Дело №2-233/2023
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 января 2023 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - Злотникова В.Я.,
при секретаре – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в Республики Крым» к ФИО1, третье лицо Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым, о взыскании излишне выплаченной суммы социальных выплат, по встречному иску ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в Республики Крым», Администрации <адрес>, Комиссии по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат Администрации <адрес> об отмене протокола заседания и решения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в Республики Крым» (далее – ГКУ РК «Центр социальных выплат») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной суммы социальных выплат в размере 105 743,53 руб., мотивируя свои требования тем, что в результате предоставления ФИО1 недостоверных данных об отсутствии более одного транспортного средства у нее и членов ее семьи, ей безосновательно производилась выплата государственной социальной помощи, сумма переплаты составила 105 743,53 руб.
ФИО1 предъявила встречный иск к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым, ГКУ РК «Центр социальных выплат», Администрации <адрес>, Комиссии по взысканию и списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат Администрации <адрес> (далее – Комиссия), в уточненной редакции которого от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.129-133) просила отменить протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии и решение о прекращении социальных выплат, указывая, что при принятии вышеуказанных актов не было учтено то, что автомобиль ВАЗ 21053 LADA 2105, 2006 года выпуска был похищен, выбыл из их владения, похищение автомобиля освобождает собственника от обязанностей вытекающих из владения данным имуществом. Также, истец по встречному иску полагает, что сотрудники Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым должны были направить межведомственные запросы и проверить наличие у нее права на получение социального пособия, в связи с чем, обратилась с данным иском в суд.
В судебном заседании представитель ГКУ РК «Центр социальных выплат» поддержал первоначальный иск, в удовлетворении встречного иска просил отказать.
ФИО1 и ее представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения первоначального иска, встречный иск поддержали.
Представители Администрации <адрес> и Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым в судебном заседании полагали, что первоначальный иск подлежит удовлетворению, в удовлетворении встречного иска просили отказать.
Представитель Комиссии в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
Заслушав объяснения ФИО1, представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела суд не находит оснований для удовлетворения первоначального и встречного исков.
В соответствии с п.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ) по смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Объем, размер и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки определены законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является, в частности, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона №178-ФЗ государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой помощи, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении или об отказе в ее предоставлении, прекращении предоставления субсидии).
В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления пособия уполномоченный орган обязан представить суду доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в <адрес> установлены Законом Республики Крым "О государственной социальной помощи в <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014, принятом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со ст.6 указанного Закона №-ЗРК/2014 государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в <адрес> и назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден «Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия".
В соответствии с указанным Порядком, в заявлении о предоставлении государственной социальной помощи указываются: фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность; сведения о месте жительства указываются на основании записи в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность (если предъявляется не паспорт), о месте пребывания на основании документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания; сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры); сведения о совместно проживающих с заявителем членах семьи (для малоимущей семьи): фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения в соответствии с документом, удостоверяющим личность, сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи); сведения о принадлежности к гражданству; сведения о месте жительства (почтовый индекс, наименование города, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства. Заявители несут ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в представляемых документах и сведениях, являющихся основанием для назначения пособия.
Для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым; документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период (пункт 9 Порядка №).
В абзаце 2 пункта 14 данного Порядка указано, что в случае если для назначения пособия необходимо представление документов и информации о членах семьи заявителя, при обращении за назначением пособия заявитель дополнительно представляет заявления членов семьи о согласии на обработку их персональных данных по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Согласно п.17 Порядка на основании заявления и представленных документов органом социальной защиты населения определяется среднедушевой доход малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления пособия.
Решение об отказе в назначении пособия принимается, если: не представлены необходимые документы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка; в представленных документах выявлена недостоверная или искаженная информация; среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше величины прожиточного минимума, установленного в <адрес> для семьи (одиноко проживающего гражданина) (п.28 Порядка).
Согласно п.40 Порядка органы социальной защиты населения проводят проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
Суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.41 Порядка).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> с заявлениями о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия как малоимущей семье, предусмотренной Законом Республики Крым «О государственной социальной помощи в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 года (л.д.8-9, 10, 11).
По результатам поданного заявления ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> приняты решения о назначении государственной социальной помощи ежемесячно в размере по 16 682,26 руб. и по 500,51 руб. (л.д.16,17).
При принятии указанных решений о назначении семье ответчика государственной социальной помощи Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> до октября 2021 года проверка правильности представленных ответчиком документов, в том числе о доходах и имуществе, в соответствии с пунктом 40 Порядка № не проводилась (л.д.19).
Согласно акта проверки предоставленных сведений получателя пособия от ДД.ММ.ГГГГ № по данным МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на имя мужа ФИО1 числятся два автомобиля 2006 года выпуска, один из которых числится в угоне (л.д.20).
Протоколами Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выплата ФИО1 государственной социальной помощи в виде социального пособия прекращена по тем основаниям, что по законодательству выплата семье не положена (во владении семьи более одного транспортного средства) (л.д.21,22).
Согласно протоколу № заседания Комиссии ФИО1 предложено погасить задолженность по образовавшейся переплате социального пособия (л.д.25).
По мнению суда, в материалах гражданского дела отсутствуют доказательства предоставления ФИО1 недостоверных и неполных сведений.
Так, из заявления о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ответчиком указаны в качестве членов ее семьи муж ФИО4, сыновья ФИО5, ФИО5, ФИО6
В заявлении-обязательстве ФИО1 указано, что в собственности семьи имеется один автомобиль (л.д.11).
Из пояснений ФИО1 в судебном заседании следует, что при заполнении указанного заявления она сообщила работнику Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> о том, что за ее супругом зарегистрирован еще один автомобиль, который был похищен у них и находится в розыске, при этом снять с регистрации автомобиль, пока он находится в розыске, невозможно, наличие регистрации права на этот автомобиль ответчик не скрывала, работник Департамента труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> сам порекомендовал ей указать один автомобиль, которым реально владеет семья.
Согласно справки заместителя начальника ОП № «Центральный» УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по факту тайного хищения автомобиля, принадлежащего ФИО4 марки ВАЗ-21053 гос. рег. знак К779ЕТ82 ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело, в ходе предварительного расследования установить место нахождения похищенного автомобиля не представилось возможным, в связи с чем, он объявлен в розыск (л.д.101).
Доказательств тому, что ФИО1, не указав в своих заявлениях о назначении социального пособия малоимущей семье информацию о регистрации за мужем еще одного автомобиля, который был похищен в 2018 году, и до настоящего времени находится в розыске, действовала недобросовестно, либо предоставила заведомо недостоверные сведения об имуществе своей семьи, истцом суду не представлено.
Кроме того, ДТСЗН Администрации <адрес> как публично-правовое образование, обязанное действовать в интересах граждан, по мнению суда, ненадлежаще выполнило свои обязанности, перед принятием решения о назначении и выплате социального пособия малоимущей семье не провело проверку достоверности и полноты информации о доходах и имущественном состоянии членов семьи ФИО1, обратившейся за назначением государственной социальной помощи.
Поскольку выплаченное семье ответчицы социальное пособие в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в <адрес>» предназначено для удовлетворения необходимых потребностей малоимущей семьи, является одним из видов средств к существованию семьи с детьми, его взыскание возможно только при бесспорной доказанности недобросовестного поведения его получателя. При отсутствии доказательств предоставления заявителем заведомо недостоверных сведений, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, денежные средства, полученные в качестве социальной помощи, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения первоначального иска не имеется.
В части удовлетворения встречного иска об отмене решения Комиссии, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ суд полагает необходимым отказать, поскольку данное решение носит рекомендательный характер, его неисполнение ФИО1 в добровольном порядке явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд, при судебном рассмотрении дела установлено отсутствие оснований для взыскания испрашиваемой суммы.
Оснований для отмены решений о прекращении выплат суд также не усматривает, поскольку органом социальной защиты населения был установлено, что за членами семьи ФИО1 зарегистрировано на праве собственности более двух автомобилей, что является основанием для прекращения выплаты пособия согласно Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 587.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,211,320.1,321 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░1, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.