Дело № 2-1399/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2022 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Кончаковой М.Г., при секретаре Шороховой С.Е., с участием истца Вальд Н.Н., представителя ОАО «РЖД» - Артюховой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вальд Натальи Николаевны к ОАО «РЖД» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности восстановить возможность приступить к трудовым обязанностям, взыскании задолженности по заработной плате за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Вальд Н.Н. обратилась в суд с иском к ОАО «РЖД» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности восстановить возможность приступить к трудовым обязанностям, взыскании задолженности по заработной плате за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что Вальд Н.Н. осуществляет трудовую деятельность в ОАО «РЖД» в должности <данные изъяты> Ачинского центра оперативно-технического учета работы локомотивов. 30 ноября 2021 года Вальд Н.Н. выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических мероприятий в виде вакцинации от коронавирусной инфекции. В связи с нежеланием проводить подобного рода медицинские манипуляции, истец отказалась от вакцинации. 18 декабря 2021 года истца отстранили от работы до момента иммунизации. С приказом Вальд Н.Н. ознакомлена, указала, что с отстранением не согласна. В аналогичной должности работают сотрудники, имеющие прививку, но находящиеся на дистанционном способе работы. Полагает, что препятствий вывести истца на дистанционный режим работы нет. Для осуществления непрерывного рабочего процесса имелась возможность вывести с дистанционного режима работы иного сотрудника, имеющего достаточный уровень иммунизации. Работодатель данный вариант не рассматривал. Между тем, вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства, следовательно, ее можно провести только с согласия гражданина. Ссылаясь на положения абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, указала, что для отстранения работника от работы на основании данной нормы в качестве обязательного основания должно существовать самостоятельное основание для отстранения от работы, указанное в федеральном законе или ином нормативном правовом акте федерального уровня. Однако работодатель такого основания в оспариваемом приказе не указал, поскольку его не имеется. Одним из таких оснований является нарушение положений Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». В этом законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825 утвержден такой Перечень, в котором работа истца не указана. В соответствии с ч. 1 ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы.
На основании изложенного просит признать незаконным приказ № 1730-НА от 17 декабря 2021 года; обязать ОАО «РЖД» восстановить возможность Вальд Н.Н. приступить к трудовым обязанностям; взыскать с ОАО «РЖД» в пользу Вальд Н.Н.: задолженность по заработной плате за период вынужденного прогула с 19 декабря 2021 года по 16 февраля 2022 года в размере 79 588 рублей 78 копеек, а также произвести начисление задолженности по день фактического исполнения требований истца; компенсацию за моральный вред в размере 5 000 рублей; расходы за составление искового заявления в размере 3 000 рублей (л.д.3-4).
Определением суда от 22 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Первичная профсоюзная организация Красноярской железной дороги (л.д.218).
Вальд Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что ее работа не требует проведения санитарно-противоэпидемологических мероприятий в виде вакцинации от коронавирусной инфекции. Также пояснила, что дистанционно работать ей не предлагали, однако двое ее коллег работали на дистанционном режиме. 07 марта 2022 года она приступила к выполнению своих трудовых обязанностей.
Представитель ОАО «РЖД» Артюхова Н.А. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в представленном отзыве на исковое заявление (л.д.32-34), дополнительно пояснила, что Вальд Н.Н. состоит в трудовых отношениях с ОАО «РЖД» на основании трудового договора № 26 от 11 января 2005 года в должности <данные изъяты> Ачинского центра оперативно-технического учета работы локомотивов Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Приказом от 17 декабря 2021 года № 1730-НА Вальд Н.Н. была отстранена от работы без сохранения заработной платы до момента прохождения иммунизации. Основанием отстранения от работы послужило Предписание начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, главного государственного санитарного врача по Красноярской железной дороге Уваевой М.В. № 312-П от 30 ноября 2021 года. Пунктом 2 предписания начальнику Ачинского центра оперативно-технического учета работы локомотивов структурного подразделения Красноярской железной дороги предписывалось в срок до 01 декабря 2021 года отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию. Согласно приложению Вальд Н.Н. подлежала вакцинации. 11 августа 2021 года Вальд Н.Н. подписала отказ от вакцинации. В силу п. 1 ст. 5 ФЗ от 17 сентября 1998 года № 157 « Об иммунорофилакактике инфекционных болезней» граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, однако на основании п. 2 ст. 5 отсутствие профилактических прививок влечет за собой, отстранение от работы, выполнение которых связанно с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями. Согласно приказу № 149 НАк от 05 марта 2022 года Вальд Н.Н. приступила к выполнению своих трудовых обязанностей. Также пояснила, что они были обязаны исполнить предписание, поэтому и отстранили Вальд Н.Н. от выполнения своих трудовых обязанностей. Поскольку Вальд Н.Н. работает с первичными документами, постоянно возить их домой технически не возможно, в связи с чем, режим дистанционной работы в данном случае не целесообразен, вместе с тем, Вальд Н.Н. предлагался дистанционный режим работы, но она отказалась.
Представитель третьего лица Первичной профсоюзной организации Красноярской железной дороги в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом (уведомление о вручении л.д. 221), в представленном отзыве на исковое заявление указал, что отстранение от работы истца являлось неправомерным, в связи с чем, требования Вальд Н.Н. подлежат удовлетворению (л.д.226-227).
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в ст. 76 ТК РФ.
Согласно пп. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Положениями абз. 2 ст. 234 ТК РФ установлено, что работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Вальд Н.Н. состоит в трудовых отношениях с ответчиком на основании трудового договора № от 11 января 2005 года в должности <данные изъяты> Ачинского центра оперативно-технического учета работы локомотивов Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (л.д.11, 169-176, 177-178).
Согласно трудового договора № 26 от 11 января 2005 года и дополнительного соглашения от 29 декабря 2017 года, истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю). За выполнение обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 18 402 рубля, а также надбавки и иные выплаты.
В соответствии с должностной инструкцией, оператор по учету работы локомотивов осуществляет работу с маршрутами машиниста, листами машиниста, ведомостями учета топлива и электроэнергии на локомотивах, осуществляет ввод данных о состоянии локомотивов; контроль формирования данных статистической отчетности; контроль учета горюче-смазочных материалов на экипировку локомотивов, полноты поступления первичных учетных документов о наборе, расходе и списании топлива на локомотивы; участвует в проведении инструктажей по правильному заполнению маршрутов машинистов, ведомостей, актов, учетных и отчетных форм о наличии и состоянии ТПС с работниками эксплуатационного и ремонтного депо, также выполняет задания начальника Центра, поручения руководителей службы НКИ (л.д.179-184).
18 августа 2021 года истцу было вручено требование заместителя начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам, в котором указано, что в соответствии с постановлением главного государственного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43 Вальд Н.Н. необходимо пройти вакцинацию первым и вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции в срок до 15 сентября 2021 года. Также предложено на основании п. 3 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157 – ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» представить письменный отказ от вакцинации от новой коронавирусной инфекции (2019 –nCOV) с указанием причины отказа, либо документы об отводе из медицинской организации в течение двух рабочих дней со дня получения требования (л.д. 8).
В этот же день истцом на имя заместителя начальника Красноярской железной дороги по кадрам и социальным вопросам подано заявление, в котором Вальд Н.Н. указала, что выражает свой отказ в связи с принуждением к вакцинации от коронавирусной инфекции, так как не хочет участвовать в медицинском эксперименте (л.д.9-10).
Также из материалов дела следует, что начальником Красноярского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, главным государственным санитарным врачом по Красноярской железной дороге – Уваевой М.В. предписано Ачинскому центру оперативно-технического учета работы локомотивов – структурное подразделение Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» обеспечить иммунизацию работающих лиц против новой коронавирусной инфекции первым компонентом вакцины; отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию и не переболевших новой коронавирусной инфекцией в течение последних 6 месяцев. Срок исполнения предписания 01 декабря 2021 года (предписание от 30 ноября 2021 года № 312-П) (л.д.15-16).
17 декабря 2021 года заместителем начальника Красноярской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Злотниковым О.В. вынесен приказ № 1730-НА об отстранении от работы без сохранения заработной платы по требованию внешних органов, до момента прохождения иммунизации. Основание вынесения приказа – предписание от 30 ноября 2021 года № 312-П (л.д.13). При ознакомлении с приказом Вальд Н.Н. выразила несогласие с ним.
До рассмотрения настоящего дела по существу, приказом заместителя начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам № 149-НАк от 05 марта 2022 года Вальд Н.Н. допущена к работе (л.д.37 оборот).
Заявляя требования о признании отстранения от работы незаконным, истец настаивает, что отсутствуют правовые основания, предусмотренные действующим законодательством для оспариваемого отстранения.
Оценивая указанные доводы истца суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 года № 1867-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гунтаишвили В.З. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья работников, трудовая деятельность которых связанна с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (аз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ (ред. от 02 июля 2021 года) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825 (далее - Перечень).
Действительно, работа выполняемая истцом, в данный перечень не входит.
Между тем, постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715, дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCo V).
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ред. от 02 июля 2021 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ст. 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 35 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Из приведенных законоположений следует, что обязательной вакцинации подлежат не только граждане, выполняющие работы, предусмотренные перечнем работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825, но и категории граждан, включенные в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 608 (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа.
В соответствии с п. 5.2. Положения Министерство здравоохранения Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в том числе, перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок; календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок, категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых гражданам проводятся профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Соответственно, определение перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, относится к компетенции Минздрава России.
Прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н (действующий на дату возникновения спорных правоотношений, далее Календарь профилактических прививок).
Согласно редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений, Календаря профилактических прививок, к приоритету 2-го уровня вакцинирования относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики.
Кроме того, приказом Минздрава России от 06 декабря 2021 года № 1122Н утвержден новый Национальный календарь профилактических прививок, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядок проведения профилактических прививок, в соответствии которым, к приоритету 2-го уровня вакцинирования также относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе, работники организаций транспорта и энергетики.
Соответственно, для лиц, работающих по отдельным профессиям и должностям в организациях транспорта, вакцинация против новой коронавирусной инфекции является обязательной, при наличии эпидемических показаний.
Постановлением Правительства Красноярского края от 16 марта 2020 года № 152-п «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» с 16 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.
Действительно, согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Между тем, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отнесена к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции «Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, участвующих в реализации механизма «регуляторной гильотины», видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, на которые должен быть распространен механизм «регуляторной гильотины», утвержденным Правительством Российской Федерации 4 июля 2019 года.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, подразумевает деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п.1).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 названного Федерального закона (п. 3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно п.п. 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает в себя, в том числе, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 года № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции с охватом не менее 80% от общей численности следующим категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере транспортных услуг (транспорт общего пользования, такси) - к 15 декабря 2021 года.
Также в соответствии с п.п. 4.2. 4.4. указанного Постановления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и руководителям организаций всех форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Красноярского края предписано обеспечить иммунизацию работающих лиц против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80% от общей численности работников, отстранить от работы или перевести на дистанционный режим работы лиц, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) к установленному в настоящем Постановлении сроку.
Согласно предписанию начальника Красноярского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, главным государственным санитарным врачом по Красноярской железной дороге – Уваевой М.В. № 312-П от 30 ноября 2021 года доля охвата вакцинацией Ачинского центра оперативно-технического учета работы локомотивов – структурного подразделения Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» составила 87,5 % (л.д.15).
Основным видом деятельности ОАО «РЖД» является деятельность железнодорожного транспорта.
В силу изложенного, ОАО «РЖД» относится к числу организаций, осуществляющих деятельность в сфере транспорта и для сотрудников, осуществляющих работы на территории Красноярского края вакцинация от новой коронавирусной инфекции является обязательной.
Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту в своём постановлении № 5 от 20 июля 2021 года отметил, что эпидемиологическая ситуация по инфекции COVID-19 среди работников железнодорожной отрасли расценивается как неблагополучная и постановил генеральному директору ОАО «РЖД» обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работникам ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ, включая работников социальной сферы и частных учреждений здравоохранения, в срок до 01 ноября 2021 года завершить проведение кампании по иммунизации против новой коронавирусной инфекции подлежащего контингента.
В п. 6 Письма Минтруда России от 23 июля 2021 года № 14-4/10/П-5532 даны Разъяснения Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных. При этом рекомендовано в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения сотрудником вакцинации к установленному сроку работодателю, необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года № 1811-ТЗ следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусиой инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
При этом дистанционные работники также подлежат обязательной вакцинации, если не имеют противопоказаний. Перевод на дистанционный труд не является альтернативой отстранению.
Работодатель обязан отстранить от работы работника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии с абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ.
Согласно части второй статьи 76 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, работодатель вправе отстранить работника, выразившего отказ от проведения вакцинации, на период эпиднеблагополучия.
Из п. 2 ст. 11 Федерального закона 157-ФЗ следует, что любые профилактические прививки проводятся добровольно. Но при этом результатом отказа может явиться отстранение от работы без сохранения заработной платы (пункт 1 настоящего Письма).
Таким образом доводы Вальд Н.Н. о том, что работодателем не был предложен дистанционный режим работы в данном случае не имеют правового значения. Более того, согласно рапорту начальника Ачинского центра оперативно-технического учета работы локомотивов Гулеевой С.В. от 22 мая 2022 года истцу 17 декабря 2021 года перед отстранением от работы предлагалось написать заявление на удаленный режим работы с предоставлением работодателем необходимого оборудования для выполнения трудовых функций, но работник отказался (л.д.236).
При таком положении отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем отстранение Вальд Н.Н. от работы не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года № 1867-О).
В соответствии со ст. 88 ТК РФ, работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением данных, свидетельствующих о возможности выполнения работником трудовых функций. Между тем, истребование у работника вышеуказанных медицинских документов в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав работника.
Учитывая, что документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесенной болезни COVID-19 истцом работодателю не предоставлены, суд приходит к выводу, что ответчик на законных основаниях, приказом № 1730-НА от 17 декабря 2021 года отстранил Вальд Н.Н. от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ.
Нарушений ответчиком порядка отстранения от работы судом не установлено.
На основании изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Вальд Н.Н. о признании незаконным приказа № 1730-НА от 17 декабря 2021 года об отстранении ее от работы.
Поскольку Вальд Н.Н. допущена к работе, что подтверждается приказом заместителя начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам № 149-НАк от 05 марта 2022 года, требования о возложении обязанности на ОАО «РЖД» восстановить возможность истцу приступить к трудовым обязанностям подлежат оставлению без удовлетворения.
Требования о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат, поскольку являются производными от основного требования, в удовлетворении которого отказано.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02 ░░░░ 2022 ░░░░.