Дело № ххха-190/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2018 года п.г.т. Холм-Жирковский
Сафоновский районный суд <адрес> в составе председательствующего
судьи Баринова В.П.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
с участием:
представителя административного истца Коваленко Т.Л.,
представителя административного ответчика Крылова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Агибаловского сельского поселения <адрес> о признании бездействия администрации в части организации в д. Агибалово, в д. Телябукино освещения улиц в вечернее и ночное время суток незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Агибаловского сельского поселения <адрес> о признании бездействия администрации в части организации в д. Агибалово и в д. Телябукино освещения улиц в вечернее и ночное время суток незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения, сославшись на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и противодействия терроризму на территории Агибаловского сельского поселения <адрес>. Проверкой установлено, что д. Телябукино и д. Агибалово в вечернее и ночное время суток не освещаются, что существенно влияет на безопасность дорожного движения в населенных пунктах, кроме того, существует большой риск наездов на транспортные средства, припаркованные для стоянки, а также способствует совершению террористических актов. Отсутствие освещения в населенных пунктах может повлечь за собой многочисленные неблагоприятные последствия. Так, например, уличная преступность обусловлена совокупностью множества факторов, в числе которых немаловажную роль играет активность жизнедеятельности людей, окружающая обстановка, освещенность на месте совершения преступлений. Поэтому от улучшения этих условий во многом зависит и успех в работе с уличной преступностью. Отсутствие освещения вблизи зданий социального назначения, которые часто становятся объектами нападений террористического характера, таких как школы, детские сады, дома культуры, здание администрации поселения, существенно повышает как риск возможного совершения террористических актов в отношении них, так и облегчает его совершение.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Коваленко Т.Л. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Агибаловского сельского поселения <адрес> - Крылов С.И. в судебное заседание явился, исковые требования признал частично, пояснив, что в д. Телябукино проживают только дачники и преимущественно в летний период. Летом у них имеется освещение, которое они смонтировали самостоятельно, и оплачивается ими, на балансе администрации оно не состоит. В д. Агибалово освещение имеется, но из-за недостаточности финансовых средств и несвоевременного устранения повреждений оно функционирует не в полном объеме.
Суд, заслушав объяснения заместителя прокурора Коваленко Т.Л., представителя административного ответчика Крылова С.И., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Как следует из положений ч. 1 ст. 37 Федерального закона от дд.мм.гггг № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Деятельность органов местного самоуправления поселений по противодействию терроризму осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от дд.мм.гггг № ххх «О мерах по противодействию терроризму».
Федеральным законом от дд.мм.гггг № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с п. 4 ст. 3, п. 3 ст. 5 которого, в целях противодействия терроризму органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять мероприятия по противодействию терроризму по организации разработки и осуществления мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма. Результатом реализации указанных полномочий органов местного самоуправления должно являться обеспечение безопасности объектов с пребыванием людей, в том числе массовым.
В силу ст.17 Федерального закона от дд.мм.гггг № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденному Постановлением Госстандарта России от дд.мм.гггг № ххх, требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется с дд.мм.гггг на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Данным стандартом предусмотрены и требования к наружному освещению (п.4.6).
Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. (п.4.6.1).
Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк. (п.4.6.2).
Допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. (п.4.6.4).
Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п.4.6.5).
В силу п.3 ст.15 Федерального закона от дд.мм.гггг № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п.12 ст.3 названного Федерального закона, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пп. 5, 7.1, 19 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма в границах поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Исходя из анализа вышеперечисленных норм действующего законодательства, к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, то есть вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей. К ним, в частности, относятся вопросы о противодействии терроризма и экстремизма, безопасности дорожного движения, в т.ч. и вопросы организации уличного освещения в муниципальном образовании, поскольку его отсутствие нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
К указанным в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи обстоятельствам относятся:
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
- соблюдены ли сроки обращения в суд.
К обстоятельствам указанным в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи относятся:
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (ч.10 статьи)
Как следует из материалов дела, дд.мм.гггг прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и противодействия терроризму, в ходе которой установлено, что д. Телябукино в вечернее и ночное время суток не освещаются, что подтверждается соответствующим Актом.
Таким образом, сроки обращения в суд административным истцом соблюдены.
Отсутствие уличного освещения в вечернее и ночное время в д. Телябукино и периодическое отсутствие освещения в д. Агибалово не отрицается самим главой администрации.
Отсутствие в акте проверки сведений относительно д. Агибалово, с учетом вышеизложенных правил, предусмотренных ст. 226 КАС РФ, само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доказательств организации освещения в вечернее и ночное время в указанных населенных пунктах, соответствующего действующим нормам и стандартам, административным ответчиком не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что отсутствие освещения в вечернее и ночное время д. Телябукино и д. Агибалово <адрес> влечет повышение травмоопасности при перемещении по территории населенного пункта, порождает криминогенный фон в населенном пункте, создает угрозу безопасности дорожного движения, проявлению терроризма и экстремизма, то есть нарушает право граждан на благоприятные условия проживания, что не позволяет достичь целей деятельности органов местного самоуправления - решение вопросов местного значения в интересах жителей поселения.
Организация освещения улиц является публичной обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц - жителей д. Телябукино и д. Агибалово <адрес>, а также обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений, в т.ч. террористического характера. Данная обязанность напрямую возложена нормами действующего законодательства на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с обеспечением уличного освещения на территории поселения.
Таким образом, суд полагает доказанным, что организация освещения улиц относится к вопросам местного значения, администрация Агибаловского сельского поселения <адрес>, как исполнительно-распорядительный орган, осуществляет организацию такого освещения, и, являясь органом местного самоуправления, обязана была принять необходимые меры для обеспечения уличного освещения в населенных пунктах, однако, в нарушение требований вышеназванного действующего законодательства, до настоящего времени не организовала уличное освещение, чем допустила бездействие, которое повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц.
Доводы административного ответчика на отсутствие на балансе администрации наружных осветительных установок в д. Телябукино, не свидетельствует о законности действий органа местного самоуправления, и не освобождает административного ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей по освещению улиц поселения в вечернее и ночное время.
В связи с тем, что организация уличного освещения в населенном пункте в вечернее и ночное время необходима для соблюдения прав и свобод неопределенного круга лиц и обеспечения их безопасности, бездействие администрации Агибаловского сельского поселения <адрес> является незаконным и влечет возложение на нее обязанности устранить данное нарушение.
При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины представляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Вместе с тем, от уплаты государственной пошлины также освобождаются и государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов), или ответчиков (административных ответчиков) (п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ).
При таких обстоятельствах, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Агибаловского сельского поселения <адрес> удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации муниципального образования Агибаловского сельского поселения <адрес> в части организации в деревнях Агибалово и Телябукино Агибаловского сельского поселения <адрес> освещения улиц в вечернее и ночное время суток незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Агибаловского сельского поселения <адрес> организовать в деревнях Агибалово и Телябукино Агибаловского сельского поселения <адрес> освещение улиц в вечернее и ночное время суток в соответствии с действующими нормативными актами и стандартами.
Об исполнении решения суда в месячный срок со дня его вступления в законную силу сообщить в суд, вынесший данное решение и прокурору <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: подпись В.П. Баринов
Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг.