Решение по делу № 33-11230/2023 от 29.03.2023

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №...

78RS0№...-93

Судья: Белолипецкий А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 5 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Председательствующего

Ягубкиной О.В.

судей

при секретаре

Барминой Е.А.,

Козловой И.Н.,

Вьюжаниной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №... по апелляционной жалобе Горовой С. А. на решение Кронштадского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Городской информационно-расчётный центр» к Горовой С. А. о взыскании необоснованно полученной денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ и оплату жилого помещения инвалидам, проживающим в помещении частного жилого фонда.

Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,

УСТАНОВИЛА:

Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Городской информационно-расчётный центр» обратилось в Кронштадский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Горовой С.А. о взыскании необоснованно полученной денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ за период с <дата> по <дата> в сумме 19 784 руб. 13 коп. и оплату жилого помещения инвалидам, проживающим в помещении частного жилого фонда за период с <дата> по <дата> в сумме 34 282 руб. 00 коп.

Исковое заявление мотивировано тем, что ответчику как собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, <адрес>, согласно личному заявлению назначена мера социальной поддержки в виде денежной выплаты инвалиду льгот по оплате ЖКУ. В феврале 2022 года администрацией <адрес> Санкт-Петербурга изданы распоряжения о прекращении предоставления денежных выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с <дата> по причине утраты права собственности на квартиру (дарением квартиры <дата>). Поскольку сведения о наступлении вышеуказанных обстоятельствах поступили несвоевременно, образовалась переплата ЖКУ за период с <дата> по <дата> в сумме 54 066 руб. 13 коп.

Решением Кронштадского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковые требования удовлетворены: суд взыскал с Горовой С.А. в пользу Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Городской информационно-расчётный центр» 54 066 руб. 13 в том числе: необоснованно полученную денежную выплату инвалиду льготу по оплате ЖКУ за период с <дата> по <дата> в сумме 19 784 руб. 13 коп.; необоснованно полученную денежную выплату на оплату жилого помещения инвалидам, проживающим в помещении частного жилого фонда за период с <дата> по <дата> в сумме 34 282 руб. 00 коп.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение Кронштадского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от <дата>, в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ рассмотрение дела начато по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 ГПК РФ, в связи с тем, что судом рассмотрено дело в отсутствие сведений о надлежащем извещении ответчика.

При таком положении, поскольку судом первой инстанции при принятии решения допущено существенное нарушение норм процессуального права, по правилам п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ у суда апелляционной инстанции имеются безусловные основания для отмены судебного решения от <дата>.

Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решения суда первой инстанции по вышеуказанному основанию в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, судебная коллегия, действуя согласно разъяснениям, изложенным в п. п. 48 - 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> №... «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», полагает необходимым разрешить спор по существу с принятием нового решения.

Участвующие в деле лица в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены судом апелляционной инстанции надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 3 и 4 ст.167 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ,, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно абзацу 2 вводной части Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26.3 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).

Положениями статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено: отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1).

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3).

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Законом Санкт-Петербурга от <дата> №... «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» определена мера предоставления социальной поддержки в форме денежной выплаты.

Статьей 4 Закона Санкт-Петербурга от <дата> №... «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» установлено, что порядок предоставления денежных выплат в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется Правительством Санкт-Петербурга.

Правительством Санкт-Петербурга <дата> принято постановление N 1258 "О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге». Данным постановлением утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат.

Согласно п. 1.2, 1.3. положения о порядке предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> №... «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» денежные выплаты предоставляются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от <дата> №... «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» (далее - граждане).

Денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе несколько комнат), комнату) по месту его жительства, за исключением случаев, указанных в пункте 1.4 настоящего Положения.

Пунктом 1.6 названного Положения предусмотрено, что денежная выплата предоставляется гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашения по ее погашению, заключенному между гражданином и управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающей организацией.

В п.2.5 указанного постановления установлено, что денежные выплаты предоставляются на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на денежные выплаты, но не более срока, в течение которого гражданин имеет место жительства в Санкт-Петербурге.

Согласно пункту 2.7.1 данного Положения предоставление денежных выплат гражданам, в отношении которых поступили сведения о наличии задолженности по оплате жилого помещения или коммунальных услуг или несоблюдении соглашения по ее погашению приостанавливается с 1 числа месяца, в котором поступили указанные сведения.

Решение о приостановлении (возобновлении) предоставления денежных выплат оформляется распоряжением администрации района Санкт-Петербурга в течение 14 рабочих дней со дня установления обстоятельств, указанных в пунктах 2.6, 2.7, и 2.7.1 настоящего Положения, и направляется в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга государственное учреждение Санкт-Петербурга.

Из п. 2.8 постановления следует, что граждане обязаны извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат или изменение размера денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.

В соответствии с п. 2.9.2 постановления предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района Санкт-Петербурга: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату.

Из материалов дела следует, что <дата> Горова С.А. обратилась в администрацию <адрес> Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении ей денежной выплаты как меры социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат по категории инвалид (л.д. 17).

Решением отдела социальной защиты населения администрации <адрес> Санкт-Петербурга №... от <дата> Горовой С.А. предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат по квартире, расположенной по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, <адрес> (л.д. 22).

Из свидетельства о государственной регистрации права собственности 78-АА №... следует, что собственником квартиры с 2005 года является ответчик.

При подаче заявления на предоставление выплат Горовой С.А. разъяснена её обязанность извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат или изменение размера денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств (л.д. 18).

Из Распоряжения <адрес> Санкт-Петербурга от <дата> №...-р следует, что с <дата> Горовой С.А. прекращена денежная выплата по льготной категории «Инвалиды» в соответствии Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, <адрес>, в связи с наступлением обстоятельств, влекущих прекращение денежной выплаты (л.д.27).

Из Распоряжения <адрес> Санкт-Петербурга от 04.032.2022 года №...-р следует, что Горовой С.А. необходимо вернуть необоснованно (излишне) выплаченную сумму меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в течение 1 месяца со дня издания распоряжения в сумме 54 06 руб.13 коп. за период с <дата> по <дата>. Причина возврата необоснованно (излишне) выплаченной суммы меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) – отсутствие жилого помещения в Санкт-Петербурге на праве собственности (праве пользования) на <дата> (л.д. 28).

Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости № КУВИ-001/2022-15133762 от <дата> следует, что Горова С.А. передала по договору дарения от <дата> права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, <адрес>, Горову В.И. (л.д. 25).

Из справки о регистрации от <дата> следует, что Горова С.А. регистрации на территории Санкт-Петербурга и <адрес> не имеет (л.д. 52).

Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга №... от <дата>, наличие регистрации по месту жительства предусмотрено в качестве обязательного условия для предоставления меры социальной поддержки в виде льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Указанным Положением закреплена также обязанность извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.

Также из вышеизложенного нормативного регулирования следует, что предоставление денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является мерой социальной поддержки льготных категорий граждан, право на получение данных выплат непосредственно связано с личностью получателя денежной выплаты. Возобновление предоставления мер социальной поддержки, неразрывно связанных с личностью получателя, осуществление которых было приостановлено и не возобновлено при жизни получателя, действующим законодательством не предусмотрено.

Горова С.А. в администрацию района с заявлением об изменении собственника квартиры не обращалась, иные сведения в материалы дела не представлены.

При этом при обращении с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки ответчику разъяснялась обязанность извещать администрацию в течение месяца о совершаемых изменениях.

При таких обстоятельствах, в нарушение действующего законодательства ответчик, не поставив в известность органы социальной защиты населения об изменениях, влекущих за собой прекращение выплат, продолжала получать социальную выплату и льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Учитывая, что добровольно суммы переплаты возвращены ответчиком не были, то заявленные требования подлежит удовлетворению.

При этом доводы ответчика о том, что отсутствуют доказательства недобросовестного её поведения, отклоняются, так как обязанность сообщить в органы социальной защиты населения об изменениях, влекущих за собой прекращение выплат, возложена на ответчика в силу закона. Между тем, данная обязанность ответчиком своевременно исполнена не была.

Довод ответчика о том, что она не имела возможности сообщить о государственной регистрации перехода прав собственности, поскольку он ничем не подтвержден, признается несостоятельным.

Расчет подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца денежных средств судебной коллегией проверен и ответчиком не оспорен.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца основаны на законе и обоснованны, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кронштадского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> – отменить, исковые требования Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Городской информационно-расчётный центр» удовлетворить.

Взыскать с Горовой С. А. в пользу Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Городской информационно-расчётный центр» 54 066 руб. 13 в том числе: необоснованно полученную денежную выплату инвалиду льготу по оплате ЖКУ за период с <дата> по <дата> в сумме 19 784 руб. 13 коп.; необоснованно полученную денежную выплату на оплату жилого помещения инвалидам, проживающим в помещении частного жилого фонда за период с <дата> по <дата> в сумме 34 282 руб. 00 коп.

Председательствующий:

Судьи:

33-11230/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
СПБ ГКУ городской информационно-расчетный центр
Ответчики
Горова Светлана Анатольевна
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
29.03.2023Передача дела судье
17.05.2023Судебное заседание
12.07.2023Судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
06.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2023Передано в экспедицию
05.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее