Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Р.п. Черлак                              14 ноября 2019 года.

Дело №2-481/2019

УИД 55RS0038-01-2019-001017-12

Резолютивная часть решения оглашена 14.11.201 года.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.11.2019 года.

Черлакский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Губер Е.В.

При секретаре Мишинковой В.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиновой Лидии Яковлевны к администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, о возмещении материальных затрат и компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Литвинова Л.Я., обратилась в суд к администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области с иском, которым просит взыскать с ответчика в её пользу в счет возмещения понесенных материальных затрат денежные средства в сумме 6 165,90 рублей, а также компенсацию морального вреда в сумме 200 000 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований Литвинова Л.Я., сослалась на то, что решением Черлакского районного суда Омской области от 15.04.2019 по административному делу №2а-119/2019 было частично удовлетворено административное исковое заявление к администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, о признании незаконными действий и возложении обязанности выполнить гарантийное обязательство №02-16/297/2 от 07.05.2018 в части подписания соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, о предоставлении субсидии. Апелляционным определением Омского областного суда от 25.07.2019 по делу №33а-4275/2019 указанное выше решение Черлакского районного суда оставлено без изменения, а жалоба административного ответчика без удовлетворения. В результате незаконных действий ответчика она понесла материальные затраты, а именно ей и её дочери Литвиновой Т.А. пришлось оплачивать справки в БТИ об отсутствии в собственности объектов недвижимости по 2321,95 рублей за каждую справку, а также пришлось оформлять в нотариальном порядке обязательство о демонтаже жилого дома и подсобных помещений, за получение которого ею произведена оплата в сумме 500,00 рублей в качестве госпошлины и 1000 рублей за оказанные услуги правового характера. Поскольку данные материальные затраты в сумме 6 165,90 рублей были вынужденными, таким образом они подлежат взысканию с ответчика. Невыполнение последним своих обязательств и обращение в этой связи в суд за защитой нарушенных прав повлекли причинение ей определенных моральных страданий и как следствие морального вреда. Ощущение брошенности и ненужности власти, которая призвана для того, чтобы защищать людей и создавать им нормальные условия для жизни, негативно отражается на населении, частью которого является и она, его моральном состоянии и благополучии. Свои моральные страдания она оценивает в 200 000,00 рублей.

Истец, руководствуясь ст.ст.131-132 ГПК РФ, просит суд удовлетворить заявленные ею требования.

В судебном заседании истец Литвинова Л.Я., заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении доводам. Дополнительно показала, что для получения жилищной субсидии она собрала пакет необходимых документов, который представила в администрацию Черлакского городского поселения, после чего, была включена вместе с дочерью Литвиновой Т.А. в списки лиц на получение социальной выплаты на приобретение жилья. По требованию администрации Черлакского городского поселения они с дочерью вынуждены были получить указанные в исковом заявлении справки из БТИ и нотариальное соглашение о демонтаже их дома. Действиями ответчика ей причинены нравственные страдания, заключающиеся в том, что она вынуждена была нести материальные затраты, чтобы быть включенными в упомянутые списки, тратить денежные средства на переправу с левого берега поселка Затон на правый берег реки Иртыш, для предоставления документов ответчику, в связи с чем, не смогла сделать необходимую ей по состоянию здоровья операцию, ввиду отсутствия денежных средств, которые она откладывала и вынуждена была потратить на указанные выше цели, однако по вине ответчика полагаемую социальную субсидию она так и не получила. А действующий порядок на получение социальной выплаты в 2019 году в рамках государственной программы он ухудшает её положение, так как предполагает выплату социальной субсидии для приобретения другого жилья из расчета 18 000 рублей за 1 квадратный метр, вместо 34 000 рублей за 1 квадратный метр в 2018 году.

