УИД: 19RS0013-01-2021-000309-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сорск 29 июня 2021 г.
Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Козулиной Н.Ю.
при секретаре судебного заседания Кузнецовой О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-149/2021 г. по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия к МУП «Сорская городская котельная» об обязании устранить нарушения законодательства в области промышленной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка деятельности МУП «Сорская городская котельная», на предмет исполнения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. По результатам проверки было установлено, что Предприятие является ресурсоснабжающей организацией г. Сорска и оказывает коммунальные, жилищные и бытовые услуги на основании договора аренды муниципального имущества, а также, осуществляет эксплуатацию центральной отопительной котельной г. Сорска и котельной п. Геологов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, в частности, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, способные возгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (пункт 1 Приложения).
Согласно с пунктам 2, 7 приложения к Положению, в перечень выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности включена, в том числе, деятельность по использованию (эксплуатации) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии), воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
На центральной отопительной котельной имеется ряд технических устройств, работающих под давлением и применяемых в составе опасного производства (котлы и ПСВ), следовательно Предприятием осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта.
Абзацем 2 части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ предусмотрено, что работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Часть 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ закреплено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
- обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в
области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
- выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее - Правила).
Согласно п. 214 Правил, комиссия по проверке оборудования опасного производственного объекта к пуску включает в себя уполномоченного представителя Ростехнадзора.
В соответствии с п. 222 Правил не позднее 10 рабочих дней после даты принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора информацию для осуществления учета оборудования под давлением, при, этом котлы передвижных (транспортабельных) котельных установок подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту нахождения (государственной регистрации) эксплуатирующей организации.
Пунктом 228 Правил установлено, что организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие, эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая, организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации, в частности, в этих целях назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (специалистов и рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном распорядительными документами организации порядке к самостоятельной работе.
В силу п. 233 Правил ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением должен контролировать своевременность и полноту проведения ремонта (реконструкции), а также соблюдение требований настоящих Правил при проведении ремонтных работ.
В соответствии с п. 247 Правил для содержания оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и предотвращения риска аварийных ситуаций эксплуатирующая организация должна обеспечить проведение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов, неплановых ремонтов (при необходимости по техническому состоянию оборудования) работниками собственных подразделений и (или) с привлечением специализированных организаций.
Подпунктом «а» пункта 236 Правил установлено, что ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, должен обеспечивать содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии, выполнение обслуживающим персоналом производственных инструкций, проведение своевременных ремонтов, подготовку оборудования к техническому освидетельствованию или диагностированию, а также контроль за безопасностью, полнотой и качеством их проведения.
Пунктом 329 Правил закреплено, что эксплуатирующая организация должна обеспечить своевременный ремонт котлов по утвержденному графику планово-предупредительного ремонта, а также неплановый ремонт при необходимости по фактическому состоянию котла. На каждый котел должен быть заведен ремонтный журнал, в который ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла вносит сведения о выполненных ремонтных работах, примененных материалах, сварке и сварщиках, об остановке котлов на чистку и промывку. Замена труб, заклепок и подвальцовка соединении труб с барабанами и коллекторами должны отмечаться на схеме расположения труб (заклепок), прикладываемой к ремонтному журналу. В ремонтном журнале также отражаются результаты осмотра котла до чистки с указанием толщины отложения накипи и шлама и все дефекты, выявленные в период ремонта.
Проверкой Енисейского управления Ростехнадзора, проведенной в феврале 2021 г., установлены следующие нарушения:
- вопреки требований абз. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ директор МУП «Сорская городская котельная» ФИО назначенный приказом (распоряжением) главы города Сорска «О приеме на работу работника» № 42 л/с от 15.09.2020 и приступивший к исполнению обязанностей с 15.09.2020, не аттестован по промышленной безопасности в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора (область аттестации А1);
- в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 214 Правил паровому котлу КЕ 25-14, заводской номер 03804, не проведены мероприятия по пуску в работу и организации надзора его безопасной эксплуатацией с участием инспектора Ростехнадзора;
- не исполнены требования ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 222 Правил, так как не выполнены по результатам проведенной экспертизы 65-ТУ-04427-2020 от 29.04.2020 мероприятия в отношении парового котла КЕ 25-14, заводской номер 03804, а именно: - не поставлен котел на учет;
- в нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п.п. 233, 247 Правил отсутствуют документы, подтверждающие контроль за своевременностью и полнотой: проведения ремонтов оборудования, работающего под давлением, а также соблюдением требований Правил при проведении ремонтных работ;
- вопреки ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 236 Правил в ремонтных журналах котлов лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, не внесло в 2020 году сведения о выполненных ремонтных работах, примененных материалах, сварке и сварщиках;
- в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 228 не укомплектован штат котельной в полном объеме (по штату машинистов- кочегаров - 13 чел., фактически - 9 чел.).
Устранение выявленных Ростехнадзором нарушений потребовано в выданном МУП «Сорская городская котельная» предписании от 24.02.2021 №17/5.
Несмотря на то, что срок устранения исполнения указанных пунктов предписания истек, предприятием, эксплуатирующим опасные производственные объекты, указанные нарушения законодательства о промышленной безопасности не устранены.
Непринятие МУП «Сорская городская котельная» мер по обеспечению безопасности опасного производственного объекта может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье работников предприятия и жителей г. Сорска, таким образом, имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, личную безопасность и безопасность имущества.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, просит обязать муниципальное унитарное предприятие «Сорская городская котельная» устранить нарушения законодательства, в области промышленной безопасности и в этих целях:
- обеспечить прохождение руководителем предприятия аттестации по промышленной безопасности в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора (область аттестации А1);
- провести мероприятия по пуску в работу и организации надзора безопасной эксплуатации парового котла КЕ 25-14, заводской номер 03804, с участием инспектора Ростехнадзора;
- выполнить предусмотренные экспертизой 65-ТУ-04427-2020 от 29.04.2020 мероприятия в отношении парового котла КЕ 25-14, заводской номер 03804, а именно постановку его на учет;
- обеспечить наличие документации, подтверждающей контроль за своевременностью и полнотой проведения ремонтов оборудования, работающего под давлением, а также соблюдением требований Правил при проведении ремонтных работ;
- обеспечить внесение в ремонтные журналы котлов сведения о выполненных в 2020 году ремонтных работах, примененных материалах, сварке и сварщиках;
- укомплектовать штат предприятия машинистами-кочегарами в количестве 13 чел.
Представитель истца - помощник прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Кузьмин Е. И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Против принятия судом признания иска представителем ответчика - МУП «Сорская городская котельная» не возражает, последствия признания исковых требований ему разъяснены и понятны.
Представитель ответчика МУП «Сорская городская котельная» Белюстина Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте его проведения была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, от нее поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия. Исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Против вынесения решения в порядке ст. 173 ГПК РФ не возражала.
Представитель третьего лица - администрации г. Сорска Спирина Н. Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте его проведения была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, от нее поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия. Против принятия судом признания иска представителем ответчика - МУП «Сорская городская котельная» не возражает, последствия признания исковых требований ей разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица - Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебном заседании отсутствовал по неизвестным причинам, хотя о времени и месте его проведения был уведомлен надлежащим образом и в установленный законом срок.
Суд, выслушав представителя истца - помощника прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Кузьмина Е. И., исследовав мнение представителя ответчика, представителя третьего лица, изложенное в их письменных заявлениях, изучив материалы дела, считает необходимым принять признание представителем ответчика - МУП «Сорская городская котельная» исковых требований по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ч.2 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку в данном случае признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает необходимым принять признание иска и вынести решение в порядке ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, согласно которой при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.39, ч.3 ст. 173, ч. 4 ст. 198, 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия к МУП «Сорская городская котельная» об обязании устранить нарушения законодательства в области промышленной безопасности, удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Сорская городская котельная» устранить нарушения законодательства, в области промышленной безопасности и в этих целях:
- обеспечить прохождение руководителем предприятия аттестации по промышленной безопасности в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора (область аттестации А1);
- провести мероприятия по пуску в работу и организации надзора безопасной эксплуатации парового котла КЕ 25-14, заводской номер 03804, с участием инспектора Ростехнадзора;
- выполнить предусмотренные экспертизой 65-ТУ-04427-2020 от 29.04.2020 мероприятия в отношении парового котла КЕ 25-14, заводской номер 03804, а именно постановку его на учет;
- обеспечить наличие документации, подтверждающей контроль за своевременностью и полнотой проведения ремонтов оборудования, работающего под давлением, а также соблюдением требований Правил при проведении ремонтных работ;
- обеспечить внесение в ремонтные журналы котлов сведения о выполненных в 2020 году ремонтных работах, примененных материалах, сварке и сварщиках;
- укомплектовать штат предприятия машинистами-кочегарами в количестве 13 чел.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Сорская городская котельная» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через суд, принявший решение.
Председательствующий Козулина Н.Ю.
СПРАВКА: Решение в окончательной форме изготовлено 29.06.2021 г.
Судья: Козулина Н.Ю.