Решение по делу № 11-26/2020 от 02.09.2020

Мировой судья Григорьева Г.А. № 11–26/2020-

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» октября 2020 года                                              г. Суоярви

Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Зайкова С.Н., при секретаре Виноградовой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Попова Н.П., Поповой В.Н., Поповой А.Н. на решение мирового судьи судебного участка Суоярвского района Республики Карелия от 05 июня 2020 года по гражданскому делу по иску ООО «Единый информационно-расчетный центр Республики Карелия» к Попова Н.П., Поповой В.Н., Поповой А.Н., о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, пени в связи с несвоевременным внесением платежей,

УСТАНОВИЛ:

    Общество с ограниченной ответственностью «Единый информационно – расчетный центр Республики Карелия», далее - ООО «ЕИРЦ РК» обратился в суд с настоящим иском по следующим основаниям: ответчики, проживают по адресу: ... ФИО1, ..., оплату оказанных жилищно-коммунальных услуг надлежащим образом не производят. Задолженность по оплате за период с хх.хх.хх г. года включительно составляет 4232,10 руб., пени в связи с несвоевременным внесением платы за жилищно-коммунальные услуги составляют 590,79 руб. Истец просил взыскать с ответчиков вышеуказанные суммы, а также расходы по уплате государственной пошлины.

    Определением суда от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Автоспецтранс», администрация МО «Суоярвский район», администрация Вешкельского сельского поселения, ООО «СКС», ООО «Орион», ООО «Водоканал».

Решением мирового судьи от хх.хх.хх г. исковые требования удовлетворены частично. Согласно решения с Попова Н.П., Поповой В.Н., Поповой А.Н. в пользу ООО «ЕИРЦ РК» солидарно взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период с хх.хх.хх г. года включительно в сумме 4232,10 руб., пени в связи с несвоевременным внесением платежей в сумме 400 руб. и возврат госпошлины в размере 133,33 руб. с каждого. В остальной части иска отказано.

    Представитель истца Аврина Н.А. (по доверенности) просила оставить решение мирового судьи судебного участка Суоярвского района в силе. Указала, что хх.хх.хх г. от ответчиков поступила оплата в сумме 282 рубля, в связи с чем задолженность составляет 3950,10 руб.

С таким решением не согласны ответчики. В апелляционной жалобе просят решение суда отменить по следующим основаниям: Договор с «Автоспецтранс» ими не заключался. Контейнерные площадки на территории Вешкельского сельского поселения отсутствуют, места накопления определены в хх.хх.хх г. года и находятся на расстоянии 550-600 метров от дома, что противоречит п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, а ближайшая площадка расположена на ул. Советская. Доказательств невозможности установки контейнеров у дома ответчиков, не предоставлено, а наличие графиков вывоза ТБО не подтверждает факт оказания услуги. Акт приема-передачи услуг не составлялся.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчики Попов Н.П., Попова В.Н., представитель по доверенности Полищук П.В. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Ответчики Попов Н.П., Попова В.Н., пояснили, что в указанный период, они мусор не вывози, так как утилизировали его самостоятельно путем сжигания, а пищевыми отходами кормили домашний скот. Мусор, который не могли утилизировать, собирали и в дальнейшем самостоятельно вывозили на свалку, либо выкидывали, когда администрация проводила сбор мусора. Представитель по доверенности Полищук П.В. пояснил, что какого-либо договора об оказании услуг доверители не заключали, в том числе публичного договора. С хх.хх.хх г. года доверители оплачивают счета, так как стал осуществляется сбор ТБО. Мусорные площадки находятся далеко от дома доверителей и не определены.

Третье лицо – Администрация Вешкельского сельского поселения в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, вопрос об удовлетворении жалобы оставили на усмотрение суда.

Третье лицо ООО «Автоспецтранс» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представили письменный отзыв.

Иные участвующие в деле лица своих представителей в суд не направили, извещались о проведении судебного заседания.

Согласно положениям ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В соответствии с п. 2 ст. 237.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Ответчики Попов Н.П., Попова В.Н., Попова А.Н. зарегистрированы по адресу: ..., ФИО1, ....

ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Суоярвского района, в том числе на территории с. Вешкелица, услуги по транспортированию ТКО на основании договора, заключенного по результатам электронного аукциона, в спорный период оказывала ООО «Орион».

Истцом за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в адрес истца выставлены счета по оплате за предоставленные услуги по обращению с ТКО, которые ответчиками не оплачены.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями представителя стороны ответчика, данными в судебном заседании, в связи с чем суд полагает их установленными.

В силу требований статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему жилого помещения.

В соответствии с ч.ч. 3, 4, 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. ст. 153, 155 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Постановлением Правительства РК № 471-П от 29.12.2016 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Республики Карелия. Село Вешкелица Суоярвского района Республики Карелия включено в данную схему обращения с ТКО на территории РК как объект, в котором имеются источники образования ТКО (размещено на Официальном интернет-портале Республики Карелия).

Согласно представленным доказательствам, услуга по сбору и вывозу ТКО в указанных местах осуществляется силами ООО «Орион».

Доводы ответчиков о том, что договор на оказание услуги по сбору и вывозу ТКО не является публичным и с ними не заключался, в связи с чем данная услуга не оказывалась, суд не принимает.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (публичная оферта) было опубликовано в газете «Карелия», № 12 (2837) за 1 марта 2018 года и размещено на официальном сайте Регионального оператора в сети «Интернет»: http://rotko10.ru.

В ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно п. 148(16) данных Правил, для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копии документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.

Согласно п.п. «В», «Г», «Д», «Л» п. 19 данных Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать: сведения о потребителе: для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии); адрес помещения в многоквартирном доме или жилого дома (домовладения), собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади помещения или жилого дома (домовладения), общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площади жилых и нежилых помещений, вида деятельности, осуществляемой в нежилом помещении, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; наименование предоставляемой потребителю коммунальной услуги (коммунальных услуг); меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставленные потребителю коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае предоставления таких мер).

Ответчики к региональному оператору с требованием о заключении с ним отдельного письменного договора не обращались, сведений о зарегистрированных по указанному адресу лицах, не предоставляли.

Расчет коммунальной услуги по обращению с ТКО выполнен в соответствии с 148(36) указанных Правил предоставления коммунальных услуг, с учетом количества собственников жилого помещения.

Таким образом, суд приходит к мнению, что услуга по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов жителям с. ФИО1 ..., в том числе ответчикам, в исковом периоде была оказана в соответствии с публичным договором, заключенным ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» в рамках осуществления региональной программы по обращению с ТКО на территории Республики Карелия.

Счета на оплату за оказанную услугу были выставлены в адрес ответчиков правомерно, в соответствии с положениями п.п. 148(36), 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, с учетом количества собственников жилого помещения, норматива потребления ТКО и установленной стоимости за услугу (действующего тарифа).

С учетом изложенных обстоятельств, доводы стороны ответчика о том, что контейнерная площадка расположена более чем в 100 метров от дома ответчиков, не могут быть основанием к освобождению собственника от уплаты за предоставленные услуги. В данном случае суд также учитывает, что компетенцией по определению мест сбора ТКО и их техническому оснащению, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не наделен, с заявлениями в администрацию Вешкельского сельского поселения ответчики по данному поводу не обращались.

Таким образом, мировой судья правомерно пришла к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчиков от уплаты за данный вид коммунальной услуги.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не установлен факт оказания ответчикам, третьим лицом услуг по вывозу мусора, во внимание не принимаются, поскольку опровергаются исследованными судом письменными доказательствами по делу.

Доводы о том, что ответчики самостоятельно утилизируют ТБО, суд отвергает по следующим основаниям:

В силу положений статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, оказываемая ООО "Орион" услуга по вывозу твердых бытовых отходов вытекает из публичного договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 года N 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, согласно которым под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

В силу статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат удалению. Для размещения отходов предусматриваются специальные объекты, которые вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.

Заключение гражданином, являющимся собственником помещения и (или) земельного участка, договора на сбор и вывоз бытовых отходов с организацией, имеющей договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию отходов, или заключение договора непосредственно со специализированной организацией, является одним из возможных выбираемых им способов обеспечения соблюдения на принадлежащей ему на вещном праве территории (в помещении, доме, строении) природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, правовых норм в сфере благоустройства.

Между тем, стороной истца не представлены доказательства того, что ответчики утилизируют бытовые отходы самостоятельно в установленном законом порядке. Сведений о заключении указанными гражданами договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией материалы дела не содержат, как не содержат и сведений о том, что граждане обращались к ответчику с заявлениями об отказе от исполнения договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов, о перерасчете указанных в квитанциях сумм задолженностей в связи с фактической оплатой услуг другому исполнителю.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиками для вывоза твердых отходов использовалась свалка, размещенная на территории села Вешкелица, суд отвергает, так как доказательств вывоза ТБО на данную свалку суду не представлено, кроме того согласно ответа ООО «Орион» данная свалка не является полигоном для размещения ТКО. Данные отходы ООО «Орион» вывозит на полигон, расположенный в гор. Суоярви. Следовательно, данный способ утилизации бытовых отходов не является законным.

Доводы о том, что ответчики самостоятельно утилизируют ТБО суд отвергает, так как они не имеют на это лицензии.

В части указания периода и суммы взыскания суд считает необходимым изменить решение по следующим основаниям:

Как следует из искового заявления, истец просил взыскать задолженность за период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. в сумме 4232,10 руб. и пени в размере 590,79 руб. В ходе судебного заседания представитель истца Аврина Н.А. уточнила заявленные требования и просила взыскать задолженность с хх.хх.хх г. года в сумме 4232,10 руб. Согласно решения мирового судьи от хх.хх.хх г. следует, что взыскана задолженность за период с хх.хх.хх г. года включительно в сумме 4232,10 руб. Из расчета, представленного истцом следует, что задолженность с хх.хх.хх г. года составляет 3950,10 руб., а не 4232,10 руб. Из пояснений, данных представителем истца Авриной Н.А. в суде апелляционной инстанции следует, что в суде первой инстанции она не отказывалась от исковых требований в части взыскания задолженности в сумме 4232,10 руб. Кроме того, уточнила, что хх.хх.хх г. ответчиками была частично погашена задолженность, за указанный период в размере 282 рубля, в связи с чем задолженность подлежащая взысканию составляла 3950,10 руб.. Факт поступившей оплаты в хх.хх.хх г. сторонами не оспаривается. Таким образом, суд апелляционной инстанции читает необходимым уточнить период взыскания с хх.хх.хх г. включительно в сумме 3950,10 руб.

Частью 14 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

В связи с изменением периода взыскания задолженности подлежит изменению и размер пени.

С учетом требований п.14 ст.155 ЖК РФ истцом рассчитаны пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг хх.хх.хх г. года. Между тем, суд полагает возможным применить положения ст.333 ГК РФ, с учетом обстоятельств дела, принципа соразмерности допущенного нарушения его последствиям, уменьшив размер пени до 350 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, абз. 4 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

      В удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

    Решение мирового судьи судебного участка Суоярвского района Республики Карелия от хх.хх.хх г. по настоящему делу изменить в части взыскания с Попова Н.П., Поповой В.Н., Поповой А.Н. в пользу ООО «Единый Информационно-расчетный центр Республики Карелия» задолженности за жилищно-коммунальные услуги, пени и возврата госпошлины.

    Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Иск ООО «Единый Информационно-расчетный центр Республики Карелия» удовлетворить частично.

Взыскать с Попова Н.П., Поповой В.Н., Поповой А.Н. в пользу ООО «Единый информационно- расчетный центр Республики Карелия» солидарно задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период с хх.хх.хх г. года включительно в сумме 3950 рублей 10 копеек (за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, оказанные ООО «Автоспецтранс»), пени в связи с несвоевременным внесением платежей в сумме 350 рублей и возврат госпошлины по 133 рубля 33 копейки с каждого.

В остальной части иска отказать.

Судья                                    С.Н. Зайков

02.09.2020Регистрация поступившей жалобы (представления)
02.09.2020Передача материалов дела судье
04.09.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
28.09.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2020Дело оформлено
25.10.2020Дело отправлено мировому судье
15.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее