12 мая 2022 г. г. Уфа
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 2-10507/2021 (№33-8164/2022)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Пономаревой Л.Х.,
судей Абдрахмановой Э.Я.,
Алексеенко О.В.,
при секретаре Кадыровой К.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 декабря 2021 г., которым постановлено:
иск прокурора Чишминского района Республики Башкортостан, действующего в интересах Башмаковой Г.М., действующей за несовершенного ребенка ФИО13 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению одним из лекарственных препаратов, удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организовать бесперебойные поставки ФИО10, дата года рождения, одним из лекарственных препаратов: ..., ..., ..., ..., ... в дозе 0,5 г/кг вне зависимости от претрансфузионной концентрации IgG 1 раз в 4 недели.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия
установила:
прокурор Чишминского района города Уфы, действующий в интересах Башмаковой Г.М., действующей в интересах ребенка-инвалида ФИО10, к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению одним из лекарственных препаратов, указывая, что ФИО10, дата года рождения, является ребенком-инвалидом с 2020 г. с основным диагнозом: .... ...; ...: ..., ...; ...: ....
Согласно потребности для детей, больных первичным иммунодефицитом, выписке из протокола врачебной подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств и лечебного питания Лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» г.Москвы от 07.04.2021 №...В-ЛК и врачебной комиссии ГБУЗ РБ «Чишминская Центральная районная больница» от 27.05.2021 ФИО10 рекомендована заместительная терапия одним из лекарственных препаратов ..., ..., ..., ..., ... ... в дозе 0,5 г/кг вне зависимости от претрансфузионной концентрации IgG 1 раз в 4 недели.
Истец просил возложить на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязанность по организации бесперебойной поставки ФИО10, дата года рождения, одним из лекарственных препаратов: ..., ..., ..., ..., ... в дозе 0,5 г/кг вне зависимости от претрансфузионной концентрации IgG 1 раз в 4 недели.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан считает постановленное решение суда незаконным, необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование жалобы указано, что федеральным законом предусмотрен необходимый алгоритм действий, направленный на соблюдение установленного порядка при осуществлении закупок (проведение аукциона в электронной форме от включения закупки в план график закупок до заключения контракта), требующий временных затрат. Ввиду объективных причин, которые не зависят от действий Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, а именно - отсутствие лекарственного препарата на территории Российской Федерации, решение суда заведомо неисполнимое.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав прокурора Валиуллину Г.Р., Башмакову Г.М, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения суда.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "г" преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Исходя из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Пунктом 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494, определено, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Судом первой инстанции установлено, что несовершеннолетняя ФИО10, дата года рождения является ребенком-инвалидом, что подтверждается справой МСЭ-2017 №....
ФИО10 установлен основной диагноз: .... ...; ...: ..., ...; ...: ....
Согласно заключению врачебной комиссии протокола врачебной подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств и лечебного питания Лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» г.Москвы от 07.04.2021 №...В-ЛК и врачебной комиссии ГБУЗ РБ «Чишминская Центральная районная больница» от 27.05.2021 ФИО10 рекомендована заместительная терапия одним из лекарственных препаратов ..., ..., ..., ..., ... в дозе 0,5 г/кг вне зависимости от претрансфузионной концентрации IgG 1 раз в 4 недели.
Из служебной записки от 17.11.2021 начальника отдела организации медицинской помощи детям и родовспоможения Минздрава РБ ФИО5 в адрес заместителя начальника ООФДиЛО Минздрав РБ ФИО6 следует, что в настоящее время препараты: ..., ..., ..., Октагам, ... (МНН: ...) находятся в дефектуре на территории РФ, пациентам с диагнозом: ... показано проведение заместительной терапии препаратами иммуноглобулина человеческого нормального для подкожного (ПКИГ) введения высокого уровня очистки: «Cutaquig» (МНН: Иммуноглобулин человека нормальный). В настоящее время ведется работа по сбору документов для направления заявки на закуп препарата «Cutaquig» (МНН: Иммуноглобулин человека нормальный) производитель Octapharma Limited, Германия, незарегистрированного на территории Российской Федерации, в благотворительный фонд «Круг добра».
При разрешении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 41 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.2011 г. 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в связи с чем пришел к выводу о том, что необеспечение ребенка-инвалида ФИО9 одним из необходимых медицинских препаратов нарушает ее право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо. Поскольку в настоящее время обеспечение медцинскими препаратами возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, препараты ..., ..., ..., ..., ... необходимы ребенку-инвалиду ФИО9 по жизненным показаниям, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, сделаны на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии лекарственного препарата на территории Российской Федерации, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Порядок ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию в силу статьи 47 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ устанавливается Правительством Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
При этом пункт 3 приведенной статьи закона допускает ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента в установленном порядке.
Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, в том числе незарегистрированных на территории Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 853 "Об утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Таким образом, доводы апелляционной являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, которым в оспариваемом судебном постановлении с соблюдением требований ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов апелляционной жалобы состоявшегося по делу решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Х. Пономарева
Судьи Э.Я. Абдрахманова
О.В. Алексеенко
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 мая 2022 г.
Справка: судья Ивченкова Ю.М.