Дело №5-245/2019 Великий Новгород
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
15 мая 2019 года судья Новгородского районного суда Новгородской области Пикалева Е.Ф., с участием представителя Северо-Западного управления Ростехнадзора Венкова О.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица
Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» юридический адрес: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором промышленной безопасности по Новгородской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Дембовским К.И. в отношении юридического лица Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», (далее – ООО «<данные изъяты>») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Определением главного государственного инспектора промышленной безопасности по Новгородской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Дембовского К.И. дело об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>» передано для рассмотрения по существу в Новгородский районный суд.
В судебное заседание законный представитель ООО «<данные изъяты>» не явился, юридическое лицо извещено о рассмотрении дела надлежащим образом.
Представитель Северо – Западного управления Ростехнадзора Венков О.С. пояснил, что факт допущенного нарушения подтвержден доказательствами, полученными в ходе проведения проверки юридического лица.
Изучив представленные материалы дела, выслушав лиц участвующих в дела, судья, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Исходя из особенностей конструкции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках производства по данному делу является установление факта принадлежности опасного производственного объекта, на котором выявлено соответствующее нарушение, лицу, привлекаемому к административной ответственности.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", производственные объекты - территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности.
В преамбуле к Федеральному закону указанно, что его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 3 того же Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Статьей 10 данного Закона определено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Исходя из приведенных норм, владельцем опасного объекта признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 11 данного Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 01 апреля соответствующего календарного года.
На основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Во исполнение возложенных полномочий Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «<данные изъяты>» по адресу осуществления деятельности: <адрес>
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, с которым ознакомлен представитель ООО «<данные изъяты>» Смирнов И.С., а также получил его копию.
Из материалов проверки и протокола об административном правонарушении следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «<данные изъяты>» при эксплуатации ООО «<данные изъяты>» опасных производственных объектов: сеть газопотребления ОАО «<данные изъяты>», по адресу: <адрес> выявлены нарушение требований п.1, 2 ст.9, ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", раздела I и V, п.141, п.143, п.149, п.9, п.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическом, технологическому и автономному надзору от 15.11.2013 №542, п.7, пп. «а, б, в, и» п.11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999г. №263, пункт 9 «Положения по разработке планов мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 №730, а именно: Общество осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта «<данные изъяты>» рег. № по адресу: <адрес> без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности; не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт «<данные изъяты>», обеспечивающих содержание сети газопотребления ООО «<данные изъяты>» в исправном и безопасном состоянии, выразившиеся: в не проведении мониторинга, технического обслуживания и ремонта на наружном газопроводе среднего давления (от отключающего устройства на месте выхода из земли до фасада котельной), на внутреннем газопроводе среднего давления - нарушено лакокрасочное покрытие и антикоррозионная защита; в не проведении очередной ежегодной поверки рабочих манометров (последняя проводилась в ДД.ММ.ГГГГ); в не проведении очередной проверки и поверки сигнализаторов ЭССА-СОО-СН4; не назначен решением руководителя эксплуатирующей организации работник осуществляющий производственный контроль; не организован и не осуществляется производственный контроль на опасном производственном объекте «<данные изъяты>», а именно: не обеспечивается проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности выразившееся в отсутствие контроля за выполнением газоопасных работ по нарядам-допускам; не обеспечено соблюдение требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации ООО «<данные изъяты>» (подготовка и аттестация руководителя); отсутствуют документы подтверждающие выполнение плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за ДД.ММ.ГГГГ; не проводится комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности не выявляются опасные факторы на рабочих местах; не представляется информация в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган о количестве инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах; не заключен с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договор на обслуживание, локализацию и ликвидацию аварий природного и техногенного характера на территории объекта заказчика; не разработан и согласован с руководителем профессионального аварийно-спасательной службы или профессионального аварийно-спасательного формирования План мероприятий по локализации и ликвидации аварий природного и техногенного характера; отсутствует специальный журнал для регистрации нарядов-допусков; отсутствует утвержденный техническим руководителем перечень газоопасных работ выполняемых без оформления наряда-допуска по производственным инструкциям, обеспечивающим их безопасное проведение; в составе организации отсутствует собственная газовая служба и не заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту наружного газопровода среднего давления (D=57 мм L=114,2 п.м.) с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ; отсутствуют разработанные и утвержденные производственные инструкции на периодически повторяющиеся газоопасные работы; не обеспечено проведение подготовки и аттестации с руководителей и специалистов в области промышленной безопасности: генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Смирнов И.С. не аттестован по А.1 (Общие требования промышленной безопасности) и Б7.1 (Эксплуатация систем газораспределения и газопотребления); не осуществляется аварийно-диспетчерское обеспечение сети газопотребления ООО «<данные изъяты>» - не заключен договор на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению; Общество, являющееся эксплуатирующей организацией, не обеспечило хранение проектной и исполнительной документации в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации): отсутствует проект на подземный газопровод (D=57 мм L=114,2 п.м.) среднего давления 2010 года; отсутствуют разработанные и утвержденные инструкции, на выполнение газоопасных работ для специалистов, рабочих обслуживающих сеть газопотребления ООО «<данные изъяты>», осуществляющих техническое обслуживание сети газопотребления и газового оборудования по договору № от ДД.ММ.ГГГГ обеспечивающие их безопасное проведение.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «<данные изъяты>» подтверждаются следующими доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о регистрации опасных производственных объектов от ДД.ММ.ГГГГ и другими письменными материалами дела.
Таким образом, совершенное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, в силу положений ст.24.5 КоАП РФ влекущих прекращение производства по делу, не выявлено.
Проанализировав вышеуказанные доказательства, судья приходит к выводу, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения законодательства в области промышленной безопасности, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, доказательств обратного не представлено.
Оценивая собранные и исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при получении данных доказательств, судья приходит к выводу о наличии в действиях ООО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Общественная опасность правонарушения, предусмотренного диспозицией ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, состоит в том, что оно посягает на правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения, в связи, с чем правонарушение не может квалифицироваться как малозначительное.
Согласно ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Административное приостановление деятельности назначается, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение целей административного наказания.
Учитывая при назначении административного наказания, в соответствии со ст.ст.4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, общественно-опасный характер совершенного административного правонарушения, количество выявленных нарушений, их существенность, совершение юридическим лицом подобного административного правонарушения в области промышленной безопасности впервые, судья считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа, полагая, что такой вид и размер административного наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания, оснований для приостановления деятельности юридического лица не установлено.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, основания для снижения штрафа ниже низшего предела, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, отсутствуют.
Смягчающим обстоятельством признается призвание вины, совершение подобного административного правонарушения впервые.
Отягчающих обстоятельств не установлено.
С учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением ООО «<данные изъяты>», судья на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ приходит к выводу о назначении минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
Признать юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (юридический адрес: <адрес> ИНН №, ОГРН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей.
Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
<данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Новгородского
районного суда Е.Ф.Пикалева