Дело № 2-290/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2018 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе
председательствующего судьи Кукленко С. В.,
при секретаре Закарян С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слугачева Сергея Владимировича к ГУФСИН России по Ростовской области, ФСИН России о признании права на получение социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л :
Истец, обратившись с данным исковым заявлением в суд, указал, что является капитаном внутренней службы, проходил службу в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области. Приказом ГУФСИН России по Ростовской области № 755 лс от 03.11.2015 был уволен согласно поданному рапорту от 27.10.2015. Выслуга лет на 06.11.2015 составила в календарном исчислении 24 года 01 месяц 06 дней, в льготном – 34 года 07 месяцев 04 дня. Во время прохождения службы, истец подал рапорт от 29.02.2014, который был зарегистрирован в книге учета заявлений – порядковый номер 106, на постановку в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения. Состав семьи – три человека: истец, его супруга СНВ и сын – САА, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированные в помещении по адресу: <адрес> Выше указанный рапорт был принят и рассмотрен заседанием комиссии по ЕСВ ГУФСИН России по Ростовской области, и было принято решение о направлении в ФСИН России представленных документов и рапорта. Долгое время истцу ничего не было известно о том какое решение принято ФСИН России, т.к. его никто не уведомлял. 17.01.2017 истцом было направлено обращение в интернет-приемную ФСИН России по вопросу рассмотрения рапорта и представленных документов на постановку на учет для получения ЕСВ. На указанное обращение был получен ответ о том, что комиссия ФСИН России рассмотрен рапорт и приложенные документы Слугачева С.В. 28.07.2016, и принято решение об отказе в постановки на учет истца и членов его семьи на основании п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369. В протоколе указано, что справка о выделении комнат для проживания в учреждении УЧ-398/СТ-3 ГУВД Ростовской области, в здании помещения транспортного КПП, с отметкой о том, что данному помещению статус «Жилое» не присвоено, а также сведения о месте пребывания сына в период с 2006 по 06.08.2013 в учетном деле отсутствуют. Также нет справки БТИ с указанием предыдущей фамилии супруги заявителя и выписки из ЕГРП на объекты недвижимого имущества, представленные всеми Территориальными Управлениями Росреестра без указания предыдущей фамилии супруги заявителя. Истцом в адрес ГУФСИН России по Ростовской области направлен пакет недостающих документов. 16.06.2017 уведомило истца о том, что его документы вновь направлены во ФСИН России. 22.06.2017 ГУФСИН России по Ростовской области сообщил истцу, что направлен запрос в адрес ФКБУ Росреестра по РО о предоставлении сведений из ЕГРН на истца и членов его семьи с указанием предыдущей фамилии супруги за период с 01.01.1998 по 26.05.2017. ГУФСИН России по Ростовской области 06.07.2017 дало ответ, что в соответствии с выпиской из протокола № 56 от 28.07.2016 истцу отказано в постановке на учет. 29.08.2017 истец обратился с заявлением в ГУФСИН России по Ростовской области по вопросу постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 18.09.2017 истец был уведомлен о том, что право постановки на учет для получения ЕСВ предоставляется действующим сотрудникам либо уволенным со службы гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.05.2005. Полагает, что ответчиками нарушены права истца на получение ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку после подачи рапорта и необходимых документов, истцу в 15-дневный срок указанные документы Слугачеву С.В. ГУФСИН России по Ростовской области возвращены не были, он не был предупрежден о продлении срока рассмотрения документов, что давала истцу основания полагать о полном соответствии предоставленного пакета документов перечню, установленному п. 5 Правил предоставления ЕСВ. Также истец считает, что комиссия ГУФСИН России по Ростовской области проверила все представленные им документы в течение 7 рабочих дней с момента подачи рапорта и не выявила никаких недостатков. Однако, ГУФСИН России по Ростовской области спустя три года и два месяца с момента подачи рапорта истцом – 19.04.2017 направляет выписку из протокола № 56 от 28.07.2016 о том, что истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а сам рапорт Слугачева С.В. с документами рассматривается ФСИН России два с половиной года.
На основании изложенного, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
-признать незаконными действия комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальником территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН россии, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения рапорта (с приложенными документами) Слугачева С.В. о постановке граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты;
-обязать ГУФСИН России по Ростовской области поставить на учет с составом семьи из трех человек: Слугачев С.В., супруга – СНВ, сын – САА для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 29.02.2014.
Истец в судебное заседание не явился, дело в отношении не явившегося истца рассматривается в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца – Войналович А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просила удовлетворить в полном объеме, с учетом уточнений.
Представители ответчиков – Чупринов Р.Ю., Назарькова Н.В., действующие на основании доверенностей, в судебное заседание явились, исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении в полном объеме, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях на заявленные требования, приобщенные к материалам гражданского дела.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как установлено в судебном заседании, истец является капитаном внутренней службы, проходил службу в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области.
Приказом ГУФСИН России по Ростовской области № 755 лс от 03.11.2015 Слугачев С.В. уволен, согласно поданному рапорту от 27.10.2015.
Выслуга лет на 06.11.2015 составила, в календарном исчислении 24 года 01 месяц 06 дней, в льготном – 34 года 07 месяцев 04 дня.
Во время прохождения службы, истец подал рапорт от 29.02.2014, который был зарегистрирован в книге учета заявлений – порядковый номер 106, на постановку в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения. Состав семьи – три человека: истец, его супруга СНВ и сын – САА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированные в помещении по адресу: <адрес>
Выше указанный рапорт был принят и рассмотрен заседанием комиссии по ЕСВ ГУФСИН России по Ростовской области, на котором было принято решение о направлении в ФСИН России представленных документов и рапорта истца.
Долгое время истцу ничего не было известно о том - какое решение принято ФСИН России, т.к. его никто не уведомлял.
17.01.2017 истцом было направлено обращение в интернет-приемную ФСИН России по вопросу рассмотрения рапорта и представленных документов на постановку на учет для получения ЕСВ.
На указанное обращение был получен ответ о том, что комиссия ФСИН России рассмотрен рапорт и приложенные документы Слугачева С.В. 28.07.2016, и принято решение об отказе в постановки на учет истца и членов его семьи на основании п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369. В протоколе указано, что справка о выделении комнат для проживания в учреждении УЧ-398/СТ-3 ГУВД Ростовской области, в здании помещения транспортного КПП, с отметкой о том, что данному помещению статус «Жилое» не присвоено, а также сведения о месте пребывания сына в период с 2006 по 06.08.2013 в учетном деле отсутствуют. Также нет справки БТИ с указанием предыдущей фамилии супруги заявителя и выписки из ЕГРН на объекты недвижимого имущества, представленные всеми Территориальными Управлениями Росреестра без указания предыдущей фамилии супруги заявителя.
Истцом в адрес ГУФСИН России по Ростовской области направлен пакет недостающих документов.
16.06.2017 уведомило истца о том, что его документы вновь направлены во ФСИН России.
22.06.2017 ГУФСИН России по Ростовской области сообщил истцу, что направлен запрос в адрес ФКБУ Росреестра по РО о предоставлении сведений из ЕГРН на истца и членов его семьи с указанием предыдущей фамилии супруги за период с 01.01.1998 по 26.05.2017.
ГУФСИН России по Ростовской области 06.07.2017 дало ответ, что в соответствии с выпиской из протокола № 56 от 28.07.2016 истцу отказано в постановке на учет.
29.08.2017 истец обратился с заявлением в ГУФСИН России по Ростовской области по вопросу постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
18.09.2017 истец был уведомлен о том, что право постановки на учет для получения ЕСВ предоставляется действующим сотрудникам либо уволенным со службы гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.05.2005.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление им документов, предусмотренных п. 5 Правил. Это лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у истца оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, для постановки его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании были исследованы материалы учетного дела истца, в котором имеются документы, приложенные к рапорту ЕАА. о постановки его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В указанных материалах, действительно отсутствуют документы, на которые указывает комиссия ФСИН России, и в связи с отсутствием которых, комиссия пришла к выводу об отказе истцу в постановке на учет.
Ссылка истца на то, что комиссия ГУФСИН России по Ростовской области обязана была проверить представленные им к рапорту документы на их достаточность, основаны на неверном толковании норм права.
Пунктом 7 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496, в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утверждена система комиссий из комиссии ФСИН России, комиссий территориальных органов ФСИН России; комиссий образовательных учреждений ФСИН России.
К компетенции комиссии ФСИН России данным Приказом отнесено принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него осуществляется комиссией ФСИН России (пункт 8.1.2 Порядка).
На комиссии территориальных органов ФСИН России, в свою очередь, возложены функции принятия документов для получения единовременной выплаты, проверки содержащихся в них сведений, подготовки для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты (пункт 10.1 Порядка).
В соответствии с пунктом 11 Порядка, территориальная подкомиссия в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о направлении документов для получения единовременной выплаты в Комиссию ФСИН России в целях принятия соответствующего решения.
Таким образом, указанный Порядок, не предусматривает обязанности ГУФСИН России по Ростовской области по осуществлению контроля за движением документов граждан, связанных с предоставлением ЕСВ.
Комиссией ГУФСИН России по Ростовской области, в пределах компетенции были выполнены обязанности по направлению пакета документов истца в адрес ФСИН России в соответствии с действовавшим на тот период Приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496, осуществлена проверка представленных документов на соответствие перечню, установленному п.5 Постановления Правительства РФ № 369 от 24.04.2013.
Довод истца о том, что ФСИН России нарушило срок рассмотрения его рапорта и представленных документов, также не может быть принят судом во внимание, поскольку в соответствии с задачами гражданского судопроизводства, последними является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых и иных правоотношений. В связи с тем, что у истца отсутствует субъективное право (на данный момент) для постановки его и членов его семьи на учет для получения ЕСВ, то признание судом действий ФСИН России по рассмотрению рапорта истца с приложенными документами, не повлечет восстановление его прав, что противоречит указанным выше задачам гражданского судопроизводства.
Требования истца об обязани ГУФСИН России по Ростовской области поставить на учет с составом семьи из трех человек: Слугачев С.В., супруга – СНВ., сын – САА. для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 29.02.2014, основаны на неверном толковании норм права.
Слугачев С.В. обращался с рапортом о постановке его на учет для получения ЕСВ на имя директора ФСИН России. В соответствии с положениями Приказа ФСИН России от 29.08.2013 № 496, действовавшего на момент обращения истца с указанным рапортом, право рассмотрения документов и принятия одного из решения (постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты или отказа в постановке), находилось в компетенции только комиссии ФСИН России, которой истцу отказано в постановке на учет для получения ЕСВ.
В соответствии с п. 4 Приказа ФСИН России от 16.10.2014 № 550, поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, до вступления в силу настоящего приказа, рассматриваются комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
После вступления в силу Приказа ФСИН России от 16.10.2014 №550, истец в комиссию территориального органа ФСИН России, в период прохождения им службы с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, не обращался.
Довод истца о том, что он обращался в ГУФСИН России по Ростовской области 29.08.2017 с заявлением о постановке на учет для получения ЕСВ, не может быть принят судом, поскольку истец уволен из органов УИС 03.11.2015.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 февраля 2018 года.
СУДЬЯ Кукленко С. В.