Решение по делу № 33-9992/2023 от 18.10.2023

Судья Мицкевич А.О.                                 УИД 38RS0023-01-2022-002488-68 Судья-докладчик Яматина Е.Н.                                                    № 33-9992/2023

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2023 года                                                                    г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Рудковской И.А.,

судей Гуревской Л.С., Яматиной Е.Н.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-102/2023 по иску Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Центральное», Администрации Тулунского муниципального района о возложении обязанности создать нормативный запас топлива,

по апелляционной жалобе представителя Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Центральное» в лице и.о. генерального директора – ФИО5

на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 января 2023 г.

    УСТАНОВИЛА:

в обоснование заявленных исковых требований указано, что Тулунской межрайонной прокуратурой установлено, что в Тулунском муниципальном районе на котельных, эксплуатируемых МУСХП «Центральное» и обеспечивающих потребителей с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, пос.4-е отделение ГСС, с.Шерагул Тулунского района, в том числе социальные объекты и жилые дома, не обеспечено наличие основного нормативного запаса топлива. Согласно данным МУСХП «Центральное» фактический запас топлива на котельных по состоянию на Дата изъята составил: с.Азей - 20,96 тонн (4 суток); с.Алгатуй - 40,80 тонн (2 суток); с.Будагово - 8,32 тонн (4 суток); с.Бурхун - 27,44 тонн (7 суток); пос. 4-е отделение ГСС - 24,78 тонн (7 суток); с.Шерагул - 10,1 тонн (5 суток). Постановлением администрации Тулунского муниципального района от Дата изъята Номер изъят-пг в связи с угрозой аварийного отключения систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах и социально-значимых объектах с 15 часов 00 минут Дата изъята на территории Тулунского района введен режим функционирования «Повышенная готовность». Необеспечение запасов основного и резервного топлива на котельных, обслуживающих жилые помещения, социальные объекты и предприятия, расположенные на территории с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отделение ГСС, с.Шерагул Тулунского района, создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и может повлечь нарушение бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения, прав жителей на бесперебойное теплоснабжение в отопительный период 2022 - 2023 годов.

Истец просит суд:

- обязать Администрацию Тулунского муниципального района организовать утверждение нормативов запасов топлива и наличие запасов основного и резервного топлива в отопительный период 2022-2023 г.г. на котельных с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района, обслуживаемых МУСХП «Центральное»;

- обязать муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Центральное»: обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемой котельной, расположенной по адресу: Иркутская область, Тулунский район, 1560 м северо-восточнее с.Алгатуй на отопительный период 2022-2023г.г. в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля;

- не позднее Дата изъята обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд. ГСС, с.Шерагул Тулунского района; обеспечить в отопительный период 2022-2023г.г. на обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района наличие запасов основного и резервного топлива в соответствии с федеральным законодательством о теплоснабжении;

- обратить решение суда по данному гражданскому делу к немедленному исполнению.

Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 19 января 2023 г. исковые требования удовлетворены частично.

Суд постановил: Обязать муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Центральное» обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемой котельной, расположенной по адресу: Иркутская область, Тулунский район, 1560 м северо-восточнее с.Алгатуй на отопительный период 2022-2023г.г. в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля. Обязать муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Центральное» обеспечить в отопительный период 2022-2023г.г. на обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района наличие запасов основного и резервного топлива в соответствии с федеральным законодательством о теплоснабжении. Решение суда в части обязания муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Центральное» обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемых котельных с.Алгатуй, с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района подлежит немедленному исполнению. Обязать муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Центральное» не позднее Дата изъята обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд. ГСС, с.Шерагул Тулунского района. В удовлетворении требований Тулунского межрайонного прокурора об обязании Администрацию Тулунского муниципального района организовать утверждение нормативов запасов топлива и наличие запасов основного и резервного топлива в отопительный период 2022-2023г.г. на котельных с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района, обслуживаемых МУСХП «Центральное» – отказать.

В апелляционной жалобе представитель Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Центральное» в лице и.о. генерального директора – ФИО5 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что имеются обстоятельства, препятствующие исполнению суда, а именно на котельной, расположенной по адресу: Иркутская область, Тулунский район, 1560м северо-восточнее с. Алтагуй отсутствуют склад и земельный участок для хранения топлива в размере 1,4317 тыc.тонн.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонный прокурор ФИО6 считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, не имеется.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от Дата изъята решение Тулунского городского суда Иркутской области от Дата изъята по данному гражданскому делу отменено в части удовлетворенных требований.

В отмененной части принято новое решение.

В удовлетворении исковых требований Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Центральное» о возложении обязанности создать нормативный запас топлива, обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемых котельных, расположенных в с.Алгатуй, с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд. ГСС, с.Шерагул Тулунского района Иркутской области – отказать.

В удовлетворении исковых требований Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Центральное» о возложении обязанности не позднее Дата изъята обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд. ГСС, с.Шерагул Тулунского района Иркутской области – отказать.

В остальной части решение оставлено без изменения.

Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от Дата изъята апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от Дата изъята отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, при надлежащем их извещении.

Заслушав доклад судьи Яматиной Е.Н., выслушав пояснения прокурора ФИО7, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.5 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

В силу положений ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: 1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1. указанной статьи ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ).

Законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» определены вопросы местного значения, закрепляемые за сельскими поселениями Иркутской области: полномочия по организации теплоснабжения на территории Тулунского района возложены на сельские поселения.

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 №377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).

Согласно пунктам 2, 15 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток (пункты 19, 20 Порядка).

Из пункта 11 Порядка следует, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. При этом согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток. Пункты 12, 13 Порядка устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка.

Постановлением администрации Тулунского муниципального района от Дата изъята Номер изъят-пг отопительный период для объектов образования Тулунского муниципального района установлен с Дата изъята , для иных объектов с Дата изъята .

Как установлено судом и следует из материалов дела, в том числе выписки из ЕГРЮЛ, Администрацией Тулунского муниципального района, реализуя полномочия органа местного самоуправления по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении», создано МУСХП «Центральное», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от Дата изъята Номер изъят, в соответствии с которой МУСХП «Центральное» зарегистрировано в ЕГРЮЛ Дата изъята , учредителем является МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Тулунского района», основной вид деятельности: 35.30.14 – Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

Администрацией Тулунского муниципального района на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятием «Центральное» закреплено имущество, находящееся в собственности Тулунского муниципального района: распоряжением от Дата изъята Номер изъят-рг (в редакции распоряжения от Дата изъята Номер изъят-рг) - комплекс коммунальных сооружений с. Азей (кадастровый Номер изъят), в состав которого входит котельная КТМ-1 с. Азей Тулунского района; распоряжением от Дата изъята Номер изъят-рг - блочно-модульная котельная с. Алгатуй с кадастровым номером Номер изъят; распоряжением от Дата изъята Номер изъят-рг (в редакции распоряжения от Дата изъята Номер изъят-рг) - комплекс коммунальных сооружений с. Будагово (кадастровый Номер изъят), в состав которого входит котельная с. Будагово Тулунского района; распоряжением от Дата изъята Номер изъят-рг (в редакции распоряжения от Дата изъята Номер изъят-рг) - комплекс коммунальных сооружений с. Бурхун (кадастровый Номер изъят), в состав которого входит котельная с. Бурхун Тулунского района; распоряжением от Дата изъята Номер изъят-рг (в редакции распоряжения от Дата изъята Номер изъят-рг) - комплекс коммунальных сооружений пос. 4-е отделение ГСС (кадастровый Номер изъят), с входящей в состав него котельной, расположенной по ул. Мичурина, 27а, п. 4-отд. ГСС Тулунского района; распоряжением от Дата изъята Номер изъят-рг - здание котельной (кадастровый Номер изъят), расположенной по ул. Гагарина, д. 20 литер 3, с. Шерагул Тулунского района.

Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-мр утверждены нормативы запасов топлива на источнике тепловой энергии – Котельная с.Алгатуй для МУСХП «Центральное» на 2022 год в размере нормативного эксплуатационного запаса 1,2362 тыс. тонн бурого угля, неснижаемого нормативного запаса в размере 0,1955 тыс. тонн бурого угля, общего запаса топлива в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение, в том числе и в пояснениях Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

В соответствии с информацией, представленной МУСХП «Центральное» нормативы запаса топлива для котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, п.4-е отделение Государственной селекционной станции, с.Шерагул Тулунского района для МУСХП «Центральное» не утверждались в связи с отсутствием финансовых средств. Данные обстоятельства также нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, о чем отраженно в письменных возражениях ответчика МУСХП «Центральное», а также даны в судебном заседании пояснения представителя ответчика МУСХП «Центральное».

В обоснование заявленных исковых требований истцом представлено сообщение генерального директора МУСХП «Центральное» ФИО8 от Дата изъята Номер изъят, в соответствии с которым фактический запас топлива на котельных по состоянию на Дата изъята составил: с.Азей - 20,96 тонн (4 суток); с.Алгатуй - 40,80 тонн (2 суток); с.Будагово - 8,32 тонн (4 суток); с.Бурхун - 27,44 тонн (7 суток); пос. 4-е отделение ГСС - 24,78 тонн (7 суток); с.Шерагул - 10,1 тонн (5 суток).

Из представленной в материалы дела информации МУСХП «Центральное» следует, что нормативы запаса топлива для котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, п.4-е отделение Государственной селекционной станции, с.Шерагул, для МУСХП «Центральное» не утверждались в связи с отсутствием финансовых средств.

Постановлением администрации Тулунского муниципального района от Дата изъята Номер изъят-пг в связи с угрозой аварийного отключения систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах и социально-значимых объектах с 15 часов 00 минут Дата изъята на территории Тулунского района введен режим функционирования «Повышенная готовность».

Судом установлено, что первый заместитель мэра Тулунского муниципального района Дата изъята обратился к главам поселений Азейское, Бурхунское, Будаговское, Писаревское, Шерагульское, в котором указал, что в связи с тяжелым финансовым положением МУСХП «Центральное» (счета у предприятия заблокированы), в рамках полномочий сельских поселений по организации в границах сельских поселений теплоснабжения населения просил за счет средств сельских поселений организовать проведение мероприятий по разработке в установленном порядке нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, с последующим направлением в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области для их дальнейшего утверждения.

Суду предоставлены протоколы заседаний балансовой комиссии от Дата изъята , Дата изъята Дата изъята , Дата изъята Дата изъята , согласно которым на комиссии заслушивались отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, финансово-экономическом состоянии МУСХП «Центральное», установлена задолженность предприятия, наличия убытков. Работа МУСХП «Центральное» признана неудовлетворительной, в том числе рекомендовано подготовить документы для организации банкротства предприятия.

Как установлено судом в судебном заседании КУМИ Администрации Тулунского муниципального района Дата изъята обращался в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании МУСХП «Центральное» несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Иркутской области от Дата изъята заявление КУМИ Администрации Тулунского муниципального района возвращено заявителю как несоответствующее предусмотренным п.2 ст.7 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» условиям возникновения у кредитора права на реализацию специального способа защиты.

Суду предоставлены обращения мэра Тулунского муниципального района от Дата изъята в адрес Губернатора Иркутской области, министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области с указанием на недостаточность собственных средств в местном бюджете и отсутствие необходимого финансирования из средств областного бюджета, наличие запасов топлива на котельных сроком до Дата изъята , с целью недопущения остановки деятельности МУСХП «Центральное» с просьбой разрешить вопрос об оказании в ноябре, декабре текущего года финансовой помощи МУСХП «Центральное» по направлениям: приобретение угля для муниципальных котельных (10 млн. рублей), погашение просроченной кредиторской задолженности по налогам и иным обязательным платежам (7 млн. рублей субсидий из местного бюджета), погашение просроченной кредиторской задолженности ресурсоснабжающим и топливно-энергетическим организациям за приобретенное предприятием твердое топливо (уголь) (8 млн. рублей субсидия местного бюджета), приобретение материально технических средств для обеспечения безаварийного прохождения отопительного периода 2022-2023гг )5 млн рублей).

Более того, представителем ответчика Администрации Тулунского муниципального района в судебном заседании суду предоставлены распоряжения мэра Тулунского муниципального района от Дата изъята , Дата изъята и Дата изъята , из которых судом усматривается, что в связи с введением постановлениями от Дата изъята Номер изъят-пг, Дата изъята Номер изъят-пг и Дата изъята Номер изъят-пг Администрацией Тулунского муниципального района режима функционирования «Чрезвычайной ситуации» в соответствии с Положением о порядке расходования средств резервного фонда администрации Тулунского муниципального района в целях финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций выделены из резервного фонда бюджетные ассигнования 300000 рублей, 1200000 рублей и 1020000 рублей, соответственно, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с запасом топлива на котельных МУСХП «Центральное».

Согласно муниципальным контрактам от Дата изъята Номер изъят, от Дата изъята Номер изъят, от Дата изъята Номер изъят Администрация Тулунского муниципального района заключила контракт с ООО «Теплосервис» на оказание услуги доставки угля 476 тонн, 330 тон и 47,68 тонн, соответственно, с местом отгрузки на складе хранения МУСХП «Центральное».

Суду предоставлен договор пожертвования Номер изъят от Дата изъята , согласно которому ООО «Компания «Востсибуголь» обязалось безвозмездно передать Администрации Тулунского муниципального района материальные ценности (уголь 510,28 тон) на сумму 399822,82 рублей на осуществление бесперебойного теплоснабжения населения в отопительный период 2022-2023гг на территории Тулунского муниципального района.

Из муниципальных контрактов от Дата изъята Номер изъят, от Дата изъята Номер изъят судом установлено, что Администрация Тулунского муниципального района (заказчик) заключила контракт с ИП ФИО9 (поставщик) на передачу заказчику угля на сумму 1200000 рублей и 1020000 рублей. Товар поставляется на котельную МУСХП «Центральное» с.Алгатуй».

Вместе с тем суду предоставлена оперативная информация о фактическом наличии и расходе топлива на МУСХП «Центральное» по состоянию на Дата изъята : с.Писарево запас угля на 67 суток, с.Бухун – 59 суток, с.Будагово – 49 суток, с.Шерагул – 82 суток, с.Азей – 63 суток, с.Алгатуй – 11 суток.

Принимая во внимание установленные судом в судебном заседании юридически значимые обстоятельства, прямое указание подробно изложенного законодательства в настоящем решении о закреплении полномочий по организации теплоснабжения на территории Тулунского района Иркутской области возложены на сельские поселения, являющиеся третьими лицами при рассмотрении настоящего гражданского дела и отсутствие требований, предъявленных к ним, наличие на территории указанных сельских поселений Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Центральное», являющееся субъектом теплоэнергетики – ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей потребителей с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, пос.4-е отделение ГСС, с.Шерагул Тулунского района тепловой энергией, владеющей на праве хозяйственного ведения котельными, расположенными на территориях указанных сельских поселений, а также принимая во внимание отсутствие фактического бездействия со стороны Администрации Тулунского муниципального района по обеспечению тепловой энергией потребителей указанных сельских поселений, выполненные действия для нормализации ситуации по обеспечению запасами топлива котельных, и отсутствие указания о возложении как федеральным так и региональным законодательством обязанности на Администрацию Тулунского муниципального района по организации утверждения нормативов запасов топлива и наличие запасов основного и резервного топлива в отопительный период 2022-2023гг. на котельных сельских поселений: с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района, обслуживаемых МУСХП «Центральное», суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении данного требования иска.

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области является уполномоченным органом по утверждению нормативов на источниках тепловой энергии, предусмотренных п. 2-4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О теплоснабжении».

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области, утвержденными постановлением Правительства Иркутской области от 01.08.2011 №220-пп приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.05.2015 №46-мпр утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по утверждению нормативов, предусмотренных пунктами 2-4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении», (далее - административный регламент).

В соответствии с пунктом 21 административного регламента под государственной услугой в настоящем административном регламенте понимается утверждение нормативов, предусмотренных пунктами 2-4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении», в том числе: нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более) (далее - нормативы запасов топлива). Порядок обращений об утверждении нормативов определен административным регламентом. В соответствии с пунктом 27 административного регламента общий срок предоставления услуги со дня обращения заявителя в Министерство не должен превышать пятидесяти рабочих дней. Государственная услуга по утверждению нормативов предоставляется бесплатно (пункт 43 административного регламента). Предоставление государственной услуги носит заявительный характер.

Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 №115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 №103 в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

В силу пунктов 3 и 4 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, и на отопительных котельных с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

Создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации и для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в необходимую валовую выручку должны включаться данные расходы такой организации.

С учетом подробно изложенного законодательства и установленных судом в судебном заседании юридически значимых обстоятельств, суд посчитал, что требования прокурора об обязании МУСХП «Центральное» не позднее Дата изъята обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд. ГСС, с.Шерагул Тулунского района – законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, при указанных обстоятельствах, с учетом положений действующего как федерального, так и регионального законодательства, принимая во внимание установленные Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.12.2021 № 58-400-мр нормативы запасов топлива на источнике тепловой энергии – Котельная с. Алгатуй для МУСХП «Центральное» на 2022 г. в размере нормативного эксплуатационного запаса 1,2362 тыс. тонн бурого угля, неснижаемого нормативного запаса в размере 0,1955 тыс. тонн бурого угля, общего запаса топлива в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля, отсутствие доказательств, представленных суду, о наличии такого запаса, законодательно регламентированной обязанности субъекта теплоэнергетики – ресурсоснабжающей организацией МУСХП «Центральное» по обеспечению установленного норматива запаса топлива, суд посчитал законным и обоснованным требование прокурора об обязании ответчика МУСХП «Центральное» обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемой котельной, расположенной по адресу: Иркутская область, Тулунский район, 1560 м северо-восточнее с.Алгатуй на отопительный период 2022-2023г.г. в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля, а также требование об обязании обеспечить в отопительный период 2022-2023г.г. на обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района наличие запасов основного и резервного топлива в соответствии с федеральным законодательством о теплоснабжении.

Разрешая требование прокурора об обращении решения суда к незамедлительному исполнению решения суда по требованиям об обязании МУСХП «Центральное» обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемых котельных с.Алгатуй, с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района суд, руководствуясь ст. 204, ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, посчитал его обоснованным, исходя из установленных в судебном заседании особых обстоятельств и социальной значимости разрешенных судом требований, поскольку замедление такого исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Проверив решение суда, судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, верно руководствовался законом, подлежащим применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что имеются обстоятельства, препятствующие исполнению суда, а именно на котельной, расположенной по адресу: Иркутская область, Тулунский район, 1560м северо-восточнее с. Алтагуй отсутствуют склад и земельный участок для хранения топлива в размере 1,4317 тыc.тонн., судебная коллегия находит несостоятельными и подлежащими отклонению как не влияющие на правильность выводов судебного решения и не влекущие его отмену.

Отсутствие склада или земельного участка не влияет на обязанность ответчика обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на данной обслуживаемой котельной, на отопительный период 2022-2023г.г. в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля. Учитывая, что решение суда не содержит указания на необходимость обеспечить наличие всего нормативного запаса именно на складе котельной.

Отсутствие места размещения всего запаса топлива не является основанием для неисполнения предусмотренных законом обязанностей.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, доводов для его отмены в апелляционной жалобе не приведено. Нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 января 2023 г. по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья - председательствующий                И.А. Рудковская

Судьи                                Л.С. Гуревская

                                    Е.Н. Яматина

33-9992/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Тулунская межрайонная прокуратура
Ответчики
МУ Администрация Тулунского муниципального района
Муниципальное Унитарное сельскохозяйственное предприятие Центральное
Другие
Администрация Шерагульского сельского поселения
МУ Администрация Писаревского сельского поселения
МУ Администрация Азейского сельского поселения
Администрация Будаговского сельского поселения
МУ Администрация Алгатуйского сельского поселения
Администрация Бурхунского сельского поселения
Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
18.10.2023Передача дела судье
22.11.2023Судебное заседание
13.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2023Передано в экспедицию
22.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее