Дело № 2а-178/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Сернур 03 августа 2020 года
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Игнатьевой Э.Э., с участием административного истца Хадиуллина Р.Р., представителя административного истца Золотарева С.Н., при секретаре Ямбаршевой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хадиуллина ФИО7 к Призывной комиссии Параньгинского муниципального района Республики Марий Эл, Военному комиссариату Мари-Турекского и Параньгинского районов Республики Марий Эл, ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» о признании незаконным решения призывной комиссии, возложении обязанности выдать военный билет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Хадиуллин Р.Р. обратился в Сернурский районный суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Параньгинского муниципального района Республики Марий Эл, Военному комиссариату Мари-Турекского и Параньгинского районов Республики Марий Эл, ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» о признании незаконным решения призывной комиссии, возложении обязанности выдать военный билет. В обоснование указал, что 09 октября 2019 года решением призывной комиссии муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, на основании подп. «а» п.1 ст.22, п.1 ст.52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» зачислен в запас, указанное решение получено административным истцом по почте 01 ноября 2019 года. Считает данное решение незаконным, не соответствующим требованиям ст.ст. 5, 26, 28, 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п.п. 17, 19, 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663. Повесток о явке в военный комиссариат по вопросам, связанным с прохождением военной службы, он не получал, от призыва на военную службу не уклонялся. Полагает, что оспариваемое решение нарушает его право на получение военного билета и поступление на государственную гражданскую службу, муниципальную службу.
Просит признать решение призывной комиссии муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» от 09 октября 2019 года незаконным и отменить; обязать Военный комиссариат Мари-Турекского и Параньгинского районов Республики Марий Эл выдать ему военный билет, поскольку данное решение нарушает его права, предусмотренные п.11 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Административный истец Хадиуллин Р.Р. и его представитель Золотарев С.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
С учетом уточнений просят признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» от 09 октября 2019 года в отношении Хадиуллина Р.Р. о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; обязать ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» в лице его структурного подразделения Военный комиссариат Мари-Турекского и Параньгинского районов Республики Марий Эл выдать Хадиуллину Р.Р. военный билет.
Административный истец Хадиуллин Р.Р. дополнительно пояснил, что по адресу: <адрес>, он проживал совместно с <данные изъяты> до марта 2017 года. По указанному адресу его никто не проверял, о проведении розыскных мероприятий ему ничего не известно.
В возражениях на иск административный ответчик ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» приводит доводы в поддержку оспариваемого решения призывной комиссии, указывая, что Хадиуллин Р.Р. после изменения своего места жительства не встал на учет в военном комиссариате г. Йошкар-Олы, вручить повестку о явке для прибытия в военный комиссариат, ему не представилось возможным, полагают, что военным комиссариатом Мари-Турекского и Параньгинского районов Республики Марий Эл предприняты все меры для установления места нахождения административного истца. Просят административные исковые требования оставить без удовлетворения, дело рассмотреть без их участия.
Представители административного ответчика Призывной комиссии Параньгинского муниципального района Республики Марий Эл, Военного комиссариата Мари-Турекского и Параньгинского районов Республики Марий Эл, ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с нормами ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившихся лиц, использовавших по своему усмотрению предусмотренное ст. 45 КАС РФ право на участие в судебном разбирательстве.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, личное дело призывника, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации установлена ч. 2 ст. 59 Конституции РФ, ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности), которая включает в себя, в том числе: воинский учет; призыв на военную службу; пребывание в запасе.
Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подп. «а» п. 1 ст. 22 Закона о воинской обязанности).
26 января 2006 года Хадиуллин Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на воинский учет отделом <данные изъяты>
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности).
С 01 сентября 2006 года по 25 мая 2017 года Хадиуллин Р.Р. проходил службу в органах внутренних дел, в том числе в период с 01 сентября 2006 года по 27 сентября 2008 года обучался в ГОУ СПО «<данные изъяты>», ГОУ ВПО «<данные изъяты>», где получил <данные изъяты>», с 10 декабря 2012 года по 24 мая 2017 года проходил службу в <данные изъяты>.
До 01 января 2009 года Хадиуллину Р.Р. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подп. «з» п.1 ст. 24 Закона о воинской обязанности.
10 августа 2012 года из Военного комиссариата <данные изъяты> в Военный комиссариат Республики Марий Эл по Параньгинскому району направлено письмо о розыске Хадиуллина Р.Р., снявшегося с регистрационного учета в <данные изъяты> и убывшего без снятия с воинского учета с Военного комиссариата <данные изъяты>
Письмом начальника <данные изъяты> от 17 мая
2013 года Отдел военного комиссариата Республики Марий Эл по
Мари-Турекскому и Параньгинскому районам проинформирован о прохождении Хадиуллиным Р.Р. службы в органах внутренних дел, представлена соответствующая справка и копия контракта.
15 мая 2013 года Хадиуллин Р.Р. снят с воинского учета отделом Военного комиссариата <данные изъяты>
16 мая 2013 года Хадиуллин Р.Р. принят на воинский учет Военным комиссариатом Мари-Турекского и Параньгинского районов Республики Марий Эл.
06 июня 2013 года Хадиуллин Р.Р. обратился с письменным заявлением к начальнику Отдела военного комиссариата Республики Марий Эл по
Мари-Турекскому и Параньгинскому районам о снятии его с воинского учета в связи с выбытием на работу на территорию г.Йошкар-Ола, с указанием места проживания по адресу: <адрес>
01 ноября 2013 года Отделом военного комиссариата Республики Марий Эл по Мари-Турекскому и Параньгинскому районам в Отдел военного комиссариата Республики Марий Эл по г.Йошкар-Ола направлен список граждан, убывших на территорию г.Йошкар-Олы, подлежащих постановке на воинский учет по месту регистрации, среди которых указан Хадиуллин Р.Р.
03 июня 2015 года в Отдел военного комиссариата Республики Марий Эл по г.Йошкар-Ола направлено письмо об убытии Хадиуллина Р.Р. 06 июня 2013 года на территорию г.Йошкар-Ола со снятием с воинского учета, в связи с чем необходимо проверить прибытие призывника на обслуживаемую территорию и поставить его на воинский учет.
Согласно справке от 01 ноября 2016 года №-ОК, выданной начальником ОРЛС УМВД России по г.Йошкар-Оле, Хадиуллин Р.Р. с 01 сентября 2006 года по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел.
Из ответа отдела военного комиссариата Республики Марий Эл по г. Йошкар-Оле от 31 июля 2020 года следует, что весной 2015 года проводились розыскные мероприятия в отношении Хадиуллина Р.Р., по известному адресу в <адрес> не проживал.
Согласно п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет; не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет; не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
В соответствии с п. 1.1. ст. 28 Закона о воинской обязанности при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П, неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Согласно п.п.18, 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663 (далее – Положение о призыве), на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) возлагается контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу, призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии с п. 34 Положения о призыве при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
На основании ст. 9 Закона о воинской обязанности распоряжением Главы Республики Марий Эл от 20 сентября 2019 года №198-рг «Об организации работы по подготовке и проведению в октябре-декабре 2019 года призыва на военную службу» созданы призывные комиссии муниципальных районов Республики Марий Эл, в том числе призывная комиссия Параньгинского муниципального района, утверждены ее основной и резервные составы, председатель резервного состава - ФИО4, заместитель главы администрации Параньгинского муниципального района.
09 октября 2019 года призывная комиссия Параньгинского муниципального района под председательством ФИО4 вынесла заключение, которым Хадиуллин Р.Р. на основании п.1.1 ст.28 Закона о воинской обязанности признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, на основании подп. «а» п.1 ст.22 и п.1 ст.52 Закона о воинской обязанности зачислен в запас.
Как следует из выписки протокола заседания призывной комиссии муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» от 09 октября 2019 года, Хадиуллин Р.Р. в период с 01 апреля по 15 июля 2016 года подлежал призыву на военную службу, права на отсрочку либо освобождение от призыва на военную службу не имел, в указанный период уклонился от призыва на военную службу, направлялись обращения в органы внутренних дел, совместно с органами внутренних дел проведены мероприятия по обеспечению явки на призывную комиссию.
Проведение мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами (п. 1 ст. 5 Закона о воинской обязанности).
Согласно ст. 26 Закона о воинской обязанности военные комиссариаты через свои структурные подразделения организуют, а призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения, осуществляют призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, который включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (п.1). На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п.3).
В соответствии со ст.31 Закона о воинской обязанности граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п.1). Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учёбы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учётную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (п.2).
Согласно п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии её председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу. Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развёрнутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учёбы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
В силу ст. 4 Закона о воинской обязанности, Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719 (далее – Положение о воинском учете), предусмотрено ведение воинского учета граждан по месту их работы (учебы) организациями, ответственные работники которых обязаны: оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов; обеспечение граждан возможностью своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов; направление в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимых для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; направление в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведений о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете; вручение гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами 1 и 3 п.2 ст.8 настоящего Федерального закона.
Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами субъектов Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления (п. 33 Положения о воинском учете).
Законом о воинской обязанности возложены конкретные обязанности на граждан в целях обеспечения воинского учета (ст. 10), а также такие обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, как явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы; получать повестки военного комиссариата под расписку (п.п. 1, 2 ст. 31).
Каких-либо иных обязанностей, например, по самостоятельной явке в военный комиссариат, у граждан, подлежащих призыву на военную службу, законом не предусмотрено.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 ст.31 Закона о воинской обязанности).
Исходя из приведенного правового регулирования, установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанности самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, не имеется.
В личном деле призывника имеются два уведомления на имя Хадиуллина Р.Р., проживающему по адресу: <адрес>, от 19 сентября 2016 года и 12 сентября 2017 года с просьбой о явке 10 октября 2016 года и 06 октября 2017 года соответственно на призывной пункт по адресу: <адрес>, для прохождения медицинской комиссии для дальнейшего принятия решения призывной комиссии по поводу передачи в запас.
Установлено, что с 01 января 2009 года (истечение срока предоставления отсрочки от призыва на военную службу) до 04 июня 2016 года (достижение Хадиуллиным Р.Р. возраста 27 лет) административный истец подлежал призыву на военную службу.
06 июня 2013 года Хадиуллин Р.Р., уведомив о смене своего места жительства, убыл по месту службы в УМВД России по г.Йошкар-Ола, что было известно сотрудниками военного комиссариата, вместе с тем по месту своего пребывания на учет в военном комиссариате г.Йошкар-Ола не встал, в связи с чем не был снят с учета в военном комиссариате Мари-Турекского и Параньгинского районов.
Из пояснений Хадиуллина Р.Р. следует, что по указанному им месту жительства в <адрес> он проживал до марта 2017 года, при этом сотрудники военного комиссариата его не искали, повесток либо уведомлений он не получал. От военной службы по призыву не уклонялся, проходил службу в органах внутренних дел Республики Марий Эл, что было известно военному комиссариату Мари-Турекского и Параньгинского районов Республики Марий Эл.
Указанные доводы административного истца в судебном заседании административными ответчиками не опровергнуты.
Согласно справки Отделения полиции № 9 МО МВД РФ «Мари-Турекский» от 27 ноября 2019 года за период с 01 января 2014 года по 15 июля 2016 года фактов обращения военного комиссариата Мари-Турекского и Параньгинского районов в отдел полиции не имелось.
Из исследованных доказательств следует, что за период нахождения на учете в военном комиссариате Мари-Турекского и Параньгинского районов Республики Марий Эл с 01 апреля по 15 июля 2016 года указанным военным комиссариатом мероприятия по организации призыва на военную службу в отношении Хадиуллина Р.Р. не проводились, сведений о направлении (вручении) Хадиуллину Р.Р. повесток на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в том числе посредством направления повесток по известному административному ответчику месту службы Хадиуллина Р.Р., месту его проживания, принятии мер к возложению на органы внутренних дел обязанности по обеспечению прибытия Хадиуллина Р.Р. на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, актов о совершении сотрудниками комиссариата выходов по известным адресам Хадиуллина Р.Р., не имеется.
Кроме того, административный ответчик не был лишен возможности осуществлять мероприятия по призыву на военную службу в отношении истца по месту его жительства в <адрес>
Доводы о проведении административным ответчиком розыскных мероприятий, в том числе военным комиссариатом г. Йошкар-Ола, надлежащими доказательствами не подтверждены.
При таких обстоятельствах, поскольку административный ответчик не был лишен возможности проводить мероприятия по призыву по месту воинского учета истца в п. Параньга, где находилось личное дело призывника, факт его не постановки на учет в г.Йошкар-Ола, определяющим образом на выводы суда не влияет.
С учетом того, что мероприятия по организации призыва на военную службу в период с 01 января 2014 года до 04 июня 2016 года в отношении Хадиуллина Р.Р. надлежащим образом не проводились, обязанности по самостоятельной явке в военкомат у административного истца не было, суд считает, что Хадиуллин Р.Р. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
Таким образом, оснований для вынесения оспариваемого решения у административного истца не было, заключение административного истца от 09 октября 2019 года о том, что Хадиуллин Р.Р. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не соответствует ст. 28 Закона о воинской обязанности, п. 34 Положения о призыве.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о гражданской службе) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.
Оспариваемое решение нарушает право Хадиуллина Р.Р. на поступление на гражданскую службу, предусмотренное ст. 21 указанного Федерального закона, и является незаконным.
Военный билет – это документ воинского учета военнообязанного гражданина (п. 28 Положения о воинском учете).
Согласно п.1 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана – приложения №1 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, утв. приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 года № 495, военный билет солдата (матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана) удостоверяет личность военнослужащего, а для гражданина, пребывающего в запасе, - его отношение к исполнению воинской обязанности. Военный билет оформляется и выдается гражданину РФ, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу, в том числе при зачислении в запас Вооруженных Сил РФ в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов.
Исходя из приведенной Инструкции, выдача военных билетов осуществляется отделом военного комиссариата.
Хадиуллин Р.Р. достиг возраста 27 лет, не может считаться уклоняющимся от прохождения военной службы, не прошел военную службу по призыву по уважительным причинам, подлежит зачислению в запас, поэтому суд считает, что в целях восстановления нарушенных прав Хадиуллина Р.Р. необходимо возложить на ФКУ «Военный комиссариат Республики Марий Эл» в лице военного комиссариата Мари-Турекского и Параньгинского районов Республики Марий Эл обязанность по выдаче административному истцу военного билета.
Срок обращения в суд административным истцом (ч.1 ст. 219 КАС РФ) не нарушен, поскольку с настоящим административным исковым заявлением Хадиуллин Р.Р. обратился в суд 30 января 2020 года (сдано в организацию почтовой связи), оспариваемое решение получено административным истцом 01 ноября 2019 года.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 09 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2020 ░░░░