Дело №2-3041/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(не вступило в законную силу)
24 августа 2015 года г. Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Кравцовой Е.Н.
при секретаре Огневой Т.М.
с участием заявителя Юрчик В.С., представителя ТИК «Анапская Сосновой Е.В.. действующей на основании доверенности от 27.04.2015 года, помощника Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юрчик В.С. о признании незаконным решения ТИК Анапская,
У С Т А Н О В И Л:
Юрчик В.С. обратился в суд с заявлением к ТИК Анапская о признании незаконным решения ТИК Анапская от 05.08.2015 № 29/196 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета МО город-курорт Анапа третьего созыва В.С. Юрчику». Свои требования заявитель мотивировал тем, что нарушение формы подписного листа отсутствует, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на указание полного места жительства кандидата, а наличии сведений о том, что кандидат является депутатом представительного органа не отрицается комиссией. Обжалуемое решение ТИК Анапская основывается на расширительном толковании законодательства, что недопустимо и противоречит закону и является основанием для отмены оспариваемого решения.
В судебном заседании заявитель Юрчик В.С. заявление поддержал и просил удовлетворить.
Представитель ТИК Анапская по доверенности Соснова Е.В. требований не признала, просила в удовлетворении заявления отказать со ссылкой на то, что оспариваемое решение ТИК Анапская принято в пределах ее компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Никитенко О.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Совета МО г.-к. Анапа от 18.06.2015 № 559 "О назначении выборов депутатов Совета МО г.-к. Анапа третьего созыва", опубликованным в газете "АнапскоеЧерноморье" 20.06.2015 № 74 (13563), назначены выборы депутатов Совета муниципального образования город-курорт Анапа.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указанным Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Согласно подпункта «в» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с федеральным законодательством условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию права граждан избирать глав муниципальных образований в Краснодарском крае устанавливается Законом Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае».
Как видно из материалов дела, заявитель Юрчик В.С. уведомил ТИК Анапская о своем самовыдвижении кандидатом в депутаты Совета МО город-курорт Анапа 24.07.2015 в 16 часов 15 минут, о чем ему выдано соответствующее подтверждение.
Согласно подтверждения исх. № 390, документы для своей регистрации Юрчик В.С. представил в ТИК Анапская 27.07.2015 в 12 часов 20 минут, в том числе: одну папку с 9 подписными листами, содержащими 27 подписей избирателей.
В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…» необходимым условием регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Согласно статье 20 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…» в поддержку выдвижения кандидата должен осуществляться сбор подписей избирателей, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 19 и частями 2-5 статьи 19.1 Закона. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата. Изготовленные указанным образом подписные листы используются для сбора подписей избирателей в поддержку соответствующего выдвижения. Каждый подписной лист удостоверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей. Удостоверенный лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, подписной лист с подписями избирателей в поддержку соответствующего выдвижения, собственноручно заверяется кандидатом. Внесение данными лицами сведений о них и их подписей является надлежащим заверением подписного листа, а они признаются заверившими подписной лист лицами.
В силу статьи 22 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…» избирательная комиссия, организующая выборы, в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, проверяет соответствие порядка их выдвижения требованиям Закона, а также в случае, если их выдвижение должно быть поддержано подписями избирателей, проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, лицах, осуществивших удостоверение подписных листов, и их подписей, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
При проверке оформления подписных листов устанавливается их соответствие формам, утвержденным приложениями 6, 7.1 и 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях…» достоверность и наличие в них определенных частью 10 статьи 20, частями 3 и 5 статьи 72, частями 3 и 5 статьи 88.1 Закона сведений о кандидате, об указанных в подписном листе избирательного объединения кандидатах, возглавляющих муниципальный список кандидатов удостоверяющихи заверяющих подписные листы лицах, соблюдение установленных правил их указания, а также наличие подписей лиц, удостоверяющих и заверяющих подписные листы, и дат их внесения.
По результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Подпись избирателя является достоверной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с частями 8 - 11 указанной статьи.
В силу пункта 8 части 11 указанной статьи недействительными подписями, то есть подписями, собранными с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа, признаются все подписи избирателей в подписном листе, в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 06.07.2010 № 1087-О-О, имеются достаточные законодательные гарантии надлежащего осуществления кандидатом, действующим осмотрительно и ответственно, сбора подписей избирателей в свою поддержку, оформления подписных листов и их представления в избирательную комиссию (статьи 33 - 38 Федерального закона «Об основных гарантиях…»).
Решением ТИК Анапская от 22 июня 2015 года № 9/22 было установлено, что для регистрации кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа третьего созыва по Приморскому сельскому избирательному округу №25 необходимо предоставить не менее 23 и не более 27 достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно решению ТИК Анапская от 22.06.2015 № 9/23 проверке подлежат все подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата и представленные для регистрации.
По результатам проведенной проверки представленных подписей избирателей избирательной комиссией были признаны недействительными в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и пунктом 9 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края все представленные подписи. Выявлено, что кандидатом допущены нарушения при заполнении установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» формы подписного листа, в том числе требований о внесении сведений о кандидате.Из подписных листов в поддержку выдвижения кандидата Юрчика В.С., оригиналы которых обозревались в судебном заседании, видно, что во всех 9 подписных листах в сведениях о кандидате указано место жительства кандидата согласно данным, содержащихся в паспорте кандидата, то есть с указанием точного адреса, однако форма подписного листа предписывает указывать только субъект Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства кандидата. Согласно абзацу 3 ч. 3 ст. 72 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…» каждый подписной лист для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата должен содержать предусмотренные его установленной формой сведения, а включение в него дополнительных сведений о кандидате не допускается.
Также на каждом подписном листе кандидата в сведениях о кандидате не указаны сведения о том, что кандидат является депутатом соответствующего представительного органа и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Данные сведения указаны кандидатом в строках формы «Подписной лист удостоверяю:», которые не предписывают указывать данные сведения. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 11.05.12, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том месте, предписываемой установленной формой.
Таким образом, кандидатом Юрчиком В.С. при сборе подписей в поддержку своего выдвижения нет той степени осмотрительности и ответственности, которая в данных обстоятельствах требуется от кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления.
Решением ТИК Анапская от 01.08.2015 № 24/129 «Об извещении кандидата в депутаты Совета МО г.-к. Анапа третьего созыва В.С. Юрчика» Юрчик В.С. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях…» и частью 1.1 статьи 23 Закона КК «О муниципальных выборах…» был уведомлен о выявлении в представленных при выдвижении и для регистрации документах неполноты сведений о кандидате и отсутствии документов. ТИК Анапская было выявлено:
- несоблюдение требований к оформлению сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению №1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
- неполнота сведений о кандидате, содержащихся в заявлении о согласии баллотироваться, в части отсутствия указания основного места работы (в случае отсутствия основного места работы – рода занятий), что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 19 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае»;
- отсутствие документа, предусмотренного ч. 2 ст. 19 Закона КК «О муниципальных выборах в КК» о подтверждении сведений о принадлежности к политической партии либо иному общественному объединению.
Кандидат был уведомлен избирательной комиссией о том, что заседание территориальной избирательной комиссии Анапская по вопросу принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации как кандидата в депутаты состоится в ТИК Анапская 05 августа 2015 года в 17.00 (г. Анапа, ул. Крымская, 99, каб. 304).
В установленный частью 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края срок от кандидата Юрчика В.С. поступило заявление от 03 августа 2015года о замене ранее представленных документов.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях…» и частью 1.1. статьи 23 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…» не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с частями 2 и 4 статьи 19 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…», а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Не могут быть внесены уточнения и дополнения в документ, не представленный в соответствующую избирательную комиссию в установленные частью 1 статьи 21 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…» сроки для представления документов о выдвижении и на регистрацию, которая рассматривает вопрос о регистрации кандидата.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого заявителем решения ТИК Анапская обязана была принять во внимание документы, представленные Юрчиком В.С. в порядке замены ранее представленных документов, оформленных с нарушением закона, а не документы, представленные им до замены, о нарушениях в оформлении которых кандидат извещен.
При принятии оспариваемого решения ТИК Анапская установила, что недостатки в оформлении документов устранены частично: предоставлено заявление о согласии баллотироваться, содержащее предусмотренные ч. 2 ст. 19 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» сведения о кандидате. Однако замечание о несоблюдении требований к оформлению сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах устранено не было.
Избирательная комиссия пришла к выводу о том, что по состоянию на день, предшествующий дню заседания территориальной избирательной комиссии Анапская, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Юрчика В.С.., среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имеются документы, оформленные с нарушением требований Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…».
Согласно части 4 статьи 19 Закона Краснодарского края форма сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах утверждена приложением № 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях…».
Приложение № 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях…» после принятия данного Федерального закона изменялось пунктом 79 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ» (опубликован: Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104) путем изложения приложения в новой редакции.
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2012 № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"» (опубликован: Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2274) в приложение № 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях…» были внесены следующие изменения:
а) слова "(супругу кандидата)" заменены словами "(супругу и несовершеннолетним детям)", слова "(доходов моего супруга)" заменить словами "(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)", слова "(моему супругу)" заменены словами "(моим супругу и несовершеннолетним детям)";
б) сноска <1> изложить в следующей редакции:
"<1> Сведения о размере и об источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) указываются в соответствии с законом. В отношении несовершеннолетних детей указанные сведения представляются отдельно на каждого ребенка.".
Таким образом, изменения Федерального закона «Об основных гарантиях…» в части изменений формы представления сведений о размере и источниках доходов кандидата, установленной приложением № 1 к указанному Закону, вступили в силу и распространяются на правоотношения, связанные с представлением данных сведений в ТИК Анапская заявителем.
Как видно из представленных в порядке замены сведений о размере и об источниках доходов кандидата Юрчика В.С., а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, они по форме не соответствуют форме приложения № 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях…».
Согласно пункту 3.1 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Закона Краснодарского края, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение принято ТИК Анапская в пределах ее компетенции и в соответствии с действующим законодательством, прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией не нарушено.
В соответствии с частью 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Руководствуясь статьями 195-199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Юрчик В.С. о признании незаконным решения ТИК Анапская – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 5-дневный срок в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд.
Председательствующий: