Решение по делу № 33-871/2021 от 25.12.2020

Судья Струкова О.А. Дело № 33-871/2021 (2-2452/2020)

УИД 25RS0003-01-2020-002583-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2021 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

Председательствующего Ильиных Е.А..

судей Храмцовой Л.П., Вишневской С.С.,

при секретаре Щербак А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саакян Э.М. к УМВД России по г. Владивостоку о восстановлении нарушенных трудовых прав,

по апелляционной жалобе УМВД России по г. Владивостоку на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 29 октября 2020 года, которым исковые требования удовлетворены в части. С УМВД России по г. Владивостоку в пользу Саакян Э.М. взыскана задолженность по заработной плате в размере 46029,94 рублей, компенсация морального вреда 2000,00 рублей. С УМВД России по г. Владивостоку в доход муниципального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1580,00 рублей.

Заслушав доклад судьи Храмцовой Л.П., выслушав пояснения представителя ответчика – Волошенко С.А., судебная коллегия

установила:

Саакян Э.М. обратился в суд с исковым заявлением к УМВД России по г. Владивостоку о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда. В обосновании требований указал, что в период с 01.09.2004 по 05.09.2019 проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе в должности ... с 25.08.2012 по день увольнения. Указывает, что в период своей работы с 2017 по 18 года по инициативе работодателя привлекался к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени на основании графика дежурств, обязательного для исполнения сотрудниками ОВД. Вместе с тем, оплата данной переработки не была произведена как в период службы истца, так и при его увольнении. Истец обратился в УМВД России по г. Владивостоку с требованием о проведении выплаты за отработанные часы, вместе с тем, компенсация не была произведена по причине пропуска срока для обращения за защитой своих трудовых прав. В связи с чем, с учетом уточнений просил суд взыскать с ответчика в его пользу задолженность по заработной плате за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за 2017, 2018 года в размере 46029,94 рублей, компенсацию морального вреда 20000,00 рублей.

В судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика полагал, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Судом постановлено указанное выше решение с которым не согласился представитель ответчика, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела. Полагал, что истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой трудовых прав, что является самостоятельным основанием для отказа в исковых требованиях, кроме того, полагал, что так как истцу был установленный ненормированный рабочий день согласно графика, то истец имеет право на предоставление ему дополнительных дней отпуска, что было исполнено работодателем в полном объеме, при этом выплата компенсации не установлена. Кроме того, в ноябре 2017 истцу за работу ночью в 2017 году выплачено 5538,75 рублей, а также за работу в выходные и праздничные дни – 8137,70 рублей. В то время, как в декабре 2018 за работу ночью в 2018 году выплачено 4963,28 рублей, за работу в выходные и праздничные дни – 5408,00 рублей, что свидетельствует об отсутствии задолженности со стороны работодателя.

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причины не явки суду не известны, ходатайств не поступало.

Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.

Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение участника процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что Саакян Э.М. проходил службу в органах внутренних дел, 05.09.2019 уволен со службы по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 03.11.2011 №341-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

Саакян Э.М. обратился к ответчику с заявлением о выплате денежной компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени и ночные дежурства за период 2017-2018 гг.

В удовлетворении требований вышеуказанного заявления истцу было отказано по причине отсутствия задолженности по денежному довольствию. В связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца в части взыскания компенсации, исходил из того, что в период с 01.01.2017 по 31.12.2018 истец по инициативе работодателя привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, компенсация которого ответчиком не произведена. Установив факт наличия задолженности, образовавшейся по вине ответчика, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца.

Данные выводы суда первой инстанции суд находит основанными на неверном толковании норм материального права.

Регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе касающихся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам, привлекаемым к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, с учетом их особого правового статуса осуществляется Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", приказом Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 года N 961 "Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставление сотрудникам дополнительных дней отдыха" (действовавшего до 02 апреля 2018 года), приказом МВД России от 01 февраля 2018 года N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", а также приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", в которых предусмотрены специальные нормы, устанавливающие порядок предоставления гарантий и компенсаций таким сотрудникам.

Право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на оплату (компенсацию) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, а также порядок ее предоставления до 02 апреля 2018 года регулировался приказом Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 года N 961, которым был утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, а с 03 апреля 2018 года приказом МВД России от 01 февраля 2018 года N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", а также приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".

В соответствии с ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно п. 6 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

В соответствии с положениями п. 9, п. 10 приказа МВД России от 19 октября 2012 года N 961, действовавшего до 02 апреля 2018 года, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Аналогичные положения предусмотрены в приказе МВД России от 01 февраля 2018 года N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации".

В соответствии с п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.

В соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из вышеназванных положений, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Как установлено судом первой инстанции, с такими рапортами в период службы истец не обращался, то есть им не были выполнены определенные приведенными выше нормативными положениями обязательные условия по реализации права на выплату денежной компенсации за спорный период - подача рапорта, согласованного с непосредственным руководителем.

Обращение истца после увольнения с заявлением о выплате денежной компенсации юридического значения не имеет, поскольку не предусмотрено вышеуказанными нормативными правовыми актами.

Кроме того, удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной продолжительности служебного времени и ночное время за 2017, 2018 годы, суд первой инстанции исходил из того, что с указанными требованиями истец обратился в суд с соблюдением годичного срока, установленного положениями статьи 392 Трудового кодекса РФ.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части применения к спорным правоотношениям положений ст. 392 Трудового кодекса РФ, поскольку они также основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с частями 1, 2 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Положениями специального законодательства (ч. 4 ст. 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ) предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Таким образом, наличие в специальном законодательстве нормы относительно сроков обращения в суд за разрешением служебного спора, исключает возможность применения к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в том числе для граждан ранее состоявших на службе в органах внутренних дел, норм трудового законодательства, в данном случае ч. 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ, устанавливающей, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

Отчетный период за 2017 и 2018 год окончен в декабре соответствующего года, трудовые отношения между истцом и ответчиком прекращены 05.09.2019, в суд с настоящим иском истец обратился 15.06.2020, то есть за пределами трехмесячного срока, установленного законом. О восстановлении пропущенного срока истец не ходатайствовал, доказательств уважительности пропуска указанного срока не представил.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям положений ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ основан на неправильном применении норм материального права, что привело к вынесению незаконного судебного акта. В связи с чем, требования Саакян Э.М. о взыскании компенсации за отработанное время подлежат оставлению без удовлетворения. Так как судебная коллегия установила, что истцом пропущен срок для обращения в суд, отказала в удовлетворении основного требования, то и производное требование о компенсации морального вреда также подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 29 октября 2020 года отменить, апелляционную жалобу УМВД России по г. Владивостоку удовлетворить.

Исковые требования Саакян Э.М. к УМВД России по г. Владивостоку о восстановлении нарушенных трудовых прав оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-871/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Саакян Э.М.
Ответчики
УМВД России
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Храмцова Лариса Павловна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
25.12.2020Передача дела судье
26.01.2021Судебное заседание
05.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2021Передано в экспедицию
26.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее