаричского района Брянской области - удовлетворить.
Обязать Департамент строительства Брянской области, казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области» принять меры по установке стационарного электрического освещения участка автомобильной дороги «Комаричи – Лубошево», проходящего по ул. Школьной с. Аркино Комаричского района Брянской области, установив срок исполнения решения суда до 31 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Р. Борлаков
Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2019 года.