Дело №5-267/2022
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 марта 2022 года Санкт-Петербург
Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,
с участием защитника – адвоката <ФИО>4,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ в отношении
Васильева Дениса Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, женатого, имеющего на иждивении двоих несовершеннолетних детей, работающего врачом, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Васильев Д.А. совершил нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а именно:
02 марта 2022 года в период времени с 19 час. 20 мин. до 20 час. 00 мин. Васильев Д.А., находясь у д. 35 по Невскому пр. в г. Санкт-Петербурге, добровольно присутствовал в массе граждан не менее 200 человек с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему: «прекращения войны и против военных действий», являясь участником публичного мероприятия в форме митинга, несогласованного в установленном порядке с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности г. Санкт-Петербурга, целью которого было привлечение внимания окружающих к проблеме общественно-политического характера, то есть с нарушением требований ч.1 ст. 7, п.3 ст. 2, ч.2.2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в месте, запрещенном для проведения данного публичного мероприятия, в нарушении требования ст. 5-2 закона Санкт-Петербурга № 390-70 от 21.06.2011 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге».
При этом Васильев Д.А. совместно с находящимися в непосредственной близости, а именно менее 1 метра от других участников митинга, скандировал лозунги «Нет войне», информируя тем самым присутствующих о целях данного митинга и выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данной проблеме.
В связи с допущенными участниками данного митинга нарушениями требований ч.1 ст. 7, п.5 ст. 2 Федерального закона РФ №54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», сотрудник полиции старший инспектором ОООП УМВД России по Центральному району г. СПб старший лейтенант полиции Семенов Д.В., осуществляющий в соответствии со ст. 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, в соответствии с п.1, 7 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», посредством громко-усиливающей аппаратуры публично уведомил о нарушениях всех лиц, участвующих в данном митинге, в том числе Васильева Д.А., и потребовал прекратить публичное мероприятие.
Данное законное требование сотрудника полиции прекратить митинг и разойтись Васильев Д.А. проигнорировал в нарушение ч.3 ст. 30, п.1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», продолжал нарушать требования п.1 ч.3 ст.6, ч.1 ст. 7, п.5 ст. 2, ч.2.2 ст.8 Федерального закона РФ-№54-ФЗ от 19.06.2004 г «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также требования статьи 5-2 закона Санкт-Петербурга № 390-70 от 21.06.2011 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге», в части, запрещающей проведение митингов на Невском проспекте г. Санкт-Петербурга и в радиусе 100 метров на территориях, прилегающих к зданиям и входам в вестибюли станций метрополитена, а также регламентирующих порядок подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебное заседание Васильев Д.А., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился, направив защитника, а также представив письменные объяснения, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствии.
Защитник <ФИО>4 в судебном заседании просила производство по делу в отношении Васильева Д.А. прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, так как он как только услышал объявления сотрудников полиции, пытался покинуть место проведения акции, но не смог и был задержан В случае установления вины Васильева Д.А. имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав защитника, суд приходит к следующим выводам.
Частью пятой ст.20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом N 54-ФЗ.
В ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия, среди прочего, является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом №54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, среди прочего, выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия (ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Согласно ч. 1 ст. 5.2 Закона Санкт-Петербурга N 390-70 от 21.06.2011 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге" в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на Дворцовой площади, Исаакиевской площади и Невском проспекте, а также в радиусе 100 метров на территориях, прилегающих к зданиям и входам в вестибюли станций метрополитена.
Указанные требования закона Васильевым Д.А. выполнены не были, поскольку он фактически участвовал в проведении публичного мероприятия по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему: «прекращение войны и против военных действий», уведомление о проведении которого не было подано, о чем сотрудник полиции довел до сведения всех участников митинга, и потребовал его прекратить. При этом проведение такого мероприятия на Невском пр., на территории, прилегающий к выходам из станций метрополитена, прямо запрещено законом, нарушает общественную безопасность. Таким образом, порядок участия в публичном мероприятии Васильевым Д.А. был нарушен, требование сотрудника полиции не исполнено.
Вина Васильева Д.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении АП № от 02 марта 2022 года, в котором изложены вышеуказанные события административного правонарушения, в объяснениях к которому Васильев Д.А. указал, что согласен с ним частично, так как у него не было 10 минут, чтобы покинуть митинг;
- рапортом сотрудника полиции <ФИО>5 от 02.03.2022 года о доставлении совместно с сотрудником полиции <ФИО>6 в 20 час. 30 мин. в дежурную часть 18 отдел полиции Васильева Д.А., который добровольно присутствовал в массе граждан не менее 200 человек в период времени с 19 час. 20 мин. до 20 час. 00 мин. у дома 35 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге, у станции метро «Гостиный двор», с целью выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему: «прекращение войны и против военных действий», и который проигнорировал требование сотрудника полиции <ФИО>7. о прекращении публичного мероприятия, проводимого с нарушением закона;
- аналогичным рапортом сотрудника полиции <ФИО>6;
- объяснениями <ФИО>6 и <ФИО>5, аналогичных данным вышеуказанных рапортов, в которых они, кроме того, сообщают, что информация о скоплении граждан у Гостиного двора поступила примерно в 19 часов 20 мин. Около 19 час. 30 минут они были у станции метро «Гостиный двор», находясь в служебном автобусе, наблюдали как участники несогласованного мероприятия скандировали лозунги «Нет войне» и требования сотрудника полиции о прекращении противоправного поведения, в связи невыполнением указанных требований в 20 час. 00 мин. сотрудники ОМОН стали задерживать указанных граждан и сопровождать в автобус;
- протоколом ДЛ САП № от 02.03.2022 г. о доставлении Васильева Д.А. в 18 отдел полиции;
- объяснениями старшего лейтенанта полиции <ФИО>8 согласно которым при исполнении служебных обязанностей 02.03.2022 года он с помощью громкоусиливающей аппаратуры неоднократно уведомлял участников проводимого у дома 35 по Невскому пр. мероприятия о том, что оно не законно, а также предупреждал об ответственности и требовал прекратить проводимое с нарушением закона мероприятие; однако, несмотря на предупреждения, группа лиц в составе не менее 200 человек отказалась выполнить его законные требования;
- текстами обращений, использованных сотрудником полиции для информирования и предупреждения граждан во время проведения мероприятия по вышеуказанному адресу;
- данными видеозаписей на CD-носителе, предоставленных ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, соответствующими рапортам и объяснениям сотрудников полиции;
- сообщением из Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности о том, что на 02.03.2022 года уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Санкт-Петербурга не подавалось и не согласовывалось.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что Васильев Д.А., осознавая, что проводится незаконное мероприятие, находился в составе группы граждан, выкрикивающих вышеуказанные лозунги, выражая свое отношение к заявленной общественно-политической проблеме и вопросам внешней политики, связанным с проведением Россией военной операции на Украине, в нарушение вышеуказанных положений закона, регламентирующих правила поведения участников публичных мероприятий, а также с нарушением санитарных правил, игнорировал законные требования сотрудника полиции вплоть до своего задержания.
Доводы о том, что Васильев Д.А. он не имел уже возможности покинуть место проведения публичного мероприятия после того, как услышал объявление, поскольку его не выпустили сотрудники полиции, суд рассматривает как защитную позицию, поскольку они опровергаются представленными и исследованными судом вышеизложенные доказательства, которые содержат необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, и на лицо, к нему причастное, в том числе о том, что задержания участников публичного мероприятия были произведены после того, как до них доведена информация о его незаконности, и они не исполнили требование разойтись, то есть задержания были произведены не любых лиц, находящихся у станции метро «Гостиный двор», а тех, кто находился там совместно, будучи объединенным общим замыслом и целью, связанной с требованием прекращения военных действий, в связи с чем для квалификации действий Васильева Д.А. не имеет значение, скандировал ли он лозунги, либо поддерживал их своим присутствием.
Существенных нарушений требований КоАП РФ при получении вышеуказанных доказательств судом не установлено. Оснований сомневаться в достоверности данных видеозаписи и объяснений сотрудников полиции не имеется, поскольку они соответствуют друг другу, а также иным материалам дела.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с правилами, предусмотренными ст.ст.28.2, 28.3 КоАП РФ, которыми должностные лица органов внутренних дел (полиции) наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.2 КоАП РФ.
При этом действия Васильева Д.А. по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ квалифицированы правильно, поскольку тематика проводимого мероприятия соответствует понятию публичного мероприятия, указанного в ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ.
Таким образом, вина Васильева Д.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, полностью подтверждается исследованными судом доказательствами.
Смягчающих и отягчающих ответственность Васильев Д.А. обстоятельств судом не установлено.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, поскольку в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исключительных обстоятельств, характеризующих деяние Васильева Д.А., по делу не установлено.
Принимая во внимание обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, а также данные о личности Васильев Д.А., который привлекается к административной ответственности впервые, имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей, суд полагает разумным и справедливым назначить ему наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Васильева Дениса Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Наименование получателя платежа:
УФК по г. Санкт-Петербургу (УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и ЛО),
Номер счёта получателя платежа: 03100643000000017200
КПП: 784201001, ИНН: 7830002600, Кор счёт: 40102810945370000005
КБК 188 1 16 01201019000140
БИК 014030106, ОКТМО 40392000, УИН 188 80378220140017887
Назначение платежа: Административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Е.В. Медведева