Дело № 2а-160./2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2021 г. с.Крутиха
Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Торопицыной И.А.,
с участием заместителя прокурора Крутихинского района Алтайского края Бондаренко Д.Г.,
при секретаре Барминой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Крутихинского района Алтайского края действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Волкову Александру Владимировичу о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр,
установил:
Прокурор Крутихинского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Волкову А.В., в котором указал, что прокуратурой Крутихинского района проведена проверка соблюдения требований Приказа Минздрава России от 21.03.2017 № 124н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза» в части периодического прохождения профилактического медицинского осмотра на предмет наличия признаков туберкулеза отдельными категориями граждан.
Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст.1 указанного закона, профилактика туберкулеза – совокупность мероприятий, направленных на ранее выявление туберкулеза в целях предупреждения его распространения.
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона № 77-ФЗ в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2017 № 124н утвержден порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза (далее – Порядок).
На основании п.4 Порядка профилактические осмотры взрослых проводятся в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по «общей врачебной практике (семейной медицине)» или «фтизиатрии», или «терапии», «медицинским осмотрам профилактическим», а также «рентгенологии», «клинической лабораторной диагностике» (при проведении соответствующих исследований).
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что профилактический осмотр для взрослых включает флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких).
Согласно п.9 Порядка сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим Порядку и срокам, из которых следует, что лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, обязаны проходить профилактический медицинский осмотр в течение первых 2 лет после освобождения 2 раза в год.
В ходе проверки установлено, что Волков А.В., ДД.ММ.ГГГГ освободился из мест лишения свободы. По данным КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» он профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза не проходил.
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства административный ответчик уклоняется от прохождения обязательного для него профилактического медицинского осмотра на предмет наличия признаков туберкулеза 2 раза в год.
В силу положений п.9 Порядка Волков А.В. обязан пройти соответствующий профилактический осмотр.
Нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой как дисциплинарную, административную, уголовную, так и гражданско-правовую ответственность (ст.16 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»).
Ввиду того, что административный ответчик не проходил обследование, уменьшаются шансы на раннее выявление у него туберкулеза (в случае возможного его наличия), своевременное оказание ему медицинской помощи. В конечном итоге имеется вероятность заражения других граждан туберкулезным заболеванием. Данное заболевание является опасным для здоровья человека, приводит к необратимым изменениям негативного характера в организме, а в ряде случаев при отсутствии должного лечения – к смертельному исходу. Таким образом, в настоящее время имеется реальная опасность не только для ответчика в части усугубления состояния его здоровья, но и опасность заражения туберкулезом для окружающих, круг лиц которых, не ограничен.
В соответствии со ст.32 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Обращение прокурора в суд с данным заявлением обусловлено тем, что больные заразными формами туберкулеза представляют повышенную опасность для здоровья и жизни, как самого больного, так и окружающих их лиц, круг которых индивидуализировать невозможно. Непринятие мер по своевременному выявлению туберкулезного заболевания у гражданина может привести к заражению данным заболеванием других лиц, и в результате повлечь нарушение конституционного права граждан на охрану здоровья (ст.41 Конституции Российской Федерации)
Ссылаясь на указанные обстоятельства и нормы действующего законодательства, административный истец просит обязать Волкова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу процти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия признаков заболевания туберкулезом.
В судебном заседании заместитель прокурора Крутихинского района Бондаренко Д.Г., на удовлетворении административных исковых требований настаивала, по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик Волков А.В. в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст.1 указанного Федерального закона, профилактика туберкулеза – совокупность мероприятий, направленных на ранее выявление туберкулеза в целях предупреждения его распространения.
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона № 77-ФЗ в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2017 № 124н утвержден порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза (далее – Порядок).
На основании п.4 Порядка профилактические осмотры взрослых проводятся в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по «общей врачебной практике (семейной медицине)» или «фтизиатрии», или «терапии», «медицинским осмотрам профилактическим», а также «рентгенологии», «клинической лабораторной диагностике» (при проведении соответствующих исследований).
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что профилактический осмотр для взрослых включает флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких).
Согласно п.9 Порядка сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим Порядку и срокам, из которых следует, что лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, обязаны проходить профилактический медицинский осмотр в течение первых 2 лет после освобождения 2 раза в год.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Крутихинского района проведена проверка соблюдения требований Приказа Минздрава России от 21.03.2017 № 124н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза» в части периодического прохождения профилактического медицинского осмотра на предмет наличия признаков туберкулеза отдельными категориями граждан.
В ходе проверки установлено, что Волков А.В., ДД.ММ.ГГГГ освободился из мест лишения свободы. По данным КГБУЗ «Крутихинская ЦРБ» он профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза не проходил (л.д. 8-9, 10-12).
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства административный ответчик уклоняется от прохождения обязательного для него профилактического медицинского осмотра на предмет наличия признаков туберкулеза 2 раза в год.
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что данное заболевание является опасным для здоровья человека, приводит к необратимым изменениям негативного характера в организме, а в ряде случаев при отсутствии должного лечения – к смертельному исходу, что в настоящее время имеется реальная опасность не только для административного ответчика в части усугубления состояния его здоровья (в случае наличия заболевания), но и опасность заражения туберкулезом для окружающих, круг лиц которых, не ограничен, суд находит, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст.50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) в федеральный бюджет, в том числе, зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 данного Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации). При этом в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом указанного разъяснения, принимая во внимание, что прокурор Крутихинского района Алтайского края как административный истец в силу ст.333.35 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Крутихинского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Волкова Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязанность в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу пройти профилактический медицинский осмотр на предмет наличия признаков заболевания туберкулезом.
Взыскать с Волкова Александра Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Крутихинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2021 г.
Судья И.А. Торопицына