Решение от 04.03.2020 по делу № 2а-1231/2020 от 07.02.2020

УИД 24RS0040-01-2020-000689-32                     № 2а-1231/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2020 года          город Норильск Красноярского края

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Горяевой М.В., с участием административного истца Антонова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антонова Д.В. к ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании действий, связанных с удержанием денежных средств,

установил:

Антонов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю в части удержания денежных средств, мотивируя тем, что из поступивших на его имя денежных переводов от родителей, были удержаны денежные средства в счет погашения гражданских исков и уплаты алиментов. Полагая, что с денежных средств, поступающих на его счет в качестве переводов от родственников, удержания производиться не могут, поскольку они доходом не являются, просил признать незаконными действия администрации исправительного учреждения, обязать бухгалтерию исправительного учреждения прекратить удержания из поступающих на его имя денежных переводов от родителей.

Административный истец Антонов Д.В., принимающий участие в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, пояснив, что последнее удержание было произведено более года назад, ранее в суд не обращался, так как знакомился с положениями Налогового кодекса и Конституции Российской Федерации.

Административный ответчик, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела, представителя в судебное заседание не направил, представитель административного ответчика ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю Соколова М.А., действующая на основании доверенности от 08.11.2019 , просила о рассмотрении дела в своё отсутствие (<данные изъяты>).

Суд не признал явку представителя административного ответчика в судебное заседание обязательной и считает, что его неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания представителя, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика, в соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав административного истца, исследовав доказательства в письменной форме, оценив доводы сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.

Судом установлено, что административный истец Антонов Д.В. по приговору суда отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

На основании судебного приказа №2-494/69/2019 от 25.03.2019, выданного мировым судьей судебного участка №64 в Октябрьском районе г.Красноярска с Антонова Д.В. взысканы алименты в пользу Б. на содержание ребенка в размере ? доли доходов ежемесячно.

На основании вступившего в законную силу 26.09.2013 решения Красноярского краевого суда по делу №2-45/12 с Антонова Д.В. взысканы денежные средства в сумме 100 000 рублей в пользу И.., в пользу А. в сумме 500 000 рублей, в пользу Л. в сумме 333 000 рублей 30 копеек, в пользу Р. в сумме 200 000 рублей, в пользу Д. в сумме 268 316 рублей, в пользу В. в сумме 189 800 рублей, в пользу О.. в сумме 500 000 рублей и в сумме 54 300 рублей, в пользу Б. в сумме 333 000 рублей 30 копеек, а также процессуальные издержки в сумме 168 000 рублей, исполнительский сбор в сумме 11 760 рублей.

На основании постановлений судебных приставов-исполнителей взыскание было обращено на доходы административного истца, а исполнительные документы направлены по месту получения Антоновым Д.В. дохода – в исправительное учреждение ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными материалами исполнительных производств (<данные изъяты>).

Как следует из платежного поручения от 24.10.2018, на лицевой счет Антонова Д.В. поступил денежный перевод в размере 10 000 рублей от З. (<данные изъяты>).

Согласно платежному поручению от 05.06.2019, на лицевой счет Антонова Д.В. поступил денежный перевод в размере 1 000 рублей от З. (<данные изъяты>).

Из представленных в деле вкладышей к лицевому счету административного истца и заявок на кассовый расход следует, что из поступивших на счет Антонова Д.В. денежных средств 7 000 рублей были удержаны и перечислены в адрес подразделения службы судебных приставов в счет уплаты обязательств перед указанными выше взыскателями (<данные изъяты>).

Указанные обстоятельства также подтверждаются письмом временно исполняющего обязанности главного бухгалтера ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю П. (<данные изъяты>).

В силу части 1 статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в периода отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.

Согласно части 5 статьи 91 УИК РФ осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам.

В соответствии со статьей 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

На лицевой счет осужденных зачисляется, независимо от всех удержаний, не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (часть 3 статьи 107 УИК РФ).

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), статей 12 и 13 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременного совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения-с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (часть 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве).

По смыслу части 2 статьи 100 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам допускается в отношении любых доходов граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за исключением видов доходов, перечисленных в статье 101 указанного выше Закона.

Статьей 101 Закона об исполнительном производстве установлено 17 видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено, к числу которых не отнесены денежные переводы физических лиц, поступающие на лицевые счета осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что кроме доходов, перечисленных в статье 101 Закона об исполнительном производстве, обращение взыскания по исполнительным документам на денежные переводы и кассовые поступления на лицевые счета осужденных, в том числе от их родственников, осуществляются администрацией учреждения в установленном порядке в соответствии с требованиями части 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве, но не более 70%.

При этом федеральным законодателем не предусмотрено какого-либо письменного согласия осужденного на принудительное удержание по постановлениям об обращении взыскания на заработную плату, пенсию и иные доходы должника.

Денежные средства, находящиеся на лицевом счете осужденного, независимо от источника их поступления (оплата труда либо переводы от иных лиц в дар), являются собственностью самого осужденного, его доходами, которыми тот вправе распоряжаться по своему усмотрению, поэтому к ним в полном объеме должны применяться положения как уголовно-исполнительного законодательства, так и законодательства об исполнительном производстве.

В этой связи доводы Антонова Д.В. о незаконном удержании из поступивших ему денежных переводов от родственников средств в счет уплаты алиментов и других взысканий по исполнительным производствам судом во внимание не принимаются, поскольку основаны на неверном понимании закона.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия администрации исправительного учреждения на принятие оспариваемых решений (совершение оспариваемых действий), порядок и основания их принятия (совершения) соблюдены, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Кроме этого, согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено судом, события, с которыми административный истец связывает нарушение своих прав, имели место 24.10.2018 и 05.06.2019.

Из пояснений Антонова Д.В. в судебном заседании следует, что о предполагаемом нарушении прав ему стало известно примерно за год до судебного заседания.

Вместе с тем, с настоящим административным иском Антонов Д.В. обратился в Норильский городской суд 03.02.2020, то есть спустя более семи месяцев после последнего удержания и четырех месяцев после истечения установленного законом трехмесячного срока обращения в суд, при этом о каких-либо уважительных причинах пропуска указанного срока на обращение в суд, объективно препятствующих такому обращению, Антонов Д.В. не сообщил, судом таких причин в ходе рассмотрения административного дела также не установлено. Ознакомление Антонова Д.В. с нормами действующего законодательства в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд признаны быть не могут, поскольку объективно не могли препятствовать такому обращению.

В этой связи суд приходит к выводу о пропуске Антоновым Д.В. срока на обращение в суд без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░-15 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                        ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░░░░ 31.03.2020.

2а-1231/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Антонов Денис Викторович
Ответчики
ФКУ ИК-15
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Курунин Сергей Васильевич
Дело на сайте суда
norilsk.krk.sudrf.ru
07.02.2020Регистрация административного искового заявления
10.02.2020Передача материалов судье
12.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2020Судебное заседание
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее