Дело № 2а-881/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2017года с.Владимиро-Александровское
Партизанский районный суд Приморского края
В составе: председательствующего судьи Вахрушевой О.А.
При секретаре Карнауховой А.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Дьячковой Е.С. к администрации Партизанского муниципального района, при участии заинтересованного лица- АО « Восточная нефтехимическая компания» о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Дьячкова Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала следующее.ДД.ММ.ГГГГ № обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, Земельный участок расположен <адрес> для размещения дачных домов и садовых домов. Ответчиком принято решение об отказе в передаче в собственность вышеуказанного участка. Выписка из протокола заседания комиссии по природопользованию, земельным ресурсам и согласованию земельных участков под проектирование, строительство, датирована ДД.ММ.ГГГГ №, выдана заявителю- представителю по доверенности Савченко М.Ю. считает, что данное решение нарушает права заявителя, поскольку является членом <данные изъяты> <данные изъяты> создано путем реорганизации садоводческого общества по решению общего собрания членов от ДД.ММ.ГГГГ, является правопреемником <данные изъяты> как юридическое лицо оформило, предоставленный земельный участок площадью <данные изъяты> в собственность. Истице предоставлен земельный участок из земель <данные изъяты>», подлежащий передаче в собственность члену <данные изъяты> без проведения торгов, бесплатно в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона №, п.3 ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 39.14 ЗК РФ. Истица за счет собственных средств обеспечила выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания, утверждения проекта межевания, осуществила государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового №, дата внесения сведений ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией партизанского муниципального района отказано в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в состав и налагается на объекты <данные изъяты> утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Считает отказ незаконным, поскольку действующее законодательства не содержит запрета на передачу земельного участка, расположенного в границах <данные изъяты> в собственность, учитывая категорию земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для ведения дачного хозяйства. Спорный участок не подлежит передаче управляющей компании <данные изъяты> Считает, что за администрацией Партизанского муниципального района сохранены полномочия по передаче в собственность ( аренду) испрашиваемого участка, сформированного из состава земель дачного объединения. Определением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление оставлено без рассмотрения, получена копия определения представителем Савченко М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ. Просит считать срок обращения в суд с настоящим иском, пропущенным по уважительной причине. Восстановить срок обращения, признать решение комиссии по природопользованию, земельным ресурсам и согласованию земельных участков под проектирование, строительство администрации Партизанского муниципального района в части отказа в передаче в собственность Дьячковой Е.С. земельного участка с кадастровым №, расположенного в <адрес>, - незаконным, обязать администрацию Партизанского муниципального района передать в собственность Дьячковой Е.С. земельный участок.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Шуварина В.Б. настаивала на удовлетворении иска, сославшись на доводы изложенные выше. Дополнила следующим, что в полномочия администрации Партизанского муниципального района входит предоставление земельных участков в собственность членов дачного объединения в силу положений Федерального закона № 137-ФЗ ст. 3 п. 2,7,2.8,2.9. Просит учесть, что назначение земельного участка не изменено, вид разрешенного использования не изменен. Считает необоснованным отказ в предоставлении земельного участка в собственность Дьячковой Е.С..
Представитель администрации Партизанского муниципального района по доверенности Попов Д.Э. с иском не согласился, согласен с ходатайством истца о признании причин пропуска срока обращения в суд, уважительными. По существу требований указал, что согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжении свои имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Исходя из положения ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001г « Овведении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Согласно ст. 15 ЗК РФ, положений ч.9 ст. 3 Закона о введении, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Дачное некоммерческое партнерство <данные изъяты> является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>, в границы которого входит и испрашиваемый земельный участок, что подтверждено Государственным актом № в связи с чем, полномочия по распоряжению земельными участками, входящими в земельный участок являющийся собственностью <данные изъяты> является исключительным правом самого партнерства.
Представитель <данные изъяты> направил письменные возражения относительно иска, в которых указал, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка Дьячковой Е.С. является незаконным, просил удовлетворить требования, рассмотреть административный иск в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица- <данные изъяты>, в лице ФИО1 с иском не согласилась. Заявив о применении последствий пропуска срока обращения в суд, поскольку Дьячковой Е.С. выдана доверенность Савченко М.Ю., удостоверенная нотариусом <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, что дает основания полагать об ознакомлении истца с требованиями КАС РФ, в частности о необходимости оформления доверенности со специальными полномочиями для представления интересов в суде по такой категории дел. Истец имела возможность в течение 3-х месяцев с даты получения выписки из протокола заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, самостоятельно обратиться в суд (подписать административное заявление), но этим правом не воспользовалась. Считает решение ответчика об отказе в предоставлении в собственность земельного участка законным в силу следующего. Согласно п.3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ « О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», территория социально-экономического развития - это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий обеспечения жизнедеятельности населения. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ О создании территории опережающего социально-экономического развития «<данные изъяты> определяется по границей кадастрового квартала № в пределах которого создается указанная территория. Между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении деятельности на <данные изъяты>, в реестр резидентов внесена запись о регистрации <данные изъяты> в качестве резидента <данные изъяты> испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым № относится к кадастровому кварталу №, включен в заявку <данные изъяты> в перечень земельных участков, которые необходимо оформить в аренду <данные изъяты> в границах санитарно-защитной зоны. Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ « О введение в действие Земельного кодекса РФ» особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах территорий опережающего развития, устанавливаются Законом о ТОР. С момента создания ТОР при предоставлении земельных участков, находящихся в ее границах и необходимых для осуществления деятельности резидентами <данные изъяты>, законодательством РФ предусмотрен особый порядок по сравнению с нормами Земельного законодательства РФ. Отсутствие в действующем законодательстве РФ прямого запрета на передачу в собственность земельного участка в границах <данные изъяты> лицу, которое не является резидентом <данные изъяты>, с учетом вышеприведенных норм права не влечет незаконности оспариваемого решения. Считает, что отказ администрации <адрес> в предоставлении земельного участка в собственность, обусловленный включением земельного участка в <данные изъяты> является правомерным. Испрашиваемый земельный участок расположен ив границах санитарно-защитной зоны <данные изъяты> производств <данные изъяты> <данные изъяты> как объект федерального значения включен в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения». Санитарно-защитная зона устанавливается в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Решение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « О внесении изменений в Схему территориального планирования Партизанского муниципального района» (с учетом решения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ) в Схему территориального планирования ПМР предусмотрено размещение объекта <данные изъяты> и его санитарно-защитная зона. В границы данной <данные изъяты> терминала включен, в том числе, земельный участок с кадастровым №. Указанное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с п.17 ст. 39.16 ЗК РФ.
Суд, выслушав участников процесса, пришел к выводу о том, что административное исковое заявление Дьячковой Е.С. удовлетворению не подлежит.
Административным ответчиком – представителем администрации Партизанского муниципального района выражено согласие с ходатайством истца о признании причин пропуска срока обращения в суд с административным иском уважительными. Указанное обстоятельство подтверждено сведениями о месте жительства истицы, копией определения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГгодла, которым административное исковое заявление Савченко М.Ю. в интересах Дьячковой Е.С. оставлено без рассмотрения, в виду отсутствия полномочий на предъявление административного иска. Доверенность выдана Шувариной В.Б., лицу, имеющему высшее юридическое образование ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для отказа в иске, в связи с пропуском срока обращения в суд с административным исковым заявлением суд не усматривает.
Согласно представленным документам истица Дьячкова Е.С. является членом <данные изъяты> пользуется земельным участком № <адрес> В соответствии Государственным актом на право постоянного бессрочного пользования <данные изъяты> в соответствии с решением <адрес> н.д. от ДД.ММ.ГГГГ № садоводческому обществу предоставлен земельный участок в долевую собственность <данные изъяты>, согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ право собственности <данные изъяты> зарегистрировано на земельный участок площадью <данные изъяты>.м под землями общего пользования, кадастровый №, проведено межевание земельного участка.
Суд отклоняет доводы администрации Партизанского муниципального района об отсутствии полномочий по распоряжению земельным участком, расположенным в границах <данные изъяты> по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. В соответствии с п.2.7 ст. 3 указанного Закона до ДД.ММ.ГГГГ члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Согласно п. 2.8 ст. 3 указанного Закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Согласно п.2.10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с п.9.1 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, установления сервитутов в указанных целях, а также предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах территорий опережающего социально-экономического развития, устанавливаются Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" принудительное отчуждение земельных участков (изъятие земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего социально-экономического развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании ( ч.2 ст. 28). Управляющая компания обеспечивает все мероприятия, необходимые для исполнения решения о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, в том числе проведение по поручению уполномоченного федерального органа оценки изымаемого недвижимого имущества, осуществление необходимых кадастровых работ, проведение переговоров с правообладателями изымаемого недвижимого имущества ( ч. 3 ст. 28).
В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона №473-ФЗ до принятия решения о принудительном отчуждении земельного участка (изъятии земельного участка) в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития уполномоченный федеральный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе принять решение о резервировании данного земельного участка.
Согласно ч.2 ст. 29 Федерального закона № 473-ФЗ земельные участки, зарезервированные в целях размещения объектов развития инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно п.3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ « О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», территория социально-экономического развития - это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий обеспечения жизнедеятельности населения.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ О создании территории опережающего социально-экономического развития <данные изъяты> местоположение участка границ <данные изъяты> определяется по границей кадастрового квартала <данные изъяты>, в пределах которого создается указанная территория.
Между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении деятельности на <данные изъяты> в реестр резидентов внесена запись о регистрации <данные изъяты> в качестве резидента <данные изъяты>, испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым номером № относится к кадастровому кварталу №, включен в заявку <данные изъяты> в перечень земельных участков, которые необходимо оформить в аренду <данные изъяты> в границах санитарно-защитной зоны.
Испрашиваемый земельный участок расположен ив границах санитарно-защитной зоны <адрес>». <данные изъяты> как объект федерального значения включен в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения».
Санитарно-защитная зона устанавливается в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Решение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « О внесении изменений в Схему территориального планирования Партизанского муниципального района» (с учетом решения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ) в Схему территориального планирования ПМР предусмотрено размещение объекта <данные изъяты> и его санитарно-защитная зона. В границы данной <адрес> включен, в том числе, земельный участок с кадастровым №
В связи с изложенным суд считает доводы заинтересованного лица <данные изъяты> об отказе в иске Дьячковой Е.С. обоснованными, расположение земельного участка с кадастровым № в границах санитарно-защитной зоны объекта <данные изъяты> является основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с п.17 ст. 39.16 ЗК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Дьячковой Е.С. о признании отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым №, расположенного в <адрес>, -незаконным, возложении обязанности на администрацию Партизанского муниципального района предоставить земельный участок в собственность, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Приморский краевой суд, через Партизанский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Вахрушева О.А.