Дело № 2–280/2020г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2020 года г.Невель
Невельский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Клименко Н.Ф.,
при секретаре Трубинской В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области к Администрации СП «Артемовская волость» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области обратилось в суд с иском к Администрации СП «Артемовская волость», в котором просит обязать Администрацию СП «Артемовская волость» установить урны для сбора мусора, площадки (огражденные) с твердым покрытием (асфальтированным, бетонированным) для мусоросборников на участках гражданских захоронений (кладбищ) по адресам: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Иск обоснован тем, что в ходе выездной плановой проверки ТО Управления Роспотребнадзора по Псковской области в Невельском, Красногородском, Новоржевском, Опочецком, Пустошкинском, Пушкиногорском, Себежском районах выявлены нарушения статей 11, 24, 25 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года, пунктов 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения», а именно на участках кладбищ по адресам: <адрес>, не предусмотрены урны для сбора мусора, площадки (огражденные) с твердым покрытием (асфальтированным, бетонированным) для мусоросборников.
Представитель истца - Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области - Бурносенко К.Г. в судебном заседании уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию СП «Артемовская волость» оборудовать урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с твердым покрытием на участках гражданских захоронений по адресам: <адрес>, в срок до 01 ноября 2024 года.
.
Представитель ответчика - Администрации «Артемовская волость» - Тарасенко М.В. в судебном заседании признала уточненные исковые требования, пояснив, что земельные участки с расположенными на них гражданскими захоронениями в д.<адрес> находятся в собственности муниципального образования «Артемовская волость». На оборудование одной площадки для мусоросборников с установкой урн требуется 93 979 руб. Расходы бюджета на текущий и 2021 год уже сформированы, но в срок до 01.11.2024 года требования истца будут реализованы.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Установлено, что на землях, находящихся в собственности муниципального образования «Артемовская волость», расположены кладбища в д.<адрес>.
В ходе проведения ТО Управления Роспотребнадзора по Псковской области в Невельском, Красногородском, Новоржевском, Опочецком, Пустошкинском, Пушкиногорском, Себежском районах плановой проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации «Артемовская волость» на предмет соответствия территорий кладбищ требованиям СанПин 2.1.2882-11, было установлено, что на территории данных кладбищ, администрацией не исполняются требования Закона № 52-ФЗ, допускаются нарушения норм СанПин 2.1.2882-11 - не оборудованы урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с твердым покрытием, не оборудовано ограждение (л.д. 17-27).
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 этого же Федерального закона).
На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Законом Псковской области от 10.12.2014 № 1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» с учетом положений части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ за сельскими поселениями Псковской области закреплен ряд вопросов местного значения из числа, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений, в том числе и организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными, экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (пункт 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №322, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Руководство данным органом осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. №84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Пунктом 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено, что устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе, следующее: обваловку территории, разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).
В соответствии с п. п. 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, которые должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В ходе рассмотрения настоящего дела судом было установлено нарушение вышеприведенных норм, что ответчиком не оспаривалось.
Поскольку органами местного самоуправления «Артемовская волость» не предприняты необходимые меры по приведению кладбищ в соответствие с требованиями санитарных правил, суд находит требования Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит указанный истцом срок – до 01.11.2024 года – разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по устранению выявленных недостатков и полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по проведению работ в указанный срок.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация сельского поселения «Артемовская волость», являясь органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 21.10.2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-280/2020░.
░░░ 60RS0012-01-2020-000892-07,
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.