Представитель ответчика Пичко С.В., действующая на основании доверенности от 11.03.2019 в судебном заседании заявленные к администрации исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, который она поддерживает в полном объеме и просит в удовлетворении настоящего искового заявления отказать. Дополнительно показала, что Советом Черлакского городского поселения №20 от 26.04.2018 утвержден порядок предоставления гражданам социальных выплат на строительство либо приобретение жилья в целях переселения с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления, находящихся на территории Черлакского городского поселения, в рамках действующей государственно программы «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 №264-п. В соответствии с указанным Порядком, истцом в администрацию Черлакского городского поселения были предоставлены соответствующие документы, приложенные к заявлению от 30.05.2018 года и в отношении Литвиновой Л.Я. и её дочери Литвиновой Т.А. заведено дело о включении данных лиц в списки на получение социальной выплаты. На основании протокола №1 от 06.06.2018 заседания комиссии по определению граждан на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, истец Литвинова Л.Я. и её дочь Литвинова Т.А. были включены в списки граждан на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого дома в целях переселения с территории поселка Затон, признанной в установленном порядке зоной затопления подтопления). Распоряжением главы Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области №141-р от 06.06.2018 были утверждены указанные выше списки граждан на получение упомянутой социальной выплаты, в который в том числе были включены и истец Литвинова Л.Я., её дочь Литвинова Т.А. Согласно указанного выше Порядка, не требовалось предоставление справок из БТИ на наличие либо отсутствие у граждан, включенных в списки другого жилья и соответственно предоставление таких документов Администрация поселения не требовала с граждан. Спорная справка была получена истцом 08.08.2018, вместе с тем, списки граждан на получение социальной выплаты были утверждены Распоряжением главы городского поселения 06.06.2018. Таким образом, не предоставление спорных справок никаким образом не повлияло бы на права данных граждан. Вместе с тем, предоставление обязательства о демонтаже жилого дома, оформленное в нотариальном порядке, было предусмотрено упомянутым выше порядком и предоставлялось истцом вместе с другими документами. Однако настоящая государственная программа действует и в настоящее время, на иных условиях предусмотренных новым порядком, утвержденным решением Совета Черлакского городского поселения №25 от 20.06.2019. Спорное обязательство о демонтаже жилого дома не имеет срока действия и может быть представлено истцом в рамках нового порядка и будет принято Администрацией, что в настоящее время делают другие граждане, включенные в названные списки.

Третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Литвинова Т.А. и Костылецкая Л.М. в судебном заседании поддержали заявленные истцом требования.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.2, 3 ст.1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении свих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе, вследствие причинения вреда другому лицу.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем: возмещения убытков; компенсации морального вреда.

Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция РФ ставит право на жизнь, здоровье в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает эффективную охрану и защиту этих прав. Открытый перечень охраняемых законом неимущественных благ приведен в статьях 20 - 23 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 150 ГК РФ, к ним относятся жизнь и здоровье.

Согласно п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях предусмотренных настоящим Кодексом.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на территории Омской области действует государственная программа Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», срок реализации которой определен 2014-2022 годы, утвержденная постановлением Омской области от 16.10.2013 №264-п.

В рамках указанной программы осуществляется предоставление субсидий муниципальным образованиям Омской области на софинансирование мероприятий по предоставлению гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в целях переселения с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления. Администрация Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области принимала участие в отборе для предоставления местным бюджетам субсидий из областного бюджета в 2018 году на реализацию мероприятий, по результатам которого признана прошедши отбор. Администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области была распределена субсидия на указанные мероприятия в размере 60 000 000,00 рублей. Администрацией Черлакского городского поселения предоставлено гарантийное письмо от 07.05.2018 №02-16/297/2, согласно которому Администрация обязалась заключить соглашение по разработанной Минстроем Омской области форме в целях перечисления денежных средств. Минстроем Омской области было разработано соглашение о предоставлении субсидии и передано Администрации Черлакского городского поселения, которая отказалась подписывать указанное соглашение, направив в Минстрой Омской области протокол разногласий от 23.07.2018. В связи с не подписанием соглашения по разработанной Минстроем форме, средства областного бюджета, выделенные на реализацию мероприятия в 2018 году были выведены в нераспределенный остаток в связи с окончанием финансового года, и по окончании 2018 года возвращены в доход областного бюджета.

Административные истцы: Костылецкая Л.М. КВЛ и ФСД, являющиеся жителями поселка Затон – р.<адрес>, обратились в суд с административным иском к Администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, которым просили признать незаконными действия административного ответчика и возложить на последнего обязанность выполнить гарантийное обязательство №02-16/297/2 от 07.05.2018 в части подписания соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении субсидии.

Решением Черлакского районного суда Омской области от 15.04.2019 по делу №2а-119/2019 указанное административное исковое заявление было удовлетворено частично. Признаны незаконными действия Администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, выразившиеся в невыполнении гарантийного обязательства №02-16/297/2 от 07.05.2018 о подписании соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении субсидии. В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25.07.2019 по делу №33а-4275/2019, решение Черлакского районного суда Омской области от 15.04.2019 по делу №2а-119/2019 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации Черлакского городского поселения без удовлетворения.

Таким образом, указанное выше решение Черлакского районного суда вступило в законную силу 25.07.2019 года.

Как установлено в судебном заседании, истец Литвинова Л.Я. также является жителем поселка Затон – р.<адрес> и зарегистрирована по адресу: р.<адрес>, являясь собственником данного домовладения.

Приказом №37 от 12.04.2017 Нижне-Обского бассейнового водного управления определены границы зон затопления, подтопления водами реки Иртыш жилого массива Затон р.п. Черлак, Черлакского муниципального района <адрес>.

В целях переселения граждан с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления, находящихся на территории Черлакского городского поселения, во исполнение мероприятий подпрограммы «Развитие арендного и некоммерческого жилищного фонда» государственной программы Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 №264-п, Решением Совета Черлакского городского поселения от 26.04.2018 №20, утвержден порядок предоставления гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в целях переселения с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления, находящихся на территории Черлакского городского поселения согласно приложению №1, а также утвержден список граждан, желающих получить социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в целях переселения с территорий затопления, подтопления на территории р.п. Черлак (приложение №2).

Как следует из указанного выше приложения №2 к Решению Совета Черлакского городского поселения №20 от 26.04.2018, истец Литвинова Л.Я. значится в списке лиц, изъявивших желание получить социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в целях переселения с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления в планируемом году в соответствии с Решением Совета Черлакского городского поселения от 26.04.2018 №20.

Настоящий Порядок предоставления гражданам социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения, утвержденный упомянутым выше Решением Совета Черлакского городского поселения, определяет механизм и условия предоставления гражданам социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения в целях их переселения из жилых помещений, находящихся на территориях, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления в Черлакском городском поселении (п.1.1). Социальные выплаты гражданам предоставляются за счет средств бюджета Омской области, перечисляемых в бюджет Черлакского городского поселения в виде межбюджетных трансфертов (п.1.2).

Согласно п.2.1 Порядка, для включения в Сводный список на получение социальной выплаты граждане предоставляют в администрацию Черлакского городского поселения следующие документы:

- заявление на предоставление социальной выплаты согласно приложению №1 к настоящему Порядку;

- копии документов, удостоверяющего личность всех собственников жилого помещения и земельного участка;

- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение и земельный участок;

- выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (жилой дом, жилое помещение);

- выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, содержащую сведения о местоположении границ земельного участка в координатном описании;

- копию документа, удостоверяющего полномочия представителя заявителя, действующего на основании доверенности либо в силу закона (при наличии);

- согласие на обработку персональных данных, согласно приложению №2 к настоящему Порядку;

- при строительстве жилого дома (помещения) копии документов подтверждающих право собственности или аренды земельного участка, на котором предполагается строительство жилого дома (помещения);

- нотариально удостоверенное обязательство о демонтаже жилого помещения, объектов вспомогательного использования, расположенных на земельном участке в зоне затопления, подтопления на территории Черлакского городского поселения, уборке и очистке от мусора земельного участка и снятии с участка жилого помещения, как строения, согласно приложению №3.

Срок рассмотрения заявления и пакета документов составляет не более 15 рабочих дней со дня их поступления в администрацию Черлакского городского поселения. Заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан, созданной Распоряжением главы Черлакского городского поселения от 23.04.2018 №107-р, проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в две недели (п.2.3).

Решением Совета Черлакского городского поселения от 29.05.2018 №24 были утверждены внесение изменений в Решение Совета Черлакского городского поселения от 26.04.2018 №20 «Об утверждении порядка предоставления гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в целях переселения с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления, находящихся на территории Черлакского городского поселения».

Согласно п.2.1 Порядка, для включения в список на получение социальной выплаты граждане предоставляют в администрацию Черлакского городского поселения следующие документы:

- заявление на предоставление социальной выплаты согласно приложению №2 к настоящему Порядку;

- копии документов, удостоверяющих личность собственников жилого помещения и земельного участка, нанимателей жилого помещения, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, по договорам социального найма также членов их семей и копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства;

- копию лицевого счета квартиросъемщика;

- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение и земельный участок, либо договор социального найма;

- выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (жилой дом, жилое помещение);

- выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, содержащую сведения о местоположении границ земельного участка в координатном описании;

- копию документа, удостоверяющего полномочия представителя заявителя, действующего на основании доверенности либо в силу закона (при наличии);

- согласие на обработку персональных данных, согласно приложению №3 к настоящему Порядку;

- при строительстве жилого дома (помещения) копии документов подтверждающих право собственности или аренды земельного участка, на котором предполагается строительство жилого дома (помещения);

- нотариально удостоверенное обязательство о демонтаже жилого помещения, объектов вспомогательного использования, расположенных на земельном участке в зоне затопления, подтопления на территории Черлакского городского поселения, уборке и очистке от мусора земельного участка по окончании демонтажа, согласно приложению №4 к настоящему Порядку, за исключением нанимателей жилых помещений по договору социального найма.

Истцом Литвиновой Л.Я. было подано заявление в администрацию Черлакского городского поселения 30.05.2018 по установленной форме, к которому приложен пакет документов, указанных в п.2.1 Порядка, при этом справка №778311 от 08.08.2018 выданная БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» с настоящим заявлением не предоставлялась. В администрации Черлакского городского поселения в отношении истца Литвиновой Л.Я. сформировано дело на включение её в списки граждан на получение социальной выплаты.

Как следует из протокола заседания комиссии по определению граждан на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения №1 от 06.06.2018, в отношении истца Литвиновой Л.Я. комиссией принято решение о включении её в список граждан на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого дома (помещения) в целях переселения с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления, находящихся на территории Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области.

Распоряжением главы администрации Черлакского городского поселения от 06.06.2018 №141-р, истец Литвинова Л.Я. включена в список граждан на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого дома (помещения) в целях переселения с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления, находящихся на территории Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области.

Таким образом, предоставление спорной справки №778311 от 08.08.2018 выданной БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» для включения в указанные выше списки и получения соответствующей социальной выплаты, действующим Порядком, утвержденным Решением Совета Черлакского городского поселения от 26.04.2018 №20 и в последствие Решением Совета Черлакского городского поселения от 29.05.2018 №24, в периоды возникших в 2018 году правоотношений не требовалось. Доказательств обратного, истцом суду не предоставлено. В связи с чем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, о взыскании с ответчика понесенных истцом убытков в заявленной сумме, связанных с получением упомянутой выше справки №778311 от 08.08.2018.

Также, несмотря на то, что действующим Порядком и было предусмотрено предоставление вместе с заявлением среди прочих документов, и обязательства о демонтаже жилого дома и построек, оформленного в нотариальном порядке, которое фактически истцом предоставлялось ответчику для рассмотрения заявления, вместе с тем, оснований для взыскания с ответчика понесенных затрат в сумме 1500 рублей, связанных с получением данного обязательства, суд не усматривает, поскольку как показала в судебном заседании представитель ответчика, государственная программа продолжает действовать, срок её реализации не закончился, и истцом может быть предоставлено спорное обязательство, не имеющее срока его действия в рамках действующего Порядка, в связи с чем, нести новых затрат на получение такого обязательства не требуется. Суд полагает, что при установленных обстоятельствах и сроках действия государственной программы по 2022 год, права истца не нарушены и последняя, не лишена права на их реализацию путем предоставления спорного обязательства о демонтаже в рамках действующего в настоящее время Порядка.

В части разрешения требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.150 ГК РФ предусмотрено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и т.д. являются личными неимущественными правами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальны блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными ст.151 ГК РФ.

Статья 1101 ГК РФ устанавливает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (абзац второй пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 упомянутого выше Пленума №10).

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами (Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2019 №48-КГ18-28).

Поскольку, действиями органа местного самоуправления – администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, незаконность которых подтверждено вступившим в законную силу судебным актом от 15.04.2019, в результате не подписания указанного выше гарантийного обязательства №02-16/297/2 от 07.05.2018 были нарушены социальные права граждан, включенных в списки лиц на получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с переселением с территорий, признанных в установленном порядке зонами затопления, подтопления, находящихся на территории Черлакского городского поселения, к которым отнесен жилой массив Затон, в том числе и истца Литвиновой Л.Я. включенной в указанные выше списки, таким образом, суд приходит к выводу, что действиями ответчика нарушены нематериальные блага и личные неимущественными права истца, связанные с нравственными страданиями последней, в связи с чем, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворения требования истца в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, характер перенесенных истцом Литвиновой Л.Я. нравственных страданий, обоснованных в судебном заседании, с учетом принципа разумности, соразмерности и справедливости, имущественного положения ответчика, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 3000 руб.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд также присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Понесенные истцом судебные расходы по оплате госпошлины при подаче искового заявления в суд, в размере 300,00 рублей, подтверждены чеком-ордером от 02.10.2019 об оплате в филиале №8634/446 ПАО «Сбербанк России» и подлежат также взысканию с ответчика в пользу истца в указанном размере.

ФНа основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░.░░.░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300,00 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                           ░.░ ░░░░░

2-481/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Литвинова Лидия Яковлевна
Ответчики
администрация Черлакского городского поселения
Другие
Литвинова Татьяна Александровна
Костылецкая Любовь Михайловна
Суд
Черлакский районный суд Омской области
Судья
Губер Е.В.
Дело на сайте суда
cherlakcourt.oms.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2020Передача материалов судье
17.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
27.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее