Дело № 2-387/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 декабря 2018 года г.Болгар РТ
Спасский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина,
при секретаре А.В. Корчагиной,
с участием истцов В.А. Ширыбырова, Л.А. Ширыбыровой, А.В. Ширыбырова, Е.В. Трофимовой, третьего лица М.В. Тегулёва,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ширыбырова В.А., Ширыбыровой Л.А., Ширыбырова А.В., Трофимовой Е.В. к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан о сохранении квартиры в реконструированном виде и признании права собственности на квартиру в реконструированном виде,
у с т а н о в и л:
В.А. Ширыбыров, Л.А. Ширыбырова, А.В. Ширыбыров, Е.В. Трофимова обратились в суд с названным выше иском к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан, указывая, что они являются собственниками квартиры и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>. В 1990 году к основному дому на принадлежащем им земельном участке был построен пристрой общей площадью 25,6 кв.м без получения необходимых разрешений. На кадастровом учёте жилое помещение состоит с учётом пристроя, общая площадь помещения составляет 74,9 кв.м. В настоящее время возникла необходимость в регистрации права на квартиру в ЕГРН, однако они не имеют правоустанавливающего документа на квартиру с общей площадью 74,9 кв.м. Для получения разрешения они обращались в <адрес>, однако в выдаче документов им было отказано, так как квартира уже реконструирована. В ином порядке получить надлежащие документы на дом им не представляется возможным. Просили сохранить в реконструированном виде квартиру, общей площадью 74,9 кв.м, в том числе жилой площадью 49,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, признать за ними право долевой собственности на данную квартиру.
В судебном заседании истцы В.А. Ширыбыров, Л.А. Ширыбырова, А.В. Ширыбыров, Е.В. Трофимова исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан - А.М. Тюленев, извещённый о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Третье лицо М.В. Тегулёв пояснил, что возражений относительно исковых требований В.А. Ширыбырова, Л.А. Ширыбыровой, А.В. Ширыбырова и Е.В. Трофимовой не имеет. С реконструкцией квартиры, произведённой его соседями Ширыбыровыми, он согласен, его права и интересы нарушены не были.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - Г.М. Сафиуллина, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.
Третье лицо – акционерное общество "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, причин его неявки не сообщило.
Представитель третьего лица - начальник отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан Г.В. Ермилина, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направив заявление о рассмотрении дела без её участия. При этом указала, что с исковыми требованиями согласна.
Выслушав истцов, третье лицо М.В. Тегулёва, исследовав другие материалы дела, суд считает, что исковые требования В.А. Ширыбырова, Л.А. Ширыбыровой, А.В. Ширыбырова и Е.В. Трофимовой основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется, в частности, путём признания права.
Из части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Часть 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Как следует из правовых разъяснений, данных Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ в пункте 31 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.
Согласно положениям п.25 Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создаёт ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 28 этого постановления разъяснено, что положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, пристройка к жилому дому либо квартире не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. Новым объектом собственности является жилой дом либо квартира, включающие самовольно возведённые части, поэтому при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путём признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади, а не на пристройку к квартире либо дому.
Статья 244 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Как следует из статьи 7 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями и дополнениями) передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании пункта 4 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации общая собственность на неделимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу пункта 3 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
В соответствии со статьёй 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Как видно из статьи 3.1 названного выше Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за N 1541-1, в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до ДД.ММ.ГГГГ, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Из объяснений истцов видно, что они не могут зарегистрировать своё право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, реконструкцию которой они произвели собственными силами и на свои средства, поскольку у них отсутствуют необходимые для реконструкции разрешения и акт ввода объекта в эксплуатацию. В результате реконструкции изменилась общая площадь принадлежащей им квартиры, которая на данный момент составляет 74,9 кв.м.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, выданному ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> Республики Татарстан, Ширыбыров В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Татарской АССР, зарегистрирован проживающим по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Из паспорта гражданина Российской Федерации, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> Республики Татарстан, следует, что Ширыбырова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> АССР, зарегистрирована проживающей по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, выданному ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> Республики Татарстан, Ширыбыров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> АССР, зарегистрирован проживающим по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Из паспорта гражданина Российской Федерации, выданного ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> Республики Татарстан, следует, что Трофимова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована проживающей по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ В.А. Ширыбыров, Л.А. Ширыбырова, А.В. Ширыбыров, Е.В. Трофимова (до регистрации брака Шевелева) являются собственниками квартиры, общей площадью 49,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Земельный участок, общей площадью 510,02 кв.м, кадастровый №, находящийся по указанному выше адресу, принадлежит истцам на праве общей долевой собственности (доля в праве каждого 1/4), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Из технического паспорта указанного жилого помещения следует, что по адресу: <адрес>, расположено единое жилое помещение общей площадью 74,9 кв.м, жилой площадью 49,3 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение - квартира, этаж №, расположенное по адресу: <адрес>, Спасский муниципальный район, <адрес>, поставлено на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера 16:37:060201:1094, его площадь составляет 74,9 кв.м.
Сообщение начальника отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцы возвели самовольную постройку на принадлежащем им земельном участке, самовольная постройка не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, а также учитывая, что, хотя строительство и осуществлено без разрешительной документации, но истцы предпринимали меры для её легализации, суд приходит к выводу, что имеются основания для сохранения самовольной постройки.
Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, суд считает законным и обоснованным требования истцов удовлетворить.
Руководствуясь статьями 12, 14, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Ширыбырова В.А., Ширыбыровой Л.А., Ширыбырова А.В., Трофимовой Е.В. удовлетворить.
Сохранить квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в реконструированном виде, который представляет трехкомнатную квартиру, назначение: жилое помещение, общей площадью 74,9 кв.м, жилой площадью 49,3 кв.м.
Признать право общей долевой собственности Ширыбырова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Татарской АССР, Ширыбыровой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> АССР, Ширыбырова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, Трофимовой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, (доля в праве каждого 1/4) на квартиру, назначение: жилое помещение, общей площадью 74,9 кв.м, в том числе жилой площадью 49,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, Спасский муниципальный район, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд РТ.
Председательствующий судья Ф.Г. Батыршин
Копия верна: