Решение по делу № 33-2981/2024 от 12.03.2024

Судья Майкова Н.Н.      № 33-2981/2024

         № 2-4267/2023

64RS0046-01-2023-004895-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2024 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Артемовой Н.А.,

судей Строгановой Е.В., Аракчеевой С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Шестаковой И.В., секретарем судебного заседания Комнатной Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя главного государственного санитарного врача по городу Саратову Ереминой Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Форум» о возложении обязанности устранения нарушений требований санитарного законодательства, обязании разработки и согласования программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Форум» на решение Ленинского районного суда города Саратова от 09 ноября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Строгановой Е.В., объяснения представителя ответчика Марыновой Н.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

заместитель главного государственного санитарного врача по городу Саратову Еремина Н.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющей компании «Форум» (далее – ООО «УК «Форум») о возложении обязанности устранения нарушений требований санитарного законодательства, обязании разработки и согласования программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах.

В обоснование заявленных требований указано, что управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес> осуществляет ответчик, на которого возложена обязанность осуществления производственного контроля качества и безопасности воды, вместе с тем программа по осуществлению данного контроля не согласована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области.

Полагая, что невыполнение ответчиком требований санитарных правил создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, истец просил возложить на ООО «УК «Форум» обязанность устранить нарушения требований санитарного законодательства, обязать разработать и согласовать в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в городе Саратове программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в вышеуказанных многоквартирных домах.

Решением Ленинского районного суда города Саратова от 09 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ООО «УК «Форум» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В доводах жалобы ее автор указывает на то, что программу производственного контроля качества и безопасности воды должна разрабатывать и согласовывать ресурсоснабжающая организация.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительной причине неявки судебную коллегию не известили, об отложении судебного заседания не просили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «УК «Форум» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в городе Саратове проведен анализ согласования программ производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах, которым установлено, что ответчиком в Управление Роспотребнадзора не представлена для согласования программа производственного контроля качества воды в вышеуказанных многоквартирных домах.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 161 ЖК РФ, ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 07 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», положениями правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 исходил из того, что по смыслу действующего законодательства, на управляющей организации, как на организации, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение и (или) водоотведение, а также эксплуатирующей систему водоснабжения и водоотведения, лежит императивная обязанность в разработке и согласовании соответствующей программы производственного контроля качества и безопасности воды.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком, являющимся управляющей организацией вышеуказанных многоквартирных жилых домов, программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды не согласована в установленном порядке, то заявленные истцом требования подлежат удовлетворению. Судом также определен срок, в течение которого ответчику надлежит совершить действия по согласованию соответствующей программы.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 года № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам (п. 77 СанПиН 2.1.3684-21).

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании ч. 2.3 названной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно пп. 2 п. 11 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме.

У управляющей компании на обслуживании имеются инженерные сооружения (внутренние водопроводные сети - от места подключения к сетям поставщика до запорных устройств), предназначенные для транспортировки воды, которые управляющая компания эксплуатирует. Названный факт наделяет ее статусом организации, осуществляющей водоснабжение и, следовательно, несущей обязанность по осуществлению производственного контроля качества питьевой воды для систем внутренней разводящей сети и по разработке программы производственного контроля. Таким образом, ответчик является лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам многоквартирного дома коммунальных услуг с использованием общедомовой системы холодного водоснабжения.

Поскольку управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг, обязана обслуживать внутридомовую систему водоснабжения, с использованием которой предоставляются коммунальные услуги, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора, ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг возложена на исполнителя, который освобождается от ответственности за нарушение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельства неприодолимой силы.

Таким образом, ответчик, являясь управляющей компанией многоквартирного дома, в силу положений ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязан разрабатывать и согласовывать с Роспотребнадзором производственную программу контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, а также осуществлять производственный контроль за качеством воды. При этом программа производственного контроля включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль, указание мест отбора проб воды, указание частоты отбора проб воды.

В целях проверки доводов апелляционной жалобы, судебной коллегией были исследованы и приняты в качестве новых доказательств: копия договора холодного водоснабжения и водоотведения для собственных нужд управляющей организации и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме № 14969С от 15 февраля 2021 года, копия дополнительного соглашения от 04 декабря 2023 года к договору холодного водоснабжения и водоотведения для собственных нужд управляющей организации и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме № 14969С от 15 февраля 2021 года.

Между тем, вышеуказанные новые доказательства не опровергают выводов суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц ООО «Концессии водоснабжения Саратов» и ПАО «Т Плюс» не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку права и законные интересы ресурсоснабжающих организаций решением суда не затрагиваются.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Саратова от 09 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 апреля 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-2981/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель главного государственного санитарного врача по городу Саратову Еремина Н.В.
Ответчики
ООО УКФорум
Другие
Марынова Наталья Николаевна
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Строганова Е.В.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
14.03.2024Передача дела судье
10.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2024Передано в экспедицию
17.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее