02 июля 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Е.А. Медведевой,
при секретаре И.А. Тороповой,
с участием представителя административного истца Я.В. Кижуновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника Главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Приморскому краю к местной религиозной организации мусульман города Арсеньева Приморского края «...», заинтересованное лицо – Управление Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю о ликвидации местной религиозной организации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю от 30.04.2014 № 395-р Местная религиозная организация мусульман г. Арсеньева Приморского края «...» (далее – Организация) зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером №
В результате осуществления контрольных функций за деятельностью Организации установлены допущенные ею нарушения законодательства Российской Федерации, выразившиеся в непредставлении на государственную регистрацию документов, необходимых для внесения изменений в сведения об адресе Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ. В этой связи, 15 апреля 2020 года Главным управлением вынесено предупреждение ... об устранении допущенных нарушений, с установлением срока для представления в Главное управление документов, подтверждающих их устранение.
Поскольку в установленный срок предупреждение № не было исполнено, в адрес Организации вынесено повторное предупреждение 30 апреля 2020 года №
В расписке о получении повторного предупреждения от 14 мая 2020 года руководителем Организации указано, что деятельность Организацией фактически прекращена, против прекращения деятельности он не возражает, самостоятельно провести процедуру ликвидации Организации не имеет возможности.
Ссылаясь на положения абзаца 2 пункта 9 статьи 8, абзаца 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», статьи 20 главы 2, статьи 264 главы 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», а также подпункта 77 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, в связи с допущенным Организацией неоднократным и грубым нарушением законодательства Российской Федерации, просили суд ликвидировать Местную религиозную организацию мусульман г. Арсеньева Приморского края «...» (ОГРН ...); исключить Организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание не явились представители административного ответчика и заинтересованного лица. О месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика (председатель Организации Карашаев А.З.) просит рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика, не возражает против удовлетворения исковых требований административного истца, о чем направил соответствующее заявление. Сведениями о неявке представителя заинтересованного лица по уважительным причинам, суд не располагает. Ходатайств об отложении судебного разбирательства до начала судебного заседания в адрес суда не поступало.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица, с участием представителя административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ) некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений).
Правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 данного федерального закона, религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц.
Порядок и основания её применения предусмотрены статьей 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
Аналогичные положения о ликвидации юридических лиц закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом правом на внесение в суд представления о ликвидации религиозной организации обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления (абзац третий пункта 1, пункт 3).
Таким органом государственной регистрации в соответствии с Положением о Министерстве Юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, является Минюст России.
Как следует из материалов административного дела, распоряжением Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Приморскому краю от 30.04.2014 № 395-р Местная религиозная организация мусульман г. Арсеньева Приморского края «...» зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №.
В ходе осуществления контрольных действий за деятельностью указанной Организации в Главное управление Минюста России по Приморскому краю Местной религиозной организацией мусульман г. Арсеньева Приморского края «...» представлен отчет по форме ОР0001, содержащий сведения о месте нахождения Организации по адресу: <адрес>
При этом в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о месте нахождения Организации по адресу: <адрес>
Однако документы, необходимые для внесения изменений в сведения об адресе Организации в ЕГРЮЛ, в том числе, заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме № Р13001, либо заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, по форме № Р14001, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.01.2012 № ... на государственную регистрацию Организация не представила.
Кроме того, представленный Организацией отчет по форме ОР0001 не содержит сведений о поступлении в течение 2019 года денежных средств и иного имущества от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, что свидетельствует о нарушении пункта 2 статьи 25.1 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ).
Вследствие выявленных нарушений требований, предусмотренных пунктом 9 статьи 8, пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ) Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю в адрес Организации вынесено предупреждение от 15 апреля 2020 года № 25/3-29/82, в котором установлен срок один месяц с момента получения настоящего предупреждения представить в Главное управление документы, подтверждающих устранение нарушения законодательства Российской Федерации.
Предупреждение получено руководителем Организации ФИО., о чем свидетельствует расписка от 21 апреля 2020 года, в которой указано о фактическом нахождении Организации по адресу<адрес> и отсутствии возможности внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ по причине отсутствия согласия собственника указанного помещения.
Поскольку нарушения, перечисленные в предупреждении от 15 апреля 2020 года № 25/3-29/82, не были устранены, Главным управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Приморскому краю вынесено повторное предупреждение от 30 апреля 2020 года № ... аналогичного содержания о необходимости предоставления документов, подтверждающих устранение нарушения требований пункта 9 статьи 8, пункта 2 статьи 25.1 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ. Установлен новый срок для устранения выявленных нарушений – один месяц с момента получения предупреждения.
Предупреждение получено руководителем Организации ФИО., о чем свидетельствует расписка от 14 мая 2020 года, в которой указано о фактическом прекращении деятельности Организации, против прекращения деятельности либо ликвидации в судебном порядке не возражал, а также сообщил об отсутствии возможности самостоятельного проведения процедуры ликвидации Организации.
Таким образом, выявленные нарушения действующего законодательства до настоящего времени Организацией не устранены. Доказательств обратного административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Более того, в Приморский краевой суд от председателя Организации ФИО поступило заявление, согласно которого ликвидироваться Организации в добровольном порядке не представляется возможным, в связи с чем административный ответчик, в соответствии с частью 3 статьи 46 КАС РФ, признает исковые требования административного истца и не возражает против ликвидации в судебном порядке. Последствия признания иска, предусмотренные статьей 157 КАС РФ, административному ответчику известны и понятны.
Обязанность информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), к которым относятся адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица и сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, предусмотрена пунктом 9 статьи 8 Закона о свободе совести.
Федеральный законодатель в пункте 2 статьи 14 Федерального закона № 125-ФЗ установил исчерпывающий перечень оснований, каждое из которых является достаточным основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке, в том числе неоднократное непредставление религиозной организацией в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в установленный срок отчета, предусмотренного пунктом 2 статьи 25.1 названного Федерального закона, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.
Кроме того, в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 данного Федерального закона.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание грубое и неоднократное нарушение Организацией приведенных норм федерального закона, что в соответствии с положениями, установленными в статье 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ, является основанием для ее ликвидации по решению суда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Приморскому краю о ликвидации местной религиозной организации мусульман города Арсеньева Приморского края «ИСЛАМ» и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Наряду с вышеизложенным, суд также считает возможным по данному административному делу принять признание административным ответчиком административного иска, поскольку оно не противоречит требованиям КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление начальника Главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Приморскому краю к местной религиозной организации мусульман города Арсеньева Приморского края «...», заинтересованное лицо – Управление Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю о ликвидации местной религиозной организации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.
Ликвидировать местную религиозную организацию мусульман города Арсеньева Приморского края «... (...).
Исключить сведения о местной религиозной организации мусульман города Арсеньева Приморского края «...» (...) из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда Е.А. Медведева