Гр. дело №2- 606/2024
УИД: 66RS0057-01-2024-000549-20
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2024 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2024 года г. Талица
Талицкий районный суд Свердловской области
в составе судьи Жерновниковой С.А.,
при секретаре Бызовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овчинниковой Людмилы Юрьевны к ООО «Управляющая компания «Теплосеть» об обязании провести ремонт выгребной ямы многоквартирного жилого дома, провести герметизации выгребной ямы многоквартирного жилого дома, не допускать наполнение выгреба, о взыскании морального вреда,
установил:
Овчинникова Л.Ю. обратилась в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Теплосеть» об обязании провести ремонт выгребной ямы многоквартирного жилого дома, провести герметизации выгребной ямы многоквартирного жилого дома, не допускать наполнение выгреба, о взыскании морального вреда.
В обоснование искового заявления истец указал, что Овчинникова Людмила Юрьевна проживает по адресу: <адрес>. Вблизи ее дома расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.
Управление жилым домом осуществляется ответчиком - Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплосеть», юридический адрес: 623620,
<адрес>.
В течение 2023 - 2024 годов имеет место систематическое вытекание жидких бытовых отходов из выгребной ямы многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по причине нарушения герметичности выгребной ямы, постоянном переполнении её жидкими бытовыми отходами с затоплением земельного участка, придомовой территории Овчинниковой Людмилы Юрьевны, проживающей по адресу: <адрес>.
Овчинникова Л.Ю. при затоплении жидкими бытовыми отходами принадлежащей ей территории домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, обращалось с жалобами в Талицкий отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в связи с нарушением требований санитарных норм.
16.03.2023 Овчинникова Л.Ю. обратилась в Территориальный отдел Роспотребнадзора с жалобой на систематическое вытекание жидких бытовых отходов из выгребной ямы многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, подтоплении жидкими бытовыми отходами прилегающей территории (входящий №/ж-2023 от 16.03.2023 года). 05.04.2023 года в соответствии с ч.1 ст. 57, ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Талицким отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области проведен осмотр выгребной ямы по адресу: <адрес>. При проведении обследования Талицким отделом установлено, что юридическим лицом (Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплосеть») при управлении многоквартирным домом с целью предотвращения загрязнения окружающей природной среды возбудителями паразитарных болезней не обеспечен своевременный вывоз жидких бытовых отходов из выгребной ямы жилого многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Так при проведении осмотра выгребная яма заполнена до уровня земли. Из выгребной ямы на прилегающую к ней территорию (рельеф местности) вытекают жидкие бытовые отходы с характерным запахом нечистот. Выгребная яма на момент проведения осмотра закрыта деревянной крышкой, имеющей отверстие для откачивания и использования шланга. Деревянная крышка положена на поверхность выгребной ямы, из- под которой вытекают жидкие бытовые отходы на рельеф местности. Доводы изложенные в обращении Овчинниковой Л.Ю. подтвердились. По результатам проведенных мероприятий юридическому лицу (обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплосеть») Талицким отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области объявлено предостережение, а также выдан рекомендации по исполнению обязательных требований с установленным сроком исполнения до 19.04.2023 года, согласно которых, юридическому лицу необходимо обеспечить принятие мер по своевременному вывозу жидких бытовых отходов из выгребной ямы, ее герметизацию и ремонт (ответ Начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах,г. Камышлов, Камышловском и Пышминском районах Яковлевой Н.М. № от 06.04.2023 года).
04.08.2023 Овчинникова Л.Ю. вновь обратилась с жалобой в Территориальный отдел Роспотребнадзора на систематическое вытекание жидких бытовых отходов из выгребной ямы многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, подтоплении жидкими бытовыми отходами прилегающей территории (входящий №/ж-2023 от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 1 ст. 57, ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Талицким отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области проведен осмотр выгребной ямы по адресу: <адрес>. При проведении обследования Талицким отделом установлено, что юридическим лицом (Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплосеть») при управлении многоквартирным домом с целью предотвращения загрязнения окружающей природной среды возбудителями паразитарных болезней не обеспечен своевременный вывоз жидких бытовых отходов из выгребной ямы жилого многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Так при проведении осмотра выгребная яма заполнена до уровня земли. Из выгребной ямы на прилегающую к ней территорию (рельеф местности) вытекают жидкие бытовые отходы с характерным запахом нечистот. Выгребная яма на момент проведения осмотра закрыта деревянной крышкой, имеющей отверстие для откачивания и использования шланга. Деревянная крышка положена на поверхность выгребной ямы, из- под которой вытекают жидкие бытовые отходы на рельеф местности. Доводы изложенные в обращении Овчинниковой Л.Ю. подтвердились. По результатам проведенных мероприятий юридическому лицу (обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплосеть») Талицким отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области объявлено предостережение, а также выдан рекомендации по исполнению обязательных требований с установленным сроком исполнения до 04.09.2023 года, согласно которых, юридическому липу необходимо обеспечить принятие мер по своевременному вывозу жидких бытовых отходов из выгребной ямы, ее герметизацию и "ремонт (ответ Начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах,г. Камышлов, Камышловском и Пышминском районах Яковлевой Н.М. № 66-14-15/13-3177-2023 от 04.08.2023 года).
Однако, обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплосеть» мер к устранению нарушений не принято, герметизация и ремонт ямы не проведён, предостережение Территориального отдела не исполнено, рекомендации не выполнены.
30.01.2024 Овчинникова Л.Ю. вновь обратилась с жалобой в Территориальный отдел Роспотребнадзора на систематическое вытекание жидких бытовых отходов из выгребной ямы многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, подтоплении жидкими бытовыми отходами прилегающей территории (входящий №ж-2024 от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Ч.1 ст. 57, ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Талицким отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области проведен осмотр выгребной ямы по адресу: <адрес>. При проведении обследования спустя две недели с момента затопления Талицким отделом установлено, что выгребная яма не переполнена, следов излива на рельеф местности не выявлено.
21.03.2024 Овчинникова Л.Ю. вновь обратилась в Территориальный отдел Роспотребнадзора с жалобой на систематическое вытекание жидких бытовых отходов из выгребной ямы многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, подтоплении жидкими бытовыми отходами прилегающей территории.
Таким образом, Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплосеть», юридический адрес: 623620, Свердловская область, Талицкий район, пос. Троицкий, ул. Зеленая, д. 12, на систематической основе при управлении многоквартирным домом допускаются нарушения требований санитарных норм и правил, не предотвращается загрязнение окружающей природной среды возбудителями паразитарных болезней, не обеспечивается своевременный вывоз жидких бытовых отходов из выгребной ямы жилого многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, не исполняются предостережения и рекомендации органа государственного надзора, мер к устранению нарушений не принято, герметизация и ремонт ямы не проведён, что приводит к нарушению прав истца Овчинниковой Л,А. в связи с затоплением ее земельного участка канализационными стоками, невозможностью пользования принадлежащим ей земельным участком по назначению, постоянной угрозой для её жизни и здоровья, а также несовершеннолетнего сына.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ч.2 ст.1096 ГК РФ вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из ч. 1 ст. 161 ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом это деятельность, обеспечивающая благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение допросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме. Деятельность по управлению должна отвечать указанным в ч. 1 ст. 161 ЖК РФ критериям независимо от выбранного собственниками помещений способа управления домом.
По смыслу ст. 161 ЖК РФ публично-правовая обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме, возложена на управляющую организацию.
Управляющая организация обязана осуществлять содержание и ремонт многоквартирного дома, обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, а также предоставление собственникам коммунальных услуг. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны своевременно производить оплату содержания и ремонта помещений в многоквартирном доме, общего имущества многоквартирного дома, предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 раздела 1 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном дом», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г., в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пункт 10 Правил предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества,
осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В соответствии 3.1 САНПИН 2.1.7.3550-19 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19, в населенных пунктах при отсутствии централизованной системы водоотведения для отдельных зданий и (или) групп зданий допускается отведение ЖБО в локальные очистные сооружения и (или) биологические очистные станции, либо организация накопления ЖБО в подземные водонепроницаемые сооружения (далее - выгребы <18>) с их последующим транспортированием транспортным средством в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема или очистки сточных вод.
Хозяйствующие субъекты должны обеспечивать ремонт, содержание и эксплуатацию объектов накопления ЖБО, в том числе вывоз ЖБО (п. 3.2 САНПИН 2.1.7.3550-19).
Выгреб для канализационных стоков должен быть глубиной не более 3 м и оборудован люком с крышкой. Крышка люка выгреба должна быть закрыта и защищена от доступа посторонних лиц. Объем выгребов определяется с учетом количества образующихся сточных вод (п. 3.3 САНПИН 2.1.7.3550-19).
Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать не реже 1 раза в 6 месяцев (п. 3.7 САНПИН 2.1.7.3550-19).
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 (ред. от 30.06.2018) "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов" качество предоставляемых исполнителем услуг по вывозу жидких бытовых отходов должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода.
Исполнитель обязан оказать услуги в установленные сроки, которые определяются соглашением сторон исходя из необходимости своевременного удаления жидких бытовых отходов в соответствии с действующими стандартами.
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В данном случае, факт нарушения ответчиком законных прав истца следует, из нарушений на систематической основе при управлении многоквартирным домом требоваций санитарных норм и правил, не предотвращения загрязнения окружающей природной среды возбудителями паразитарных болезней, не обеспечения своевременного вывоза жидких бытовых отходов из выгребной ямы жилого многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, не исполнения предостережений и рекомендации органа государственного надзора, не принятии мер к устранению нарушений, не проведения герметизации и ремонта ямы, что приводит к нарушению прав истца Овчинниковой Л,А. в связи с затоплением ее земельного участка канализационными стоками, невозможностью пользования принадлежащим ей земельным участком по назначению, постоянной угрозой для её жизни и здоровья, а также несовершеннолетнего сына. Из-за указанного длительного бездействия ответчика истцом на постоянной основе испытываются нравственные и моральные страдания, связанные с постоянными тяжбами, на систематической основе затоплении участка (ограды и огорода дома) канализационными стоками, боязни заражения инфекционными заболеваниями, переживаниями за свою жизнь и здоровье и несовершеннолетнего сына.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 23, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, Овчинникова Л.Ю. просит:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплосеть», юридический адрес: <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований п.п. 3.1, 3.2, 3.3, 3.7 САНПИН 2.1.7.3550-19 "САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20:
провести ремонт выгребной ямы многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в соответствии с установленными требованиями;
провести герметизации выгребной ямы, многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>;
не допускать наполнение выгреба (выгребной ямы многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>) выше, чем 0,35 м от поверхности земли.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплосеть», юридический адрес: Свердловская область, Талицкий район, пос. Троицкий, ул. Зеленая, д. 12, компенсацию морального вреда в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей 00 копеек, расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей 00 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 600 (шестьсот) рублей 00 копеек.
В судебном заседании Овчинникова Л.Ю. ее представитель Михайлова и.А., действующая на основании ходатайства (л.д.44), на исковых требованиях настаивали, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и в срок (л.д.39).
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положением ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ч.2 ст.1096 ГК РФ вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом это деятельность, обеспечивающая благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение допросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме. Деятельность по управлению должна отвечать указанным в ч. 1 ст. 161 ЖК РФ критериям независимо от выбранного собственниками помещений способа управления домом.
Согласно ст. 161 ЖК РФ публично-правовая обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме, возложена на управляющую организацию.
Управляющая организация обязана осуществлять содержание и ремонт многоквартирного дома, обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, а также предоставление собственникам коммунальных услуг. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны своевременно производить оплату содержания и ремонта помещений в многоквартирном доме, общего имущества многоквартирного дома, предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 раздела 1 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном дом», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г., в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пункт 10 Правил предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества,
осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В соответствии 3.1 САНПИН 2.1.7.3550-19 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19, в населенных пунктах при отсутствии централизованной системы водоотведения для отдельных зданий и (или) групп зданий допускается отведение ЖБО в локальные очистные сооружения и (или) биологические очистные станции, либо организация накопления ЖБО в подземные водонепроницаемые сооружения (далее - выгребы <18>) с их последующим транспортированием транспортным средством в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема или очистки сточных вод.
Хозяйствующие субъекты должны обеспечивать ремонт, содержание и эксплуатацию объектов накопления ЖБО, в том числе вывоз ЖБО (п. 3.2 САНПИН 2.1.7.3550-19).
Выгреб для канализационных стоков должен быть глубиной не более 3 м и оборудован люком с крышкой. Крышка люка выгреба должна быть закрыта и защищена от доступа посторонних лиц. Объем выгребов определяется с учетом количества образующихся сточных вод (п. 3.3 САНПИН 2.1.7.3550-19).
Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать не реже 1 раза в 6 месяцев (п. 3.7 САНПИН 2.1.7.3550-19).
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 (ред. от 30.06.2018) "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов" качество предоставляемых исполнителем услуг по вывозу жидких бытовых отходов должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода.
Исполнитель обязан оказать услуги в установленные сроки, которые определяются соглашением сторон исходя из необходимости своевременного удаления жидких бытовых отходов в соответствии с действующими стандартами.
Как установлено в судебном заседании, Овчинникова Л.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, дом.19.
Вблизи дома Овчинниковой Л.Ю. расположен многоквартирный жилой, расположенный по адресу: <адрес>
В районе многоквартирного жилого <адрес> по адресу: <адрес>, расположена выгребная яма.
Вышеуказанный многоквартирный дом находятся на непосредственном управлении - ООО УК «Теплосеть».
Водоотведение многоквартирных домов реализовано посредством сбора жидких бытовых отходов в выгребные ямы с дальнейшей откачкой специализированными машинами и транспортировкой на очистные сооружения.
Откачкой жидких бытовых отходов из выгребных ям и дальнейшей транспортировкой занимается ООО УК «Теплосеть»
ООО УК «Теплосеть» обязан осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующих технического регламента, стандартов, правил и норм государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
В нарушение действующих санитарно-эпидемиологических требований, земельный участок придомовой территории Овчинниковой Л.Ю., по адресу: <адрес>, периодически затапливается жидкими бытовыми отходами из выгребной ямы многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по причине нарушения герметичности выгребной ямы, переполнении её жидкими бытовыми отходами.
Овчинникова Л.Ю. неоднократно обращалась в прокуратуру Талицкого района, в Роспотребнадзор с жалобами на систематическое затопление жидкими бытовыми отходами из выгребной ямы многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка придомовой территории Овчинниковой Л.Ю., по адресу: <адрес> (л.д.12-22).
Из ответов Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области следует, что при проведении выездного обследования установлено: юридическим лицом - ООО УК «Теплосеть» при управлении многоквартирным домом с целью предотвращения загрязнения окружающей среды возбудителями паразитарных болезней не обеспечен своевременный вывоз жидких бытовых отходов из выгребной ямы жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Так при проведении осмотра выгребная яма заполнена до уровня земли. Из выгребной ямы на прилегающую к ней территорию (рельеф местности) вытекают жидкие бытовые отходы с характерным запахом нечистот. Выгребная яма на момент проведения осмотра закрыта деревянной крышкой, имеющей отверстие для откачивания и использованием шланга. Деревянная крышка положена на поверхность выгребной ямы из под которой вытекают жидкие бытовые отходы на рельеф местности.
Таким образом, доводы, изложенные в обращении подтвердились. По факту выявленных нарушений юридическому лицу объявлено предостережение, а также выданы рекомендации по исполнению обязательных требований с установленным сроком исполнения согласно которых юридическому лицу необходимо обеспечить принятие мер по своевременному вывозу жидких бытовых отходов из выгребной ямы, её герметизацию и ремонт (л.л.12-22).
ООО УК «Теплосеть», является юридическим лицом, осуществляет техническую эксплуатацию жилищного фонда, в том числе управление жилищным фондом, организацию эксплуатации;
техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, в том числе, текущий и капитальный ремонт;
санитарное содержание, в том числе вывоз жидких бытовых отходов.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела.
Суд находит, что подтопление земельного участка придомовой территории Овчинниковой Л.Ю. жидкими бытовыми отходами из выгребной ямы, вызвано ненадлежащим техническим обслуживанием дома со стороны ответчика, которым не предпринято необходимых мер для устранения подтопление земельного участка придомовой территории Овчинниковой Л.Ю. жидкими бытовыми отходами из выгребной ямы.
Суд учитывает, что требования истца направлены на устранение причин попадания жидких бытовых отходов из выгребной ямы на земельный участок придомовой территории, являются необходимыми для разумного управления домом.
Исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд исходит из того, что в соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N17 от 28.06.2012, при установлении факта нарушения прав потребителя Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" причинение морального вреда презюмируется и не требует самостоятельных доказательств, а является достаточным основанием для удовлетворения требования о компенсации морального вреда.
В силу абз.2 ст.151, п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком прав истца, факт причинения истцу морального вреда (нравственных страданий) имеет место, каких-либо доказательств отсутствия своей вины в причинении нравственных страданий истцу, выразившихся в переживаниях в связи с затоплением ее земельного участка
канализационными стоками, невозможностью пользования принадлежащим ей земельным участком по назначению, постоянной угрозой для её жизни и здоровья, а также несовершеннолетнего сына. Из-за указанного длительного бездействия ответчика истцом на постоянной основе испытываются нравственные и моральные страдания, связанные с постоянными тяжбами, на систематической основе затоплении участка (ограды и огорода дома) канализационными стоками, боязни заражения инфекционными заболеваниями, переживаниями за свою жизнь и здоровье и несовершеннолетнего сына, суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о возможности взыскания с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 15000руб.00коп.
Согласно части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, которые включают в себя, в том числе расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы (статья 94 ГПК РФ).
Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, в случае удовлетворения иска в части, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Представленными документами подтверждается, что истец обратилась к Михайловой И.А., с которой у нее был заключен договор на оказание юридических услуг от 15.01.2024, в соответствии с которым Михайлова И.А. приняла на себя обязанность оказать истцу юридическую помощь, связанную с подготовкой документов и искового заявления в суд, представительство в суде первой инстанции по гражданскому делу (по затоплению участка канализационными стоками). Стоимость юридических услуг определена в размере 25000руб.00коп. (л.д.23-24).
Фактически истец понесла расходы на оплату юридических услуг представителя в размере 25000руб.00коп., что подтверждается, материалами дела. Денежные средства в указанном размере Михайловой И.А. от истца получены (л.д.25,26,27).
Поскольку по смыслу ст.100 ГПК РФ разумные пределы расходов являются оценочной категорией, суд, приняв во внимание категорию, характер и сложность спора, ценность подлежащего защите права, объем оказанных представителем услуг, считает судебные расходы подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
Оснований для уменьшения стоимости расходов на представителя до меньшего размера суд не находит.
Согласно чеку по операции от 21.03.2024 (л.д.30) истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 600руб.00коп., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, поскольку иск удовлетворен.
Руководствуясь ст.ст.12,56, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
Исковые требования Овчинниковой Людмилы Юрьевны к ООО «Управляющая компания «Теплосеть» об обязании провести ремонт выгребной ямы многоквартирного жилого дома, провести герметизации выгребной ямы многоквартирного жилого дома, не допускать наполнение выгреба, о взыскании морального вреда, удовлетворить в части.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплосеть» (ИНН 6633022429), юридический адрес: Свердловская область, Талицкий район, пос. Троицкий, ул. Зеленая, д. 12, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- провести ремонт выгребной ямы многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>;
- провести герметизацию выгребной ямы, многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>;
- не допускать наполнение выгреба (выгребной ямы многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>) выше, чем 0,35 м от поверхности земли.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Теплосеть» (ИНН 6633022429), юридический адрес: Свердловская область, Талицкий район, пос. Троицкий, ул. Зеленая, д. 12 в пользу Овчинниковой Людмилы Юрьевны, <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей 00 копеек, расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 000 рублей 00 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 600 рублей 00 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.А. Жерновникова