УИД:58RS0018-01-2019-002959-21
Судья Богатов О.В. №33-4189
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Уткиной И.В.
и судей Макаровой С.А., Мананниковой В.Н.
при помощнике судьи Барановой Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Уткиной И.В. гражданское дело по иску Тюриной И.Г. к ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области о по апелляционной жалобе ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 25 сентября 2019 года, которым постановлено:
Исковое заявление Тюриной И.Г. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № в част отказа во включении в специальный стаж периода работы Тюриной И.Г. в должности воспитателя пионерлагеря завода «Пензхиммаш» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области включить в стаж Тюриной И.Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы в должности воспитателя пионерлагеря завода «Пензхиммаш» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области назначить Тюриной И.Г. досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Тюриной И.Г., ее представителя адвоката Тюняевой С.В., действующей на основании ордера, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Решением УПФР в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Тюриной И.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности, не засчитывая в специальный стаж период работы в должности воспитателя пионерлагеря завода «Пензхиммаш» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списком; период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не соглашаясь с данным решением Тюрина И.Г. обратилась в суд с иском о признании указанного решения недействительным, признании за ней права на досрочную страховую пенсию и понуждении к ее назначению, ссылаясь на то, что пенсионным органом необоснованно исключены из ее специального стажа: период работы в должности воспитателя пионерлагеря с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обучение в Пензенском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Исключая из специального стажа период обучения в институте пенсионный орган не принял во внимание, что в период обучения, а именно с 6 июня по ДД.ММ.ГГГГ, она осуществляла педагогическую деятельность, работая в пионерлагере воспитателем, а непосредственно после окончания института она также осуществляла педагогическую деятельность. На момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии она имела трудовой стаж более 16 лет и 8 месяцев, что дает ей право на включение периода работы в должности воспитателя пионерлагеря в специальный стаж, что предусмотрено п.2 Положения л порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года, действовавшего до октября 1993 года. Также ответчиком необоснованно не рассмотрена ее педагогическая деятельность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя математики гимназии № <адрес> и не включена в специальный стаж.
Истец просила признать недействительным решение комиссии УПФР в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж периода учебы в педагогическом институте и работы воспитателем в пионерлагере; обязать ответчика включить спорные периоды, а также период работы в должности учителя математики гимназии № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента подачи заявления.
В процессе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования, окончательно просила признать недействительным решение комиссии УПФР в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж периода учебы в Пензенском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в должности воспитателя пионерлагеря завода «Пензхиммаш» с 6 июня по ДД.ММ.ГГГГ, работы в должности учителя математики гимназии № г.Пензы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 года 9 месяцев 5 дней и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 1 год 11 месяцев 12 дней - учеба в Пензенском педагогическом институте; с 6 июня по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 48 дней - работа в должности воспитателя пионерлагеря завода «Пензхиммаш», назначить досрочную страховую пенсию по старости для педагогических работников с ДД.ММ.ГГГГ.
Ленинский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области просит решение в части включения указанных периодов отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное при существенном нарушении норм материального права. Обязывая пенсионный орган включить в специальный стаж периода работы в должности воспитателя пионерлагеря завода «Пензхиммаш», суд не принял во внимание, что данное учреждение не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением №781. В спорный период работы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 октября 1959 года №1397, пунктом вторым которого предусматривалось включение в специальный стаж работы в пионерских лагерях при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Указанное Постановление применялось до 1 октября 1993 года и на эту дату истцом не было выработано необходимых 2/3 стажа.
В возражениях на апелляционную жалобу Тюрина И.Г. просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, как не содержащую доводов, свидетельствующих о незаконности решения суда.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
Поскольку в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, а в данном случае обжалуется только часть решения, касающаяся удовлетворения иска, то судом апелляционной инстанции согласно ч.2 указанной статьи проверяется законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы в пионерском лагере завода «Пензхиммаш» в должности воспитателя, суд признал установленным и исходил из того, что в спорный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, абзацем четвертым п.2 которого предусматривалась возможность зачета в стаж работы учителей и других работников просвещения периода работы в пионерских лагерях в качестве штатных пионервожатых.
В этой связи суд первой инстанции полагал, что указанный истцом период подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения Тюриной И.Г. за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на это, считая, что 2/3 стажа педагогической работы должно приходиться на дату обращения истца за пенсией, а не на дату действия данного Постановления.
Однако, по мнению судебной коллегии, указанные выводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного Федерального закона.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 ст.13 Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Законом РФ №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» п.1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона №400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в том числе, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 1 октября 1993 года
Этим же постановлением было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Абзацем четвертым п.2 Положения устанавливалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом согласно п.4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Исходя из приведенных нормативных положений следует, что сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения, предусмотрено только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень, утвержденный 17 декабря 1959 года и подлежащий применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 года.
Как видно из материалов дела, начало собственно педагогической деятельности истца имело место с 30 августа 1993 года, когда она была принята на должность учителя математики в школу № г.Пензы после окончания педагогического института, что свидетельствует об отсутствии у нее стажа педагогической деятельности в период действия указанного Положения.
Более того, делая вывод о применении к спорных правоотношениям Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, суд не принял во внимание, что пунктом 2 данного Положения предусмотрена возможность включения в стаж работы учителей работы в пионерских лагерях только в должности штатных пионервожатых, тогда как в спорный период истец, согласно представленным доказательствам, работала в пионерском лагере в должности воспитателя.
Ссылка суда на наличие в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, должности воспитателя и руководителя-воспитателя детского сада не может свидетельствовать об обоснованности принятого решения, поскольку сделана без учета того, что работа на указанных должностях подлежит включению в специальный стаж при ее выполнении в детских садах и объединенных ясли-садах.
При таких обстоятельствах у истца не возникло право на включение в специальный стаж периода работы в должности воспитателя пионерского лагеря завода «Пензхиммаш» и, следовательно, у пенсионного органа не имелось оснований для назначения досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное свидетельствует о незаконности решения в обжалуемой части и служит основанием к его отмене.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Тюриной И.Г., судебная коллегия находит необходимым принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ГУ УПФР в г.Пензе об отказе во включении в специальный стаж периода работы в должности воспитателя пионерлагеря с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включении данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и обязании назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Руководствуясь ст.329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г.Пензы от 25 сентября 2019 года в части удовлетворения исковых требований отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Тюриной И.Г. к ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области о признании незаконным решения ГУ УПФР в г.Пензе от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж периода работы в должности воспитателя пионерского лагеря завода «Пензхиммаш», возложении обязанности по включению в специальный стаж периода работы в данной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ отказать, апелляционную жалобу ГУ УПФР в г.Пензе Пензенской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи