Решение по делу № 33-8164/2022 от 13.04.2022

12 мая 2022 г.                                                   г. Уфа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 2-10507/2021 (№33-8164/2022)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего                 Пономаревой Л.Х.,

судей                                Абдрахмановой Э.Я.,

                                          Алексеенко О.В.,

при секретаре                        Кадыровой К.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 декабря 2021 г., которым постановлено:

иск прокурора Чишминского района Республики Башкортостан, действующего в интересах Башмаковой Г.М., действующей за несовершенного ребенка ФИО13 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению одним из лекарственных препаратов, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организовать бесперебойные поставки ФИО10, дата года рождения, одним из лекарственных препаратов: ..., ..., ..., ..., ... в дозе 0,5 г/кг вне зависимости от претрансфузионной концентрации IgG 1 раз в 4 недели.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия

установила:

прокурор Чишминского района города Уфы, действующий в интересах Башмаковой Г.М., действующей в интересах ребенка-инвалида ФИО10, к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению одним из лекарственных препаратов, указывая, что ФИО10, дата года рождения, является ребенком-инвалидом с 2020 г. с основным диагнозом: .... ...; ...: ..., ...; ...: ....

Согласно потребности для детей, больных первичным иммунодефицитом, выписке из протокола врачебной подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств и лечебного питания Лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» г.Москвы от 07.04.2021 №...В-ЛК и врачебной комиссии ГБУЗ РБ «Чишминская Центральная районная больница» от 27.05.2021 ФИО10 рекомендована заместительная терапия одним из лекарственных препаратов ..., ..., ..., ..., ... ... в дозе 0,5 г/кг вне зависимости от претрансфузионной концентрации IgG 1 раз в 4 недели.

Истец просил возложить на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязанность по организации бесперебойной поставки ФИО10, дата года рождения, одним из лекарственных препаратов: ..., ..., ..., ..., ... в дозе 0,5 г/кг вне зависимости от претрансфузионной концентрации IgG 1 раз в 4 недели.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан считает постановленное решение суда незаконным, необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование жалобы указано, что федеральным законом предусмотрен необходимый алгоритм действий, направленный на соблюдение установленного порядка при осуществлении закупок (проведение аукциона в электронной форме от включения закупки в план график закупок до заключения контракта), требующий временных затрат. Ввиду объективных причин, которые не зависят от действий Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, а именно - отсутствие лекарственного препарата на территории Российской Федерации, решение суда заведомо неисполнимое.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав прокурора Валиуллину Г.Р., Башмакову Г.М, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения суда.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "г" преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Исходя из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Пунктом 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494, определено, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 1506.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Судом первой инстанции установлено, что несовершеннолетняя ФИО10, дата года рождения является ребенком-инвалидом, что подтверждается справой МСЭ-2017 №....

ФИО10 установлен основной диагноз: .... ...; ...: ..., ...; ...: ....

Согласно заключению врачебной комиссии протокола врачебной подкомиссии по рациональному назначению лекарственных средств и лечебного питания Лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» г.Москвы от 07.04.2021 №...В-ЛК и врачебной комиссии ГБУЗ РБ «Чишминская Центральная районная больница» от 27.05.2021 ФИО10 рекомендована заместительная терапия одним из лекарственных препаратов ..., ..., ..., ..., ... в дозе 0,5 г/кг вне зависимости от претрансфузионной концентрации IgG 1 раз в 4 недели.

Из служебной записки от 17.11.2021 начальника отдела организации медицинской помощи детям и родовспоможения Минздрава РБ ФИО5 в адрес заместителя начальника ООФДиЛО Минздрав РБ ФИО6 следует, что в настоящее время препараты: ..., ..., ..., Октагам, ... (МНН: ...) находятся в дефектуре на территории РФ, пациентам с диагнозом: ... показано проведение заместительной терапии препаратами иммуноглобулина человеческого нормального для подкожного (ПКИГ) введения высокого уровня очистки: «Cutaquig» (МНН: Иммуноглобулин человека нормальный). В настоящее время ведется работа по сбору документов для направления заявки на закуп препарата «Cutaquig» (МНН: Иммуноглобулин человека нормальный) производитель Octapharma Limited, Германия, незарегистрированного на территории Российской Федерации, в благотворительный фонд «Круг добра».

При разрешении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 41 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.2011 г. 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в связи с чем пришел к выводу о том, что необеспечение ребенка-инвалида ФИО9 одним из необходимых медицинских препаратов нарушает ее право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо. Поскольку в настоящее время обеспечение медцинскими препаратами возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, препараты ..., ..., ..., ..., ... необходимы ребенку-инвалиду ФИО9 по жизненным показаниям, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, сделаны на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, при правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии лекарственного препарата на территории Российской Федерации, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.

Порядок ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию в силу статьи 47 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ устанавливается Правительством Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При этом пункт 3 приведенной статьи закона допускает ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента в установленном порядке.

Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, в том числе незарегистрированных на территории Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 853 "Об утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Таким образом, доводы апелляционной являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, которым в оспариваемом судебном постановлении с соблюдением требований ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов апелляционной жалобы состоявшегося по делу решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий                     Л.Х. Пономарева

Судьи                                Э.Я. Абдрахманова

О.В. Алексеенко

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 мая 2022 г.

Справка: судья Ивченкова Ю.М.

33-8164/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Башмакова Гузел Мидехатовна, действующая за несовершеннолетнего ребенка
Информация скрыта
прокурор Чишминского района Республики Башкортостан
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
Другие
ГКУ-Управление материально-технического обеспечения Минздрава РБ
Министерство финансов РБ
ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Д.Рогачева
Министерство здравоохранения РФ
ГБУЗ РБ Чишминская центральная районная больница
ГУП Башфармация Республики Башкортостан
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Пономарева Лилия Халимовна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
14.04.2022Передача дела судье
12.05.2022Судебное заседание
23.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2022Передано в экспедицию
12.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее