Решение по делу № 2-1662/2023 от 13.02.2023

Дело № 2-1662/2023

УИД 44RS0001-01-2023-000639-51

                                                 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2023 года                                                                                                  г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.,

при секретаре судебного заседания П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дела по исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Искра 44» о возложении обязанностей прекратить эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ,

установил:

Истец обратился в суд с выше указанным иском к С.Е., требования обоснованы тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности осуществления хозяйственной деятельности по производству древесного угля по адресу: 1 на земельном участке с к/н , в ходе которой установлено, что данный земельный участок принадлежит на праве собственности С.Е., относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для эксплуатации объекта промышленного назначения. По указанному адресу расположено 2 углетомительные печи. Расстояние от печей до жилых домов менее 500 метров (от места расположения пиролизных печей до адреса 2). Хозяйственная деятельность по производству древесного угля по указанному адресу осуществляется посредством эксплуатации углетомильных печей, являющихся источником выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, в том числе: азота оксида, азота диоксид, углерода оксида, бензапирена, взвешенные вещества и др. Сырьем для производства угля являются отходы лесозаготовительной деятельности -березовый кряж. Таким образом, производственная деятельность сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду. При осуществлении хозяйственной деятельности допущены грубые нарушения природоохранного законодательства. Пунктом 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, установлено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1 Санитарных правил). Согласно п. 7.1.5 Санитарных правил производства древесного угля при использовании углетомильных печей относятся к объектам 2 класса опасности, размер нормативной (ориентировочной) санитарно-защитной зоны составляет 500 метров. В нарушение указанных требований деятельность по производству древесного угля осуществляется в отсутствие установленной санитарно защитной зоны, проект СЗЗ в Управление Роспотребнадзора по Костромской области не поступал. Согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (I-IV). Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (ч. 4 ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). В нарушение требований закона, указанная промышленная площадка не поставлена на учет в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду, заявка на постановку данного объекта на указанный учет в уполномоченный орган - департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области не поступала. Таким образом, деятельность по производству древесного угля по адресу: 1 осуществляется с грубыми нарушениями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и, как следствие, здоровью человека. Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что атмосферный воздух является неотъемлемым компонентом окружающей среды, который в совокупности с другими компонентами обеспечивает благоприятные условия жизни человека, является частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, а гражданам гарантированно право на благоприятную окружающую среду, (ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). В связи с закрепленной в законодательстве об охране окружающей среды (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды») презумпцией экологической опасности, осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, обязанность доказывания безопасности лежит на собственнике углетомительных печей.

Истец просит возложить на С.Е., <дата> г.р, зарегистрированную по адресу: 3, обязанность прекратить эксплуатацию 2 (двух) углетомительных печей по адресу: 1, на земельном участке с кадастровым номером .

Судом к участию в деле в качестве соответчика лица привлечено ООО «Искра 44»(ОГРН 1224400002089, ИНН 4400008435).

Требования истцом были уточнены, просил возложить на ООО «Искра44» обязанность прекратить эксплуатацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1, на земельном участке с кадастровым номером до установления санитарно-защитной зоны объекта и оборудования источников выбросов установки очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов.

Возложить на С.Е. обязанность обеспечить прекращение эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером до установления санитарно-защитной зоны объекта и оборудования источников выбросов установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов.

Определением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> принят отказ прокурора от иска к С.Е., производство по делу в части требований о возложении на С.Е. обязанности обеспечить прекращение эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером до установления санитарно-защитной зоны объекта и оборудования источников выбросов установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов - прекращено.

В остальной части природоохранный прокурор требования уточнил, просил возложить на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанность в срок до <дата> осуществить следующие действия в отношении углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1, на земельном участке с кадастровым номером провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе решение об установлении санитарно-защитной зоны, оборудовать пиролизные печи установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представить сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Возложить на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанность прекратить производственную эксплуатацию (выработка древесного угля в объеме 30 тонн/месс.) источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером до исполнения обязанностей: по проведению исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представления в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявления об установлении санитарно-защитной зоны, получения в уполномоченном органе решения об установлении санитарно-защитной зоны, оборудования пиролизных печей установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представления сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

В судебном заседании помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора А.А. уточненный иск к ООО «Искара44» поддержал, не отрицал, полагал допустимым уточнить формулировку требований о получении в уполномоченном органе решения об установлении санитарно-защитной зоны, поскольку фактически речь идет о рассмотрении по существу соответствующего обращения ООО «Искра 44».

Представитель ООО «Искра44» С.К. полагала, что уточненные требования природоохранного прокурора не нарушают интересов ООО «Искра44», последним в настоящее время фактически принимаются меры, составляющие исковые требования.

Третьи лица Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Управление Роспотребнадзора по Костромской области, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Костромы в лице администрации города Костромы явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях каждый в отдельности иск прокурора поддерживали.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по адресу: 1 сформирован земельный участок общей площадью 1585 кв.м. с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности С.Е., относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для эксплуатации объекта промышленного назначения.

На основании Договора аренды от <дата> указанный земельный участок, а также часть нежилого строения, назначение склад (корейский), общей площадью 192,8 кв.м. ИП С.Е. передан в аренду ООО «ИСКРА 44».

Согласно пункту 1.3 Договора арендуемое имущество будет использоваться арендатором для производства органических веществ и их складирования.

В ходе рассмотрения дела установлено и не отрицалось ответчиком, что на указанном земельном участке ООО «ИСКРА 44» установлено оборудование (три печи) для производства древесного угля.

На момент выявления данного оборудования ответчиком выполнялись пуско-наладочные работы, а именно установка печей на место предполагаемой эксплуатации, выкладка внутренней емкости печей кирпичной кладкой, обжиг кирпичной кладки, настройка систем управления, закончить которые предприятие планировало в мае 2023 года. Пуско-наладочные работы не завершены ответчиком по причине принятия судом обеспечительных мер.

В то же время согласно осмотра вышеуказанной промплощадки в ходе совершения исполнительных действий совместно с помощником Костромского межрайонного природоохранного прокурора, сотрудника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 6 июля 2023 года было установлено наличие 3 пиролизных печей, являющихся стационарным источником выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. На момент обследования печи не функционировали, опечатаны. Кроме того имеются участки выгрузки и фасовки древесного угля; поддоны для загрузки сырья в пиролизные печи (березовый кряж, дрова), из которых 6 заполнены: склад для размещения готовой продукции; отходы деревообработки, являющиеся сырьем для растопки пиролизных установок (доски); 2 погрузчика и иное оборудование.

Процесс изготовления древесного угля в пиролизных печах заключается в термическом воздействии высоких температур на древесные отходы до состояния угля. Высокие температуры в печах вырабатываются при сжигании древесных отходов в топочной камере. Изготовление угля сопровождается обильным выбросом продуктов горения в атмосферный воздух.

По правилам ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.

Принимая во внимание заявленные прокурором и установленные судом фактические обстоятельства, суд признает за прокурором право на предъявления настоящего иска.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов (ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ):

- презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу требований ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон №96-ФЗ) запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Под установкой очистки газа следует понимать сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 1 Федерального закона №96-ФЗ).

При этом в силу требований ч.ч. 1 и 2 ст. 16.1 Федерального закона №96-ФЗ эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

В ходе рассмотрения дела установлено, что деятельность ООО «ИСКРА 44» на земельном участке по адресу 1 сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду в виде выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ в отсутствие необходимого для данного вида деятельности газоочистительного оборудования, чем причиняется вред окружающей природной среде в виде загрязнения атмосферного воздуха.

По правилам ч.1 ст.69 Федерального закона №7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч.2 ст.69.2 Федерального закона №8-ФЗ).

ООО «ИСКРА 44» включено в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, код объекта 34-0244-0025120П, III категория.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Суд признает доказанным, что указанные требования санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «ИСКРА 44» при эксплуатации производства древесного угля выполнены быть не могут, поскольку данное производство, воздействуя на среду обитания и здоровья человека, в силу установленных обстоятельств загрязнения атмосферного воздуха и почв, не имеет санитарно-защитной зоны, установленной в соответствии с п.1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 03.03.2018 №222, с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 - 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 №76.

Выявленные прокурором и установленные в ходе судебного разбирательства нарушения, по убеждению суда, являются основанием для возложения на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанности осуществить в отношении углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1, на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050404:141 следующие мероприятия: провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе соответствующее решение по рассмотрению по существу заявления об установлении санитарно-защитной зоны, оборудовать пиролизные печи установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представить сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

В связи с тем, что сохраняется угроза нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд соглашается с доводами прокурора, что устранение данной угрозы необходимо, однако это возможно путем уменьшения интенсивности эксплуатации оборудования, разработки СЗЗ, установки ГОУ при соблюдении предельно допустимых концентраций выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с чем также подлежат удовлетворению требования о возложении на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанность прекратить производственную эксплуатацию (выработка древесного угля в объеме 30 тонн/месс.) источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050404:141 до исполнения обязанностей: по проведению исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представления в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявления об установлении санитарно-защитной зоны, получения в уполномоченном органе соответствующего решения по рассмотрению по существу заявления об установлении санитарно-защитной зоны, оборудования пиролизных печей установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представления сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

В данном случае полный запрет (прекращение) деятельности, является крайней мерой гражданско-правовой ответственности применительно к положениям п.2 ст.1065 ГК РФ, не обеспечит баланс публичных и частных интересов.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Определяя срок исполнения требований прокурора, суд находит разумным возможность проведения необходимых мероприятий до <дата>, указанный срок определен судом также с учетом предполагаемой длительности, объема и сложности проведения работ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.

Возложить на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435 обязанность в срок до <дата> осуществить следующие действия в отношении углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050404:141: провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе соответствующее решение по рассмотрению по существу заявления об установлении санитарно-защитной зоны, оборудовать пиролизные печи установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представить сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Возложить на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанность прекратить производственную эксплуатацию (выработка древесного угля в объеме 30 тонн/месс.) источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050404:141 до исполнения обязанностей: по проведению исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представления в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявления об установлении санитарно-защитной зоны, получения в уполномоченном органе соответствующего решения по рассмотрению по существу заявления об установлении санитарно-защитной зоны, оборудования пиролизных печей установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представления сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца после изготовления его в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья               

Мотивированный текст решения изготовлен 04.10.2023

Дело № 2-1662/2023

УИД 44RS0001-01-2023-000639-51

                                                 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2023 года                                                                                                  г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.,

при секретаре судебного заседания П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дела по исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Искра 44» о возложении обязанностей прекратить эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ,

установил:

Истец обратился в суд с выше указанным иском к С.Е., требования обоснованы тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности осуществления хозяйственной деятельности по производству древесного угля по адресу: 1 на земельном участке с к/н , в ходе которой установлено, что данный земельный участок принадлежит на праве собственности С.Е., относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для эксплуатации объекта промышленного назначения. По указанному адресу расположено 2 углетомительные печи. Расстояние от печей до жилых домов менее 500 метров (от места расположения пиролизных печей до адреса 2). Хозяйственная деятельность по производству древесного угля по указанному адресу осуществляется посредством эксплуатации углетомильных печей, являющихся источником выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, в том числе: азота оксида, азота диоксид, углерода оксида, бензапирена, взвешенные вещества и др. Сырьем для производства угля являются отходы лесозаготовительной деятельности -березовый кряж. Таким образом, производственная деятельность сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду. При осуществлении хозяйственной деятельности допущены грубые нарушения природоохранного законодательства. Пунктом 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, установлено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1 Санитарных правил). Согласно п. 7.1.5 Санитарных правил производства древесного угля при использовании углетомильных печей относятся к объектам 2 класса опасности, размер нормативной (ориентировочной) санитарно-защитной зоны составляет 500 метров. В нарушение указанных требований деятельность по производству древесного угля осуществляется в отсутствие установленной санитарно защитной зоны, проект СЗЗ в Управление Роспотребнадзора по Костромской области не поступал. Согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (I-IV). Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (ч. 4 ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). В нарушение требований закона, указанная промышленная площадка не поставлена на учет в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду, заявка на постановку данного объекта на указанный учет в уполномоченный орган - департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области не поступала. Таким образом, деятельность по производству древесного угля по адресу: 1 осуществляется с грубыми нарушениями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и, как следствие, здоровью человека. Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что атмосферный воздух является неотъемлемым компонентом окружающей среды, который в совокупности с другими компонентами обеспечивает благоприятные условия жизни человека, является частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, а гражданам гарантированно право на благоприятную окружающую среду, (ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). В связи с закрепленной в законодательстве об охране окружающей среды (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды») презумпцией экологической опасности, осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, обязанность доказывания безопасности лежит на собственнике углетомительных печей.

Истец просит возложить на С.Е., <дата> г.р, зарегистрированную по адресу: 3, обязанность прекратить эксплуатацию 2 (двух) углетомительных печей по адресу: 1, на земельном участке с кадастровым номером .

Судом к участию в деле в качестве соответчика лица привлечено ООО «Искра 44»(ОГРН 1224400002089, ИНН 4400008435).

Требования истцом были уточнены, просил возложить на ООО «Искра44» обязанность прекратить эксплуатацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1, на земельном участке с кадастровым номером до установления санитарно-защитной зоны объекта и оборудования источников выбросов установки очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов.

Возложить на С.Е. обязанность обеспечить прекращение эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером до установления санитарно-защитной зоны объекта и оборудования источников выбросов установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов.

Определением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> принят отказ прокурора от иска к С.Е., производство по делу в части требований о возложении на С.Е. обязанности обеспечить прекращение эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером до установления санитарно-защитной зоны объекта и оборудования источников выбросов установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов - прекращено.

В остальной части природоохранный прокурор требования уточнил, просил возложить на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанность в срок до <дата> осуществить следующие действия в отношении углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1, на земельном участке с кадастровым номером провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе решение об установлении санитарно-защитной зоны, оборудовать пиролизные печи установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представить сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Возложить на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанность прекратить производственную эксплуатацию (выработка древесного угля в объеме 30 тонн/месс.) источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером до исполнения обязанностей: по проведению исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представления в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявления об установлении санитарно-защитной зоны, получения в уполномоченном органе решения об установлении санитарно-защитной зоны, оборудования пиролизных печей установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представления сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

В судебном заседании помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора А.А. уточненный иск к ООО «Искара44» поддержал, не отрицал, полагал допустимым уточнить формулировку требований о получении в уполномоченном органе решения об установлении санитарно-защитной зоны, поскольку фактически речь идет о рассмотрении по существу соответствующего обращения ООО «Искра 44».

Представитель ООО «Искра44» С.К. полагала, что уточненные требования природоохранного прокурора не нарушают интересов ООО «Искра44», последним в настоящее время фактически принимаются меры, составляющие исковые требования.

Третьи лица Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Управление Роспотребнадзора по Костромской области, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Костромы в лице администрации города Костромы явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях каждый в отдельности иск прокурора поддерживали.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по адресу: 1 сформирован земельный участок общей площадью 1585 кв.м. с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности С.Е., относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для эксплуатации объекта промышленного назначения.

На основании Договора аренды от <дата> указанный земельный участок, а также часть нежилого строения, назначение склад (корейский), общей площадью 192,8 кв.м. ИП С.Е. передан в аренду ООО «ИСКРА 44».

Согласно пункту 1.3 Договора арендуемое имущество будет использоваться арендатором для производства органических веществ и их складирования.

В ходе рассмотрения дела установлено и не отрицалось ответчиком, что на указанном земельном участке ООО «ИСКРА 44» установлено оборудование (три печи) для производства древесного угля.

На момент выявления данного оборудования ответчиком выполнялись пуско-наладочные работы, а именно установка печей на место предполагаемой эксплуатации, выкладка внутренней емкости печей кирпичной кладкой, обжиг кирпичной кладки, настройка систем управления, закончить которые предприятие планировало в мае 2023 года. Пуско-наладочные работы не завершены ответчиком по причине принятия судом обеспечительных мер.

В то же время согласно осмотра вышеуказанной промплощадки в ходе совершения исполнительных действий совместно с помощником Костромского межрайонного природоохранного прокурора, сотрудника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 6 июля 2023 года было установлено наличие 3 пиролизных печей, являющихся стационарным источником выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. На момент обследования печи не функционировали, опечатаны. Кроме того имеются участки выгрузки и фасовки древесного угля; поддоны для загрузки сырья в пиролизные печи (березовый кряж, дрова), из которых 6 заполнены: склад для размещения готовой продукции; отходы деревообработки, являющиеся сырьем для растопки пиролизных установок (доски); 2 погрузчика и иное оборудование.

Процесс изготовления древесного угля в пиролизных печах заключается в термическом воздействии высоких температур на древесные отходы до состояния угля. Высокие температуры в печах вырабатываются при сжигании древесных отходов в топочной камере. Изготовление угля сопровождается обильным выбросом продуктов горения в атмосферный воздух.

По правилам ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.

Принимая во внимание заявленные прокурором и установленные судом фактические обстоятельства, суд признает за прокурором право на предъявления настоящего иска.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов (ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ):

- презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу требований ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон №96-ФЗ) запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Под установкой очистки газа следует понимать сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 1 Федерального закона №96-ФЗ).

При этом в силу требований ч.ч. 1 и 2 ст. 16.1 Федерального закона №96-ФЗ эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

В ходе рассмотрения дела установлено, что деятельность ООО «ИСКРА 44» на земельном участке по адресу 1 сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду в виде выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ в отсутствие необходимого для данного вида деятельности газоочистительного оборудования, чем причиняется вред окружающей природной среде в виде загрязнения атмосферного воздуха.

По правилам ч.1 ст.69 Федерального закона №7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч.2 ст.69.2 Федерального закона №8-ФЗ).

ООО «ИСКРА 44» включено в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, код объекта 34-0244-0025120П, III категория.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Суд признает доказанным, что указанные требования санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «ИСКРА 44» при эксплуатации производства древесного угля выполнены быть не могут, поскольку данное производство, воздействуя на среду обитания и здоровья человека, в силу установленных обстоятельств загрязнения атмосферного воздуха и почв, не имеет санитарно-защитной зоны, установленной в соответствии с п.1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 03.03.2018 №222, с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 - 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 №76.

Выявленные прокурором и установленные в ходе судебного разбирательства нарушения, по убеждению суда, являются основанием для возложения на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанности осуществить в отношении углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1, на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050404:141 следующие мероприятия: провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе соответствующее решение по рассмотрению по существу заявления об установлении санитарно-защитной зоны, оборудовать пиролизные печи установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представить сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

В связи с тем, что сохраняется угроза нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд соглашается с доводами прокурора, что устранение данной угрозы необходимо, однако это возможно путем уменьшения интенсивности эксплуатации оборудования, разработки СЗЗ, установки ГОУ при соблюдении предельно допустимых концентраций выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с чем также подлежат удовлетворению требования о возложении на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанность прекратить производственную эксплуатацию (выработка древесного угля в объеме 30 тонн/месс.) источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050404:141 до исполнения обязанностей: по проведению исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представления в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявления об установлении санитарно-защитной зоны, получения в уполномоченном органе соответствующего решения по рассмотрению по существу заявления об установлении санитарно-защитной зоны, оборудования пиролизных печей установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представления сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

В данном случае полный запрет (прекращение) деятельности, является крайней мерой гражданско-правовой ответственности применительно к положениям п.2 ст.1065 ГК РФ, не обеспечит баланс публичных и частных интересов.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Определяя срок исполнения требований прокурора, суд находит разумным возможность проведения необходимых мероприятий до <дата>, указанный срок определен судом также с учетом предполагаемой длительности, объема и сложности проведения работ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.

Возложить на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435 обязанность в срок до <дата> осуществить следующие действия в отношении углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050404:141: провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе соответствующее решение по рассмотрению по существу заявления об установлении санитарно-защитной зоны, оборудовать пиролизные печи установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представить сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Возложить на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанность прекратить производственную эксплуатацию (выработка древесного угля в объеме 30 тонн/месс.) источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050404:141 до исполнения обязанностей: по проведению исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представления в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявления об установлении санитарно-защитной зоны, получения в уполномоченном органе соответствующего решения по рассмотрению по существу заявления об установлении санитарно-защитной зоны, оборудования пиролизных печей установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представления сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца после изготовления его в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья               

Мотивированный текст решения изготовлен 04.10.2023

Дело № 2-1662/2023

УИД 44RS0001-01-2023-000639-51

                                                 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2023 года                                                                                                  г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.,

при секретаре судебного заседания П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дела по исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Искра 44» о возложении обязанностей прекратить эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ,

установил:

Истец обратился в суд с выше указанным иском к С.Е., требования обоснованы тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности осуществления хозяйственной деятельности по производству древесного угля по адресу: 1 на земельном участке с к/н , в ходе которой установлено, что данный земельный участок принадлежит на праве собственности С.Е., относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для эксплуатации объекта промышленного назначения. По указанному адресу расположено 2 углетомительные печи. Расстояние от печей до жилых домов менее 500 метров (от места расположения пиролизных печей до адреса 2). Хозяйственная деятельность по производству древесного угля по указанному адресу осуществляется посредством эксплуатации углетомильных печей, являющихся источником выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, в том числе: азота оксида, азота диоксид, углерода оксида, бензапирена, взвешенные вещества и др. Сырьем для производства угля являются отходы лесозаготовительной деятельности -березовый кряж. Таким образом, производственная деятельность сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду. При осуществлении хозяйственной деятельности допущены грубые нарушения природоохранного законодательства. Пунктом 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, установлено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1 Санитарных правил). Согласно п. 7.1.5 Санитарных правил производства древесного угля при использовании углетомильных печей относятся к объектам 2 класса опасности, размер нормативной (ориентировочной) санитарно-защитной зоны составляет 500 метров. В нарушение указанных требований деятельность по производству древесного угля осуществляется в отсутствие установленной санитарно защитной зоны, проект СЗЗ в Управление Роспотребнадзора по Костромской области не поступал. Согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (I-IV). Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (ч. 4 ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). В нарушение требований закона, указанная промышленная площадка не поставлена на учет в качестве объекта негативного воздействия на окружающую среду, заявка на постановку данного объекта на указанный учет в уполномоченный орган - департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области не поступала. Таким образом, деятельность по производству древесного угля по адресу: 1 осуществляется с грубыми нарушениями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и, как следствие, здоровью человека. Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что атмосферный воздух является неотъемлемым компонентом окружающей среды, который в совокупности с другими компонентами обеспечивает благоприятные условия жизни человека, является частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, а гражданам гарантированно право на благоприятную окружающую среду, (ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). В связи с закрепленной в законодательстве об охране окружающей среды (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды») презумпцией экологической опасности, осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, обязанность доказывания безопасности лежит на собственнике углетомительных печей.

Истец просит возложить на С.Е., <дата> г.р, зарегистрированную по адресу: 3, обязанность прекратить эксплуатацию 2 (двух) углетомительных печей по адресу: 1, на земельном участке с кадастровым номером .

Судом к участию в деле в качестве соответчика лица привлечено ООО «Искра 44»(ОГРН 1224400002089, ИНН 4400008435).

Требования истцом были уточнены, просил возложить на ООО «Искра44» обязанность прекратить эксплуатацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1, на земельном участке с кадастровым номером до установления санитарно-защитной зоны объекта и оборудования источников выбросов установки очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов.

Возложить на С.Е. обязанность обеспечить прекращение эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером до установления санитарно-защитной зоны объекта и оборудования источников выбросов установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов.

Определением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> принят отказ прокурора от иска к С.Е., производство по делу в части требований о возложении на С.Е. обязанности обеспечить прекращение эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером до установления санитарно-защитной зоны объекта и оборудования источников выбросов установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов - прекращено.

В остальной части природоохранный прокурор требования уточнил, просил возложить на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанность в срок до <дата> осуществить следующие действия в отношении углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1, на земельном участке с кадастровым номером провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе решение об установлении санитарно-защитной зоны, оборудовать пиролизные печи установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представить сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Возложить на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанность прекратить производственную эксплуатацию (выработка древесного угля в объеме 30 тонн/месс.) источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером до исполнения обязанностей: по проведению исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представления в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявления об установлении санитарно-защитной зоны, получения в уполномоченном органе решения об установлении санитарно-защитной зоны, оборудования пиролизных печей установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представления сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

В судебном заседании помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора А.А. уточненный иск к ООО «Искара44» поддержал, не отрицал, полагал допустимым уточнить формулировку требований о получении в уполномоченном органе решения об установлении санитарно-защитной зоны, поскольку фактически речь идет о рассмотрении по существу соответствующего обращения ООО «Искра 44».

Представитель ООО «Искра44» С.К. полагала, что уточненные требования природоохранного прокурора не нарушают интересов ООО «Искра44», последним в настоящее время фактически принимаются меры, составляющие исковые требования.

Третьи лица Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, Управление Роспотребнадзора по Костромской области, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Костромы в лице администрации города Костромы явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях каждый в отдельности иск прокурора поддерживали.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по адресу: 1 сформирован земельный участок общей площадью 1585 кв.м. с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности С.Е., относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для эксплуатации объекта промышленного назначения.

На основании Договора аренды от <дата> указанный земельный участок, а также часть нежилого строения, назначение склад (корейский), общей площадью 192,8 кв.м. ИП С.Е. передан в аренду ООО «ИСКРА 44».

Согласно пункту 1.3 Договора арендуемое имущество будет использоваться арендатором для производства органических веществ и их складирования.

В ходе рассмотрения дела установлено и не отрицалось ответчиком, что на указанном земельном участке ООО «ИСКРА 44» установлено оборудование (три печи) для производства древесного угля.

На момент выявления данного оборудования ответчиком выполнялись пуско-наладочные работы, а именно установка печей на место предполагаемой эксплуатации, выкладка внутренней емкости печей кирпичной кладкой, обжиг кирпичной кладки, настройка систем управления, закончить которые предприятие планировало в мае 2023 года. Пуско-наладочные работы не завершены ответчиком по причине принятия судом обеспечительных мер.

В то же время согласно осмотра вышеуказанной промплощадки в ходе совершения исполнительных действий совместно с помощником Костромского межрайонного природоохранного прокурора, сотрудника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 6 июля 2023 года было установлено наличие 3 пиролизных печей, являющихся стационарным источником выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. На момент обследования печи не функционировали, опечатаны. Кроме того имеются участки выгрузки и фасовки древесного угля; поддоны для загрузки сырья в пиролизные печи (березовый кряж, дрова), из которых 6 заполнены: склад для размещения готовой продукции; отходы деревообработки, являющиеся сырьем для растопки пиролизных установок (доски); 2 погрузчика и иное оборудование.

Процесс изготовления древесного угля в пиролизных печах заключается в термическом воздействии высоких температур на древесные отходы до состояния угля. Высокие температуры в печах вырабатываются при сжигании древесных отходов в топочной камере. Изготовление угля сопровождается обильным выбросом продуктов горения в атмосферный воздух.

По правилам ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.

Принимая во внимание заявленные прокурором и установленные судом фактические обстоятельства, суд признает за прокурором право на предъявления настоящего иска.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов (ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ):

- презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу требований ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон №96-ФЗ) запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Под установкой очистки газа следует понимать сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 1 Федерального закона №96-ФЗ).

При этом в силу требований ч.ч. 1 и 2 ст. 16.1 Федерального закона №96-ФЗ эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

В ходе рассмотрения дела установлено, что деятельность ООО «ИСКРА 44» на земельном участке по адресу 1 сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду в виде выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ в отсутствие необходимого для данного вида деятельности газоочистительного оборудования, чем причиняется вред окружающей природной среде в виде загрязнения атмосферного воздуха.

По правилам ч.1 ст.69 Федерального закона №7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч.2 ст.69.2 Федерального закона №8-ФЗ).

ООО «ИСКРА 44» включено в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, код объекта 34-0244-0025120П, III категория.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Суд признает доказанным, что указанные требования санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «ИСКРА 44» при эксплуатации производства древесного угля выполнены быть не могут, поскольку данное производство, воздействуя на среду обитания и здоровья человека, в силу установленных обстоятельств загрязнения атмосферного воздуха и почв, не имеет санитарно-защитной зоны, установленной в соответствии с п.1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 03.03.2018 №222, с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 - 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 №76.

Выявленные прокурором и установленные в ходе судебного разбирательства нарушения, по убеждению суда, являются основанием для возложения на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанности осуществить в отношении углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1, на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050404:141 следующие мероприятия: провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе соответствующее решение по рассмотрению по существу заявления об установлении санитарно-защитной зоны, оборудовать пиролизные печи установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представить сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

В связи с тем, что сохраняется угроза нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд соглашается с доводами прокурора, что устранение данной угрозы необходимо, однако это возможно путем уменьшения интенсивности эксплуатации оборудования, разработки СЗЗ, установки ГОУ при соблюдении предельно допустимых концентраций выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с чем также подлежат удовлетворению требования о возложении на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанность прекратить производственную эксплуатацию (выработка древесного угля в объеме 30 тонн/месс.) источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050404:141 до исполнения обязанностей: по проведению исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представления в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявления об установлении санитарно-защитной зоны, получения в уполномоченном органе соответствующего решения по рассмотрению по существу заявления об установлении санитарно-защитной зоны, оборудования пиролизных печей установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представления сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

В данном случае полный запрет (прекращение) деятельности, является крайней мерой гражданско-правовой ответственности применительно к положениям п.2 ст.1065 ГК РФ, не обеспечит баланс публичных и частных интересов.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Определяя срок исполнения требований прокурора, суд находит разумным возможность проведения необходимых мероприятий до <дата>, указанный срок определен судом также с учетом предполагаемой длительности, объема и сложности проведения работ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.

Возложить на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435 обязанность в срок до <дата> осуществить следующие действия в отношении углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050404:141: провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявление об установлении санитарно-защитной зоны, получить в уполномоченном органе соответствующее решение по рассмотрению по существу заявления об установлении санитарно-защитной зоны, оборудовать пиролизные печи установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представить сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Возложить на ООО «Искра 44» (ИНН 4400008435) обязанность прекратить производственную эксплуатацию (выработка древесного угля в объеме 30 тонн/месс.) источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - углетомительных (пиролизных) печей по адресу 1 на земельном участке с кадастровым номером 44:27:050404:141 до исполнения обязанностей: по проведению исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представления в Управление Роспотребнадзора по Костромской области заявления об установлении санитарно-защитной зоны, получения в уполномоченном органе соответствующего решения по рассмотрению по существу заявления об установлении санитарно-защитной зоны, оборудования пиролизных печей установками очистки газа, обеспечивающими очистку выбросов до установленных нормативов, представления сведения о газоочистном оборудовании в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца после изготовления его в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья               

Мотивированный текст решения изготовлен 04.10.2023

2-1662/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Костромской межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Суслова Елена Михайловна
ООО "Искра 44"
Другие
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы в лице администрации г. Костромы
Управление Роспотребнадзора по Костромской области
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Комиссарова Елена Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2023Передача материалов судье
15.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.03.2023Предварительное судебное заседание
15.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.04.2023Предварительное судебное заседание
19.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.05.2023Предварительное судебное заседание
25.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.06.2023Предварительное судебное заседание
05.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.07.2023Предварительное судебное заседание
12.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.07.2023Предварительное судебное заседание
31.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.08.2023Предварительное судебное заседание
22.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.09.2023Предварительное судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее