Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Воронцова И.С., при секретаре Цыганенко О.В.,
с участием помощника Шадринского межрайонного прокурора Калачнюк Т.А., представителя административного истца Администрации города Шадринского района Курганской области Темнякова Т.М., действующего на основании доверенности от ....2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области
13 февраля 2019 года
административное дело № по административному исковому заявлению Администрации Шадринского района Курганской области к Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, судебному приставу - исполнителю Шадринского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области Кузьминой A.M., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.01.2016 г. по исполнительному производству № 46648/14/29/45 от 20.06.2014 г. в отношении должника Администрации Шадринского района Курганской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шадринского района Курганской области обратилась в Шадринский районный суд с административным исковым заявлением к Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.01.2016 г. по исполнительному производству № 46648/14/29/45 от 20.06.2014 г. в отношении должника Администрации Шадринского района Курганской области в пользу взыскателя Третьякова И.Ю. В обоснование иска указано, что решением от 11.02.2014 г. Шадринский* районный суд Курганской области обязал Администрацию Шадринского района предоставить Третьякову И.Ю. по договору специализированого найма жилое помещение, обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения. Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Шадринского МРО СП УФССП России по Курганской области от 13.01.2016 г. на основании исполнительного листа, выданного по указанному решению суда, было возбуждено исполнительное производство № 46648/14/29/45 в отношении должника Администрации Шадринского района в пользу взыскателя Третьякова И.Ю. о предоставлении жилого помещения, должнику Администрации Шадринского установлен срок для добровольного исполнения требований - 5 дней. За неисполнение вынесенного решения суда в установленный срок для добровольного исполнения требований судебный пристав-исполнитель Шадринского МРО СП УФССП России по Курганской области вынес постановление о взыскании исполнительского сбора от 13.01.2016 г. по исполнительному производству № 46648/14/29/45 в размере 50000 руб. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин, должник не может быть подвергнут взысканию. Администрация Шадринского района не имела возможности исполнить требование исполнительного документа в 5дневный срок по объективным причинам. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится Третьяков И.Ю. осуществляется за счет средств и в пределах субвенций, специально предоставляемых в бюджет Шадринского района из бюджета Курганской области. Законом Курганской области от 29.12.2015 г. №134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» вступившим в силу с 10.01.2016 г., предусмотрено, что Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области исходя из имеющихся бюджетных ассигнований приобретает в государственную собственность Курганской области жилые помещения, а затем передает в установленном порядке в муниципальную собственность. В 2016 году Департаментом имущественных и земельных отношений приобретено 9 жилых помещений, в 2017 году - 16 жилых помещений, на 1 декабря 2018 года - 33 жилых помещения. Приобретенные жилые помещения были предоставлены по договорам специализированного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по которым судебные решения были вынесены ранее. Актом приема-передачи от 19.05.2017 г. Третьякову И.Ю. предоставлено жилое помещение по договору специализированного найма. Просил освободить Администрацию Шадринского района от взыскания исполнительного сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 46648/14/29/45.
В ходе подготовки дела к судебному заседанию в качестве соответчиков привлечены судебный пристав - исполнитель Шадринского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области Кузьмина A.M., Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, а в качестве заинтересованных лиц Третьяков И.Ю., Главное управление социальной защиты населения Курганской области, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Финансовое управление Курганской области, отдел опеки и попечительства Управления образования Администрации Шадринского района Курганской области, Шадринская межрайонная прокуратура Курганской области.
Представитель административного истца Администрации Шадринского района Курганской области Темняков Т.М., в судебном заседании пояснил, что административное исковое заявление поддерживает в полном объёме. Полагает, что Администрация Шадринского района не исполнила требования исполнительного документа по уважительной причине, в связи с тем, что денежных средств на приобретение жилых помещений не перечислялось, жилых помещений в собственности муниципального образования нет.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Шадринского межрайонного отдела УФССП России по Курганской области Кузьмина A.M. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Шадринского межрайонного отдела УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель административного ответчика УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.
Заинтересованное лицо Третьяков И.Ю. в судебное заседание, не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ранее представил в суд заявление, в котором просил, дело рассмотреть в отсутствие своего представителя и удовлетворить требования истца.
Представитель заинтересованного лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель заинтересованного лица отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Шадринского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, ранее представил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель заинтересованного лица Шадринской межрайонной прокуратуры, помощник Шадринского межрайонного прокурора Калачнюк Т.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленного иска.
Суд, заслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы, пришел к выводу, что иск Администрации Шадринского района Курганской области обоснован и подлежит удовлетворению.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Шадринским районным прокурором подан иск в Шадринский районный суд к Администрации Шадринского района о предоставлении жилого помещения.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 11.02.2014 г. удовлетворены исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах Третьякова И.Ю. к Администрации Шадринского района Курганской области о предоставления жилья. На Администрацию Шадринского района Курганской области возложена обязанность предоставить Третьякову И.Ю. по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Шадринского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. На Правительство Курганской области возложена обязанность профинансировать предоставление Администрацией Шадринского района жилого помещения специализированного жилищного фонда Третьякову И.Ю.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ШМРО СП УФССП России Моисеева СП. от 20.06.2014 г. на основании исполнительного листа ВС №, выданного по решению Шадринского районного суда Курганской области, вступившему в законную силу 24.04.2014 г., было возбуждено исполнительное производство № 46648/14/29/45 в отношении должника Администрации Шадринского района в пользу взыскателя Третьякова И.Ю., о предоставлении жилого помещения Третьякову И.Ю., должнику Администрации Шадринского района Курганской области установлен срок для добровольного исполнения требований - 5 дней.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области Кузьминой A.M. от 13.01.2016 г. с должника Администрации Шадринского района Курганской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, транспорту и муниципальному заказу Администрации Шадринского района Курганской области от 25.12.2018 г., Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области в 2016 году приобретены 9 жилых помещений, в 2017 году приобретены 16 жилых помещений, а в 2018 году приобретены 33 жилых помещения специализированного жилищного фонда, которые были предоставлены детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по решениям суда в 2018 году, в специализированном жилом фонде отсутствует свободное жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсам, транспорту и муниципальному заказу Администрации Шадринского района предоставлены сведения о предоставлении квартир по договорам специализированного найма детям
Согласно акту приема - передачи квартиры от 19.05.2017 г. Третьякову И.Ю. передано право пользования жилым помещением по договору специализированного найма однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г.Шадринск, Курганская область, ул..., д.... помещение ..., находящаяся в собственности Администрации Шадринского района.
10.10.2017 г. постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области Кузьминой A.M. исполнительное производство в отношении должника Администрации Шадринского района окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве, при этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В силу п. 11 ст.ЗО Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.
Согласно п. 13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 1,2 ст. 112 Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).
В соответствии с ч.ч.б, 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским
сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа в 2016-2019 годах.
Согласно справке Финансового отдела Администрации Шадринского района от
19.12.2018г., бюджету Шадринского района в 2015 году из областного бюджета открыты субвенции на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в общей сумме 2003304 руб. По состоянию на 01.01.2016 г. все средства по данному целевому направлению расходов освоены в полном объеме, остатков на лицевом счете нет.
Исходя из справки Финансового отдела Администрации Шадринского района от
11.02.2019 г., до января 2016 года жилые помещения приобретались за счет финансовых средств, выделяемых бюджету Шадринского района из бюджета Курганской области. В 2013 году приобретены 4 жилых помещения, в 2014 году финансирование не производилось. В 2015 году выделено 8003304 руб., на которые приобретено 8 жилых помещений, но они были предоставлены тем, у кого судебные решения были вынесены ранее. С января 2016 года установлен новый порядок обеспечения жильем нуждающихся, по которому Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области приобретает в государственную собственность Курганской области жилые помещения, а затем передает их в муниципальную собственность. В 2016 году приобретены 9 жилых помещений. На 11.02.2019 г. в очереди на предоставление жилья стоит 116 человек, из них 24 имеют судебные решения. Финансирование и количество приобретаемых жилых помещений не достаточно для исполнения судебных решений в срок, отведенный для добровольного исполнения требований.
Главой Шадринского района в 2013-2015 г.г. были направлены письма начальнику Главному управлению образования Курганской области, губернатору Курганской области, заместителю губернатора Курганской области - начальнику Финансового управления Курганской области с просьбой запланировать и выделить денежные средства для приобретения и строительства жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Шадринского района (26.09.2013 г., 29.07.2014 г., 05.09.2014г., 21.07.2015 г.).
Получены ответы о том, что ежегодно прорабатывается вопрос об увеличении объема денежных средств, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в том числе размера субсидий федерального бюджета. В 2014 году также сообщается о том, что Главным управлением образования Курганской области направлена заявка в Финансовой управление Курганской области на предоставление средств из областного бюджета, необходимых для обеспечения жильем граждан из числа детей-сирот, имеющих право на получение жилого помещения в следующем финансовом году. В 2015 году отмечено, что выделение дополнительных средств бюджету Шадринского района на обозначенные цели возможно лишь в случае увеличения соответствующей финансовой помощи из федерального бюджета или перераспределения расходов в связи с их неисполнением другими муниципальными образованиями (10.09.2014 г., 23.09.2014 г.,18.08.2015г.)
Также Администрацией Шадринского района неоднократно направлялись письма в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в 2016-2018 годах. Так, согласно письма Главы Администрации Шадринского района "ОВВ" директору Департамента имущественных и земельных отношений "ГЭВ". № № от 08.02.2016 г. указано, что в Администрации Шадринского района на 01.01.2016 г. право на обеспечение жилым помещением наступило у 108 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Имеют решения суда 60 человек, 46 из которых находятся в исполнительном производстве службы судебных приставов. Просит приобрести 60 благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда. Аналогичные просьбы содержатся и в других письмах, направленных Администрацией Шадринского района.
кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» Российской Федерации в целом признал не противоречащей Конституции Российской Федерации возможность установления судебным приставом - исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.
Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу ст. ст. 49, 50, 52 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Таким образом, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что Администрация Шадринского района Курганской области решение суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок, не исполнила.
В связи с пропуском срока для добровольного исполнения исполнительного документа и не предоставлением должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный срок, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Шадринского района Курганской области исполнительского сбора от 13.01.2016 г. в размере 50000 рублей.
Между тем, как следует из представленных материалов, виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.
Из указанных выше обстоятельств следует, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от Администрации Шадринского района Курганской области, и вина должника в исполнительном производстве как непосредственного исполнителя, в неисполнении решения суда отсутствует.
Судом установлено, что в мае 2017 года Третьякову И.Ю. передано право пользования жилым помещением по договору специализированного найма однокомнатная квартира, находящаяся в собственности Администрации Шадринского района.
Администрацией Шадринского района принимались меры, направленные на исполнение решения Шадринского районного суда.
Таким образом, Администрацией Шадринского района приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии уважительных причин, не позволивших Администрации Шадринского района Курганской области исполнить требования указанного исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения решения суда, предоставленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, и необходимости освобождения истца от взыскания исполнительского сбора.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Администрации Шадринского района Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 46648/14/29/45, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ ░░░░ № ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░