Судья Бойко М.Н. Дело №7-21-154/2024
Р Е Ш Е Н И Е
18 марта 2024 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации города Владивостока ФИО2 на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 21 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Владивостока,
у с т а н о в и л:
6 октября 2023 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Приморскому краю возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Владивостока.
Постановлением заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного Управления ФССП по Приморскому краю от 23 октября 2023 года по результатам рассмотрения указанного дела об административном правонарушении администрация города Владивостока признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 21 декабря 2023 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник администрации города Владивостока ФИО2 просит отменить вынесенные по делу акты, ссылаясь на отсутствие достаточного бюджетного финансирования, а также на вынесение постановления о назначении административного наказания до истечения срока, установленного для исполнения требований исполнительного документа.
Администрация города Владивостока о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, законный представитель и защитник указанного юридического лица в судебное заседание не явились, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному и правильному исполнению исполнительных документов.
Пунктами 1, 4 статьи 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований сотрудника органов принудительного исполнения влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Владивостока по делу № от 20 сентября 2010 года, вступившим в законную силу 3 марта 2011 года, на администрацию г. Владивостока возложена обязанность произвести капитальный ремонт в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, а именно капитальный ремонт кровли с полной заменой кровельного ковра и цементно-песчаной стяжки; капитальный ремонт трубопроводов сетей канализации, центрального отопления (вентиля, задвижки, сбросные вентиля), трубопроводы холодного и горячего водоснабжения (вентиля, задвижки), оборудования тепловых и водомерных узлов с заменой труб, вентилей и задвижек в подвальных помещениях; внутридомовой системы электроснабжения, включая сети освещения, щиты и распределительные устройства в подвале; асфальтового покрытия отмостки вокруг дома; капитальный ремонт фасада дома с восстановлением гидроизоляции швов капитальный ремонт отделочных покрытий лестничных клеток. В соответствии с данным решением 24 марта 2011 года Ленинским районным судом г. Владивостока выдан исполнительный лист серии ВС № в отношении должника – администрации города Владивостока.
На основании указанного исполнительного листа 23 июня 2011 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство №. Для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику установлен срок – в течение 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в отношении администрации города Владивосток 29 августа 2011 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
29 мая 2023 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Приморскому краю вынесено постановление об установлении администрации города Владивосток нового срока исполнения требований исполнительного документа до 5 октября 2023 года.
Во вновь установленный срок должник требования исполнительного документа не исполнил, что послужило основанием для привлечения администрации города Владивостока к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного администрацией города Владивостока административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 6 октября 2023 года; исполнительным листом от 24 марта 2011 года; постановлением о возбуждении исполнительного производства от 23 июня 2011 года; постановлением о взыскании исполнительного сбора и установлении нового срока исполнения от 29 августа 2011 года, постановлением о назначении нового срока исполнения от 29 мая 2023 года и другими материалами дела, которым при рассмотрении дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях администрации города Владивостока состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием должника, выражающимся в умышленном неисполнении им требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела был сделан обоснованный вывод о том, что должником не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действия администрации города Владивостока правильно квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что 6 октября 2023 года судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Приморскому краю был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 20 марта 2024 года, соответствует положениям части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и не является основанием для отмены вынесенных по делу актов, поскольку администрация г. Владивостока привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнения требований неимущественного характера в срок до 5 октября 2023 года, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения 29 августа 2011 года постановления о взыскании исполнительского сбора.
Доводы жалобы о том, что вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок является недостаточным для исполнения решения суда, убедительным не является, учитывая, что каких-либо действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, в указанный срок должником предпринято не было.
С заявлениями об отсрочке исполнения решения суда в связи с объективными обстоятельствами, препятствующими его исполнению, администрация города Владивостока в суд, вынесший решение, не обращалась. Также должником не обжаловались решения должностных лиц службы судебных приставов в части установленных сроков для исполнения требований исполнительного документа.
При данных обстоятельствах оснований полагать, что невыполнение обязанностей неимущественного характера, возложенных на администрацию города Владивостока судебным решением, было обусловлено недостаточностью предоставленного для исполнения требований срока, не имеется.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях (бездействии) администрации г. Владивостока состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенных по делу актов.
Срок давности и порядок привлечения администрации г. Владивостока к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем, имеются основания для изменения вынесенных по делу актов.
На основании пункта 4 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу подлежащих выяснению по делу обстоятельств относятся обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из положений статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, могут быть признаны обстоятельства, предусмотренные названной статьей, а также иные обстоятельства, предусмотренные тем же Кодексом как отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений. Возможность признания отягчающими административную ответственность обстоятельств, не указанных в качестве таковых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, действующее законодательство не предусматривает.
Между тем, согласно постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного Управления ФССП России по Приморскому краю от 23 октября 2023 года при определении вида и размера административного наказания администрации г. Владивостока в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, было учтено, что с момента вступления решения в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимались, что нарушает законные права и интересы значительного количества граждан на достойные условия проживания, а также подрывает авторитет судебной и исполнительной власти.
Однако ни частью 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни иными нормами того же Кодекса названное обстоятельство не предусмотрено в качестве отягчающего административную ответственность.
Данное нарушение судьей районного суда устранено не было.
При данных обстоятельствах, учитывая отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда подлежат изменению с назначением администрации г. Владивостока административного наказания в виде административного штрафа в соответствии с санкцией части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере 30 000 рублей.
В остальной части вынесенные по делу акты изменению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного Управления ФССП России по Приморскому краю от 23 октября 2023 года и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 21 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Владивостока изменить, исключив из постановления указание на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, а именно на то, что с момента вступления решения в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимались, что нарушает законные права и интересы значительного количества граждан на достойные условия проживания, а также подрывает авторитет судебной и исполнительной власти и снизить размер назначенного административного штрафа до 30 000 рублей.
В остальной части вынесенные по делу акты оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Владивостока ФИО2 оставить без удовлетворения.
Судья А.В. Фаленчи