Дело № 2а-2217/2019,
№ 88а-6766/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 9 сентября 2020 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 сентября 2020 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алексеев Д.Д. , Алексеева Р.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Алексеев Д.Д. , Алексеева Р.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Алексеев Д.Д. и Алексеева Р.А. обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее – Департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что их семья относится к категории многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем они обратились в Окружную администрацию города Якутска (далее – Администрация) с заявлением о предоставлении им в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером 14:36:102035:303, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, район Новопортовской.
16 декабря 2019 года Департаментом было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку он расположен в территориальной зоне «Ж-2А», в которой не предусмотрено размещение земельного участка «под дачу», кроме того, земельный участок огорожен, на нём имеются строительные материалы, что свидетельствует о его использовании третьими лицами.
Административные истцы не согласны с данным решением, поскольку, по их мнению, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении земельного участка не имелось.
С учётом изложенного, Алексеев Д.Д. и Алексеева Р.А. просили суд: признать незаконным отказ Департамента в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, выраженный в письме от 16 декабря 2019 года №/ДИЗО-19; возложить на Департамент обязанность предоставить земельный участок в собственность Алексеев Д.Д. и Алексеева Р.А. в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с Департамента судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2020 года административное исковое заявление Алексеева Д.Д. и Алексеевой Р.А. удовлетворено: признан незаконным отказ Департамента в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, выраженный в письме от 16 декабря 2019 года №/ДИЗО-19; на административного ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление административных истцов о предоставлении земельного участка в соответствии с требованиями закона; с Департамента в пользу Алексеева Д.Д. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
14 августа 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Алексеева Д.Д. и Алексеевой Р.А., поданная ими 5 августа 2020 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности и необоснованности, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Административные истцы, административный ответчик, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, осуществляется бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия) регулируются Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З № 674-IV (далее – Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)).
Случаи бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, в том числе приёмным родителям (за исключением граждан, лишенных родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) установлены частью 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
В силу части 9 статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) постановка граждан, указанных в части 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьёй 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Положениями части 1 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) установлено, что предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), осуществляется с проведением работ по их формированию. Работы по формированию земельных участков проводятся за счёт заинтересованных лиц, за исключением случаев предоставления земельных участков малоимущим гражданам, имеющим трёх и более детей. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без проведения торгов.
Согласно части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учёт, по правилам части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, по правилам части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утверждён проект межевания территории, по правилам части 6 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленного заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, по правилам части 7 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Согласно пунктам 2 и 3 части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), по итогам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и прошедшего государственный кадастровый учёт, при наличии оснований для отказа, указанных в части 9 настоящей статьи, орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет данное решение заявителю.
Из анализа содержания части 9 статьи 24.3, а также статьи 24.7 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) следует, что наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный на предоставление земельных участков орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка лицам, указанным в части 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), в случаях: отсутствия оснований для отнесения граждан к лицам, обладающим правом на бесплатное предоставление земельного участка в случаях и в порядке, которые установлены статьями 24.1, 24.3, 24.4 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия); реализации гражданином (одним из родителей) права на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии со статьей 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия); при несоответствии (несоразмерности) площади испрашиваемого земельного участка площади земельного участка, необходимого для использования зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства, расположенных на таком земельном участке.
В соответствии с подпунктами 4, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случаях, когда: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершённого строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещённые в соответствии со статьёй 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершённого строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нём здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации; разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утверждённым проектом планировки территории.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 25 ноября 2019 года Алексеев Д.Д. и Алексеева Р.А. обратились в Департамент с заявлением о предоставлении им в собственность как многодетной семье бесплатно на основании статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) для использования под дачу земельного участка с кадастровым номером №, площадью 920 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 4 февраля 2020 года № № земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: под дачу, поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, права на него не зарегистрированы. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «временные», дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учёт филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Саха (Якутия) по результатам рассмотрения заявления ФИО7 от 12 сентября 2013 года №.
Из акта обследования земельного участка от 6 декабря 2019 года №, составленного Управлением муниципального контроля Администрации следует, что земельный участок с кадастровым номером № огорожен по периметру, на нём складированы строительные материалы.
По делу также установлено, что согласно проекту планировки и межевания территории квартала «Борисовска-2» городского округа «город Якутск», утверждённого распоряжением Администрации от 19 декабря 2017 года №-р, испрашиваемый земельный участок находится на территориальной зоне «Ж-2А» и учтён для индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 2 статьи 43.1 Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск», принятых решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № РЯГД-5-9, зона «Ж-2А» предназначена для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска. Основными видами разрешённого использования земельных участков в зоне «Ж-2А» являются: для индивидуального жилищного строительства; блокированная жилая застройка; социальное обслуживание; амбулаторно-поликлиническое обслуживание; дошкольное, начальное и среднее общее образование; амбулаторное ветеринарное обслуживание; спорт; обеспечение внутреннего правопорядка; ведение садоводства (исключительно для членов некоммерческих объединений, организованных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев заявление Алексеева Д.Д. и Алексеевой Р.А., Департамент письмом от 16 декабря 2019 года №-ДИЗО/19 отказал в предоставлении административным истцам в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № по тем основаниям, что в территориальной зоне «Ж-2А», а также с учётом утверждённого проекта планировки и межевания территории возможность использования испрашиваемого земельного участка под дачу отсутствует; кроме того, земельный участок огорожен по периметру, на нём складированы строительные материалы, то есть он фактически не является свободным.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции указал в решении, что испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учёт, сведения о нём в Едином государственном реестре недвижимости носят временный характер и права третьих лиц на него не зарегистрированы; доказательств наличия правовых оснований, предусмотренных статьями 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка Алексееву Д.Д. и Алексеевой Р.А. в собственность бесплатно со стороны Департамента суду не представлено. Заявленная административными истцами цель использования земельного участка с кадастровым номером № соответствует территориальной зоне «Ж-2А».
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что у административного ответчика имелись законные основания для отказа в предоставлении земельного участка административным истцам, поскольку заявленная ими цель использования испрашиваемого объекта недвижимости (под дачу) противоречила утверждённым документам территориального планирования. Также, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) указала, что испрашиваемый земельный участок имеет капитальное ограждение, на нём складированы строительные материалы, что свидетельствует о его фактическом использовании третьими лицами, тогда как, по общему правилу, предоставляемый многодетным семьям в собственность бесплатно без проведения торгов земельный участок должен быть свободен от прав третьих лиц.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они согласуются с указанными выше положениями подпунктов 4, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.3, 24.7 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Ссылки в административных истцов в кассационной жалобе на то, что в поданном в Департамент заявлении о предоставлении земельного участка без торгов в графе «цель использования» вместо «для индивидуального жилищного строительства» было ошибочно указано «под дачу», не опровергают верных выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в апелляционном определении, о том, что административный ответчик принял верное решение по поступившему к нему заявлению.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, рассматривает заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поданное заявителем, в котором, в числе прочего, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) указывается цель использования земельного участка.
Доказательств того, что до принятия Департаментом обжалуемого в рамках настоящего дела решения (то есть до 16 декабря 2019 года) Алексеев Д.Д. и Алексеева Р.А. предпринимали действия по дополнению либо исправлению изначально поданного заявления, в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции с учётом положений статей 307, 308 КАС РФ был вправе, рассматривая административное дело в полном объёме, истребовать от административного ответчика и оценить новое доказательство – акт обследования земельного участка от 21 мая 2020 года №. Содержание данного акта, подтверждало информацию, ранее изложенную в предоставленном в суд первой инстанции акте обследования земельного участка от 6 декабря 2019 года №, о том, что земельный участок с кадастровым номером № огорожен по периметру и на нём складированы строительные материалы.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают правильных выводов суда апелляционной инстанции, положенных в основу апелляционного определения, по существу эти доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административных истцов, изложенную ими при рассмотрении дела в нижестоящих судах. Однако соответствующая позиция уже была оценена и верно отклонена судом апелляционной инстанции. В то же время, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права нижестоящими судами при разрешении дела.
В данном случае судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что, разрешая спор, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) правильно определила обстоятельства, имеющие значение для дела, дала им надлежащую правовую оценку и постановила законное и обоснованное решение. Выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на оценке исследованных доказательств. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеев Д.Д. , Алексеева Р.А. – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи