Дело №2-3487/2019
№64RS0047-01-2019-003560-23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2019 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Забайлович Т.В.,
при секретаре Эндрусенко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шаровой Ю.А., заинтересованное лицо нотариус нотариального округа
р.п. Новые Бурасы и Новобурасского района Саратовской области Чевненко Л.В. об установлении факта, имеющего юридическое значение,
установил:
Шарова Л.В., заинтересованное лицо нотариус нотариального округа р.п. Новые Бурасы и Новобурасского района Саратовской области Чевненко Л.В. обратилась с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, в обоснование которого указала, что <дата> умер ее отец - ФИО.
После его смерти осталось наследство в виде 1/478 доли в праве общей
долевой собственности на земельный участок земель сельскохозяйственного
назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, кадастровый
№, находящийся по адресу: <адрес>,
<адрес> округ, прицеп к
легковому автомобилю, регистрационный знак <данные изъяты>. Шарова Ю.А. является наследницей по закону.
На основании постановления нотариуса от <дата> ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство ввиду того, что ею пропущен срок для принятия наследства, а также рекомендовано обратиться в суд для установления факта принятия наследства.
Установленный законом шестимесячный срок Шарова Ю.А. не пропускала, так как сразу же после смерти отца в ее владение перешли все правоустанавливающие документы на земельный участок, а также в ее владение перешел прицеп к легковому автомобилю, который она передала на временное хранение своей маме - ФИО. Так как, в ее владение перешел прицеп и правоустанавливающие к нему и земельному участку документы, то она считала, что уже является собственником имущества, оставшегося после смерти отца.
На основании изложенного, заявитель просит суд установить факт принятия наследства оставшегося после смерти - ФИО, умершего <дата>, в виде 1/478 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>, Новобурасский административный округ, прицепа к легковому автомобилю, регистрационный знак <данные изъяты>
В судебное заседание стороны извещенные о слушании дела надлежащим образом в соответствии со ст.113 ГПК РФ, не явились.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец Шарова Ю.А., является дочерью ФИО, умершего <дата>, что подтверждается свидетельством о рождении ФИО, свидетельством о смерти ФИО, свидетельством о заключении брака Шаровой Ю.А. (л.д.10, 11,12).
Как следует из материалов дела на день смерти ФИО являлся собственником земельного участка – землепользование, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь <данные изъяты> (местонахождение): <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> и прицепа к легковому автомобилю, регистрационный знак <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о регистрации ТС от <дата>.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В силу ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в т.ч. - имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145, 1148 ГК РФ.
В силу ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение 6-и месяцев со дня открытия наследства. Днем открытия наследства является день смерти гражданина (ст. 1114 ГК РФ).
Согласно п.1 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Как это предусмотрено ч.1 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под действиями, свидетельствующими о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. Данные действия в соответствии со ст. 1154 ГК РФ должны быть произведены в течение 6-и месяцев со дня открытия наследства.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами.
Как видно из материалов дела, Шарова Ю.А. не представила достаточные и достоверные доказательства того, что в установленный законом срок она, она, как наследник, вступила во владение или управление наследственным имуществом, приняла меры по сохранению наследственного имущества, несла бремя содержания наследственного имущества или совершила иные действия по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. Кроме того, заявителем также не представлено доказательств того, что прицеп к легковому автомобилю, регистрационный знак АК 230264, модель прицеп 828512, 2003 года выпуска, был включен в наследственную массу.
Также Шаровой Ю.А. не было заявлено требований о включении прицепа к легковому автомобилю, регистрационный знак АК 230264, модель прицеп 828512, 2003 года выпуска, в состав наследственной массы.
Со стороны заявителя не представлено доказательств, что она совершила все необходимые действия, о которых указано в том числе в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" свидетельствующие о фактическом принятии наследства в установленный 6 месячный срок, со дня открытия наследства.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Наследство в соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно абзацу первому п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Исходя из перечисленных положений законодательства, с учетом заявленных исковых требований, доказательств, представленных со стороны заявителя Шаровой Ю.А., вопрос о наследственном имуществе в данном случае не может быть разрешен без заявления в суд требований о восстановлении срока для принятия наследства.
Кроме того, Шаровой Ю.А. не представлено доказательств уважительности пропуска срока для принятия наследства и доказательств обращения в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Таким образом, истом не доказан факт совершения ею определенных юридически значимых действий, направленных на принятие наследства, но и факт совершения таких действий в пределах шестимесячного срока с момента открытия наследства.
Суд пришел к выводу, что истец был обязан доказать в совокупности не только сам факт совершения им определенных юридически значимых действий, направленных на принятие наследства, но и факт совершения таких действий в пределах шестимесячного срока с момента открытия наследства. По истечении шестимесячного срока принятие наследства было возможно только в случае удовлетворения судом заявления о восстановлении пропущенного срока. Вместе с тем с заявлением о восстановлении пропущенного срока заявитель в суд не обращалась.
В связи с чем, заявление Шаровой Ю.А., заинтересованное лицо нотариус нотариального округа р.п. Новые Бурасы и Новобурасского района Саратовской области Чевненко Л.В. об установлении факта, имеющего юридическое значение, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления Шаровой Л.В., заинтересованное лицо нотариус нотариального округа р.п. Новые Бурасы и Новобурасского района Саратовской области Чевненко Л.В. об установлении факта, имеющего юридическое значение, отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированной форме.
Судья /подпись/ Т.В. Забайлович