Дело № 2а-1174/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 марта 2020 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Кныш Н.Н.,
при помощнике – Ильине Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Гагаринского района г. Севастополя в интересах государства, общества и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю,
установил:
Прокурор Гагаринского района г. Севастополя обратился с административным исковым заявлением в интересах государства, общества и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет» на странице сайта http://vk.com/alex_lemur/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Заявленные требованиями обоснованы тем, что прокуратурой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице интернет - сайта, расположенного по адресу: http://vk.com/alex_lemur/ информации о продаже экзотического животного – лемура лори. При этом на указанной Интернет-странице отсутствуют сведения о соблюдении установленного порядка добывания, содержания указанного объекта животного мира и наличия документов на право ввоза указанного животного, охраняемого международными договорами РФ, то есть отсутствует документация, подтверждающая оборот указанного животного на территории Российской Федерации в соответствии с установленными законом требованиями.
В целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Прокурора Гагаринского района г. Севастополя Колбина Ю.С. настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Заинтересованное лицо полномочного представителя для участия в судебном заседании не направило, извещено надлежаще.
Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о судебном заседании, принимая во внимание отсутствие каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
При обращении в суд в своих исковых требованиях административный истец заявил о применении мер предварительной защиты по административному иску путем ограничения доступа к информации, размещенной на интернет-странице http://vk.com/alex_lemur, мотивировав это тем, что защита интересов государства, общества и неопределенного круга лиц будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Изучив заявление административного истца и приложенные документы, суд удовлетворил заявление и вынес определение, которым ограничил доступ к информации, размещенной на интернет-странице http://vk.com/alex_lemur.
Исследовав и оценив представленные в исковом заявлении доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Целью обращения прокурора в суд с вышеуказанным административным иском является последующее включение сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ №-149).
Частями 1 и 6 ст. 10 ФЗ №-149 в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Выше названный интернет ресурс предлагает продажу различных редких диких животных, в особенности лемуров, лори и обезьян. Информация доступна для публичного ознакомления неопределенному кругу лиц. При просмотре сообщества обнаружены изображения с демонстрацией различных видов лемуров, лори и обезьян с возможностью доставки в любой регион России. «ВКонтакте» - социальная сеть, функционирующая со свободной регистрацией пользователей, в связи с чем, предоставляющая неопределенному кругу лиц, возможность ознакомиться с содержанием страниц, зарегистрированных в социальной сети пользователей групп.
Постановлением Совета Министров СССР от 04.08.1976 года № 612 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.09.1976 года № 501 была ратифицирована Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, подписанная 3 марта 1973 года в Вашингтоне.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2008 № 337 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из конвенции о международной торговли видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года, в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб»:
- ввоз и вывоз из Российской Федерации видов дикой фауны находящихся под угрозой исчезновения, подпадающих под действие Конвенции и их частей, допускается при наличии разрешения (сертификата) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, определенной административным органом, обеспечивающим выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из конвенции в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения.
В соответствии со статьями 21, 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
На основании ст. 81 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Лемур лори, находится на грани исчезновения, включен в Международную красную книгу - LUCN (VU) и Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), утвержденном 16 Конвенцией Сторон CITES и Росприроднадзором - административным органом CITES в России, действующим с 12 июня 2013 года и размещенный на сайте http://rpn.gov.ru/.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к совершению действий по приобретению особо ценного дикого животного с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон № 149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.
Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ оборотоспособностъ диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконные добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных).
Согласно ст. 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к совершению действий по приобретению особо ценных видов диких животных, за которые предусмотрена уголовная и административная ответственность, с помощью информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», является незаконным, а размещенная информация - подлежит запрету.
При рассмотрении дела судом установлено, что в сети Интернет имеется интернет-сайт: http://vk.com/alex_lemur, на котором в нарушение указанных требований законодательства размещена информация о продаже экзотического животного – лемура лори.
Доступ к указанной информации имеет неопределенный круг лиц.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –
решил:
Административное исковое заявление прокурора Гагаринского района г. Севастополя в интересах государства, общества и неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет - странице:
- http://vk.com/alex_lemur
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю включить страницу сайта в сети Интернет –http://vk.com/alex_lemur в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированное решение изготовлено 25.03.2020.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.Н. Кныш