Дело № 2-649/2024 (2-6570/2023)
УИД 59RS0007-01-2023-005457-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 апреля 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мараулиной Т.Г.,
с участием истца Дурневой Л.В., ее представителя Капиной Е.С.,
представителя ответчика Балтиковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дурневой Л. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании отказа в назначении пенсии незаконным и возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л :
Дурнева Л.В. обратилась в суд с иском, указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости, однако ей было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что у истца не хватает страхового стажа (<данные изъяты> лет). До переезда в Российскую Федерацию истец являлась получателем пенсии по старости в Республике Казахстан, где выплата пенсии ей после переезда была прекращена ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, ответчик должен был назначить ей пенсию на тех же условиях, что она была назначена в Казахстане. При подсчете страхового стажа в Казахстане была принята ее трудовая книжка, согласно которой учтен страховой стаж <данные изъяты>
С учетом уточнения требований просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии по старости, обязать ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика включить в страховой стаж истца период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, обязать выплатить пенсию за период за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, ее представитель в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании высказалась против удовлетворения исковых требований, просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13.03.1992).
С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, участником которого является также Республика Казахстан, в соответствии с которым назначение пенсии с учетом положений настоящего Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
В соответствии со статьей 7 Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения. В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.
Согласно статье 12 Соглашения назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
- за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
- за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 определяется утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 года № 122.
Названным порядком предусмотрено, что указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
В силу положений частей 1 - 3 статьи 35 названного Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Из изложенного следует, что при назначении страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С учетом приведенных норм права, исходя из заявленных истцом требований и возражений ответчика, юридически значимыми обстоятельствами являются:
- возраст, по достижении которого у истца возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года;
- необходимые условия для назначения истцу страховой пенсии по старости (продолжительность страхового стажа, величина индивидуального пенсионного коэффициента);
- соблюдены ли истцом необходимые условия для назначения страховой пенсии по старости, имеется ли у нее страховой стаж необходимой продолжительности и необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года;
- подтвержден ли истцом факт работы в порядке, предусмотренном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза и Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122.
Согласно статьям 1, 6 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.
В соответствии со статьей 5 данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения (статья 7).
В соответствии с Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 06.07.1992 «О статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств», вступившим в силу для Российской Федерации с 23.10.1992, Экономический суд осуществляет толкование положений соглашений, других актов Содружества и его институтов.
В решении № 01-1/2-07 Экономического Суда СНГ от 26 марта 2008 г. о толковании применения положений статьи 7 Соглашения указано, что в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения.
Экономический Суд СНГ отметил, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств - участников Соглашения имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства - участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются.
Анализируя содержание части 1 статьи 7 Соглашения Экономический Суд СНГ пришел к выводу о том, что: статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется; гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства; условия назначения пенсии не пересматриваются; выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.
Как разъяснил Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении № 01-1/1-09 от 28.09.2009, сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства или продолжение выплаты пенсии государством, ее назначившим, норма статьи 7 Соглашения связывает с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство.
Анализ пенсионного законодательства государств - участников Соглашения от 13.03.1992 свидетельствует о том, что право на пенсию определенного вида имеют граждане при наличии всех предусмотренных законом для данного вида пенсии условий, совокупность которых является правовым основанием назначения пенсии.
С учетом изложенного Экономический Суд Содружества Независимых Государств, осуществляя толкование содержащегося в части первой статьи 7 Соглашения термина «пенсия того же вида», полагает, что пенсия может быть отнесена к «пенсии того же вида», если законодательством государства нового места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии.
При этом Экономический Суд Содружества Независимых Государств отметил, что, несмотря на имеющуюся схожесть в названии пенсии, основания (условия) ее назначения по законодательству государств-участников могут быть различны.
Учитывая изложенное, Экономический Суд Содружества Независимых Государств пришел к выводу, что право гражданина на выплату пенсии, которую он получал в одном государстве - участнике Соглашения, сохраняется при его переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник только в том случае, когда законодательство государства нового места жительства предусматривает такие же основания (условия) назначения данной пенсии.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Из приведенных нормативных положений и судебных актов по их толкованию следует, что при применении статьи 7 Соглашения суду необходимо установить получал ли истец на территории Республики Казахстан пенсию того же вида по сравнению с той, на которую претендует в Российской Федерации, применительно не только к наименованию пенсии, но и к условиям для ее назначения, установленные законодательством государства, производящего выплату пенсии. При отсутствии полного совпадения условий назначения пенсии оценку пенсионных прав истца следует производить на основании законодательства Российской Федерации.
Так как такого полного совпадения условий назначения пенсии, назначенной в Республике Казахстан, и страховой пенсии по старости согласно законодательству Российской Федерации судом не установлено, оценку пенсионных прав истца следует производить на основании законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Дурнева Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданка <данные изъяты> (копия национального паспорта на л.д.12), обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Закона № 400-ФЗ (л.д. 35-41), представив вид на жительство (л.д. 78), а также выплатное дело из <данные изъяты> (л.д. 54-62).
Так как вид на жительство истцом был получен ДД.ММ.ГГГГ, необходимые для назначения страховой стаж и ИПК был рассчитан ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год и составил <данные изъяты> лет и <данные изъяты> соответственно.
То обстоятельство, что на территории Республики Казахстан истцу выплачивалась пенсия по возрасту, подтверждается копией пенсионного удостоверения (л.д. 19-20).
Иных документов ею представлено не было, в связи с чем, ответчиком были сделан формуляр-запрос в республику Казахстан о стаже и запрос о подтверждении факта выдачи выплатного дела на руки (л.д. 48-49).
В трехмесячный срок ответы на запросы не поступили, на формуляр-запрос поступили ответ об отсутствии сведений, так как Дурнева Л. не является трудящейся (л.д. 50-51).
В связи с этим ответчиком вынесено решение об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-34), так как истец на территории Российской Федерации страхового стажа не имела, что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета (л.д. 45-48).
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Закона № 400-ФЗ (л.д. 76-77, 93-100), дополнительно представив трудовую книжку (л.д. 15-18, 90-92), справки о стаже и заработной плате (л.д. 61), свидетельство о рождении истца (л.д. 11, 88), свидетельство о заключении брака (л.д. 87), свидетельство о рождении ребенка ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 89).
Пенсионное дело истца во внимание ответчиком не было принято, равно как и трудовая книжка истца, так как на титульном листе трудовой книжки отсутствует подпись владельца, дата заполнения трудовой книжки позднее даты окончания первого периода трудовой деятельности.
Подтверждение уполномоченного органа Республики Казахстан о том, что Дурнева Л. являлась получателем пенсии по возрасту, выплата пенсии прекращена ДД.ММ.ГГГГ и факта выдачи пенсионного дела на руки ДД.ММ.ГГГГ поступило ответчику ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52) со справкой-аттестатом (л.д. 53).
Из сведений о стаже, принятым по трудовой книжке при назначении пенсии в <адрес>, следует, что в <адрес> истцу была назначена пенсия по трудовой книжке с учетом периодов работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с учетом периодов ухода за детьми (л.д. 56-57).
Стаж истца рассчитан ответчиком по справкам о стаже и заработной плате, с учетом периода ухода за одним ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р., и составил <данные изъяты>, с при требуемом <данные изъяты> лет (л.д. 70), в связи с чем истцу решением от ДД.ММ.ГГГГ вновь отказано в назначении пенсии (л.д. 8-9, 69).
В связи с поступлением ДД.ММ.ГГГГ из республик Казахстан дополнительных справок о стаже и заработной плате (л.д. 82-86) ответчиком было вынесено решение об обнаружении ошибки № (л.д. 72) в связи с неверным подсчетом стажа, стаж исчислен продолжительностью <данные изъяты>, вынесено решение об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73).
В расчет стажа ответчиком взяты периоды работы по трудовой книжке истца, подтвержденные справками о стаже и заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. (данные о стаже, л.д. 71).
ДД.ММ.ГГГГ истцом была обнаружена ошибка при исчислении стажа и ИПК, было вынесено решение об обнаружении ошибки № (л.д. 101), принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102), стаж и ИПК определен по состоянию на день достижения истцом общеустановленного пенсионного возраста (<данные изъяты> лет истцу исполнилось в ДД.ММ.ГГГГ) как <данные изъяты> лет стажа и <данные изъяты> ИПК.
При этом, страховой стаж истца принят согласно записей в трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (данные о стаже, л.д. 104).
Выплата пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ подтверждается историей выплат (л.д. 109-110).
Истец просит обязать ответчика включить в страховой стаж истца период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>.
Истец на момент подачи заявления возраста <данные изъяты> лет достигла, равно как и возраста <данные изъяты> лет.
Весь стаж работы истца приобретен до вступления в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, следовательно, пенсия ей должна быть назначена и выплачиваться в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до ДД.ММ.ГГГГ, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до ДД.ММ.ГГГГ, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (пункт 59 Правил №).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила №н).
Согласно пункту 22 Правил №н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил №н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, за пределами Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Это означает, что спорные периоды работы истца, протекавшие после ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в страховой стаж истца при условии подтверждения такого стажа справками, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела усматривается, при проведении документальной проверки сведения о трудовом стаже истца учтены на основании документов, имеющихся в распоряжении ответчика, истцом дополнительных документов, кроме трудовой книжки, не представлено.
С целью соблюдения Порядка взаимодействия, ответчиком для подтверждения трудового стажа истца в спорный период направлен формуляр «Запрос» в АО «Единый накопительный пенсионный фонд».
ДД.ММ.ГГГГ поступили ответы из компетентного органа АО «Единый накопительный пенсионный фонд» с отказом, что по сведениям информационной системы ЕНПФ истец не является трудящейся (л.д.50-51).
Учитывая, что запрос формуляра «О стаже работы» применяется в отношении трудящихся, претендующих на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, спорные периоды имели место до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ссылки ответчика о том, что стаж работы на территории Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ может быть учтен только при поступлении формуляра «О стаже работы» (Приложение 4 к Порядку взаимодействия ЕАЭС) из компетентного органа (Единый накопительный фонд Республики Казахстан) являются несостоятельными.
Однако в данном случае суд соглашается с доводами стороны ответчика, о том, что подтверждение стажа работы на территориях государств - членов ЕАЭС за периоды после ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, подлежит на основании документов о стаже и заработке, поступившим из архивных учреждений и иных организаций Казахстана в ответ на направленный территориальным органом ОСФР запрос либо представленным самим гражданином.
Так как под понятие «трудящийся» подпадают граждане государств - членов ЕАЭС, стаж работы которыми приобретен на территориях этих государств после ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ,право на пенсию определяется в соответствии со ст. 7 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако иных дополнительных документов в подтверждение стажа работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом не представлено, истец просит включить данный период в страховой стаж только на основании трудовой книжки.
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Инструкция о порядке ведения трудовых книжек) и действующей в спорный период времени (пункт. 2.2.) заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. В соответствие с пунктом 2.3. все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Пунктом 2.5. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек в случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу, о награждениях и поощрениях и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь.
Согласно пункту 2.13. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек в графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка пишется полное наименование предприятия. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу. В графе 3 пишется: «Принят или назначен в такой-то цех, отдел, подразделение, участок, производство» с указанием их конкретного наименования, а также наименования работы, профессии или должности и присвоенного разряда.
Запись об увольнении в трудовой книжке работника производится с соблюдением следующих правил: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 - дата увольнения; в графе 3 - причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись, - приказ (распоряжение), его дата и номер (Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, п. 2.26).
Согласно пункту 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Из сведений о трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец принята на <данные изъяты> (запись №, пр. № от ДД.ММ.ГГГГ), уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ (у/з № от ДД.ММ.ГГГГ), стоит подпись <данные изъяты>, печать организации.
Нарушений в порядке внесения записей № и № не имеется.
Однако сама трудовая книжка оформлена ДД.ММ.ГГГГ, то есть, более месяца спустя после увольнения истца, это означает, что как выдача первым работодателем трудовой книжки, так и записи о приеме и увольнении сделаны с существенным нарушением Инструкция о порядке ведения трудовых книжек и сведения о периоде работы истца подлежат подтверждению иными письменными документами.
Иных письменных документов, подтверждающих работу истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом не представлено, оснований для возложения обязанности включить в страховой стаж указанного периода работы истца, протекавшего на территории <адрес>, судом не усматривается.
При этом истец не лишена возможности представить дополнительные документы в подтверждение указанного спорного периода работы (справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Также хотелось бы отметить, что указанный спорный период работы не был включен в стаж истца и при назначении пенсии в <адрес>.
Рассматривая требования истца о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве освобожденного <данные изъяты> суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца в данной части в силу следующего.
Как следует из трудовой книжки истца, она ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты> (запись №, приказ 22 от ДД.ММ.ГГГГ);
- ДД.ММ.ГГГГ назначена <данные изъяты> (запись №, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
- ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (запись №, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, стоить подпись директора филиала, печать организации).
В трудовой книжке имеются сведения о реорганизации <данные изъяты>.
Так как спорный период работы истца протекал на территории <адрес> после вступления в силу Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в подтверждение указанного спорного периода работы подлежат представлению иные письменные документы, а после ДД.ММ.ГГГГ – дополнительно сведения об уплате страховых взносов.
Истцом дополнительно представлены сведения о ее работе и заработной плате с января по ДД.ММ.ГГГГ года в виде архивной справки из ГКУ «Государственный архив <адрес>», в которой указано, что ведомости начисления заработной платы работникам <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ года на государственное хранение не поступали.
Аналогичная справка имеется в материалах пенсионного дела (л.д. 85-86), поступила на запрос пенсионного органа ДД.ММ.ГГГГ.
Также истцом в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представлены сведения об уплате страховых взносов ее работодателем <данные изъяты> за истца в период с февраля по ДД.ММ.ГГГГ в виде информации с закрытых в накопительных пенсионных фондах вкладчика за счет обязательных пенсионных взносов. Информация представлена АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан на запрос истца ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает возможным принять указанные документы в качестве подтверждения факта работы и наличия у истца начисленной заработной платы, с которой уплачены страховые взносы в части спорного периода работы истца.
При этом при определении периодов работы, подлежащих включению в страховой стаж истца, суд полагает, что подлежат применению положения пункта 65 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым в случае, если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 01 июля соответствующего года; если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.
В связи с изложенным, суд полагает возможным включить в страховой стаж истца следующие периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении требования истца о возложении обязанности на ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, суд также приходит к выводу об обоснованности данного требования.
Как указано выше, первоначально истец подала заявление о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, отказное решение по нему ответчиком было вынесено только на основании выписки из ИЛС истца и не принятого ответчиком выплатного дела из Республики Казахстан.
При этом, истцу не было разъяснена необходимость представления дополнительных документов: трудовой книжки, свидетельства о рождении ребенка, о заключении брака, при представлении которых в последующем при обнаружении ошибки пенсия истцу была назначена.
Таким образом, условия для назначения страховой пенсии по старости по состоянию на дату подачи истцом первоначального заявления о назначении пенсии имелись основания для назначения пенсии, так как по не спорным периодам работы по трудовой книжке с учетом не страхового периода (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р.) у истца имелся стаж более <данные изъяты> лет и ИПК более <данные изъяты>
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, при обращении граждан; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Так как ответчиком не было разъяснено истцу о необходимости представления дополнительных документов в подтверждение страхового стажа, не были разъяснены недостатки представленных документов, оценка имеющихся документов была произведена не полно, суд приходит к выводу о неисполнении ответчиком обязанности по разъяснению, какие документы он должен представить дополнительно, истцу не было предоставлено возможности предоставить недостающие документы.
При этом судом учитывается, что все представленные в суд дополнительные сведения, могли быть представлены истцом при разъяснении ответчиком истцу такой необходимости.
В связи с изложенным, суд усматривает основания для признания незаконным оспариваемого истцом решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии и возложении обязанности на ответчика назначить пенсию Дурневой Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ (с даты, следующей за датой прекращения выплаты пенсии в <адрес>), так как первоначально истец за назначением пенсии обратилась в установленный 6-ти месячный срок с даты прекращения выплаты пенсии в ином государстве при переезде пенсионера в Российскую Федерацию.
Так как судом удовлетворено требование о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению и требование произвести перерасчёт и доплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом перерасчет пенсии должен быть произведен с даты назначения пенсии с учетом спорных периодов, дополнительно включенных судом в страховой стаж истца.
Таким образом, требования подлежат удовлетворению частично.
Истицей уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты> как при подаче трех требований неимущественного характера (л.д. 8).
Так как истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, освобождаются от уплаты государственной пошлины (п. 5 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату как излишне уплаченная.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дурневой Л. В., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения – <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии.
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в страховой стаж истца период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Дурневой Л. В. пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчёт и доплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом указанных периодов.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить истцу излишне уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты>., справку на возврат государственной пошлины выдать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17 мая 2024 года.
Судья: О.П. Берсенёва