дело № 2а-8321/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2020 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мироновой Т.В.
при помощнике Николаевой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №22 по Московской области к Александрову Сергею Станиславовичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №22 по Московской области обратилась с административным иском к Александрову С.С. о взыскании недоимки на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени.
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Александров С.С., являясь собственником транспортного средства и квартиры - объектов налогообложения, не исполняет надлежащим образом обязанность по уплате налогов.
Налоговый орган просил взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу в размере 7987 руб., пени в размере 54,13 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 1387 руб., пени в размере 13,79 руб. Просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен.
Административный ответчик Александров С.С. в судебное заседание явился, полагал пропущенным срок для обращения в суд с настоящим иском.
Суд в силу ст.ст.14, 150-151 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Изучив материалы дела, выслушав доводы ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
В ст. 356 Налогового кодекса РФ установлено, что транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ.
В силу ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 Налогового кодекса РФ).
На основании ч. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени.
Как следует из материалов дела, Александров С.С. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление от 21.09.2017 г№ об уплате в срок до 01.12.2017 г. транспортного налога за 2016 г. в размере 7987 руб., налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 год в размере 1181 руб.
В связи с неуплатой в установленный срок налогов, во исполнение положений ст. 69 НК РФ 25.12.2017 г. ответчику выставлено требование № об уплате в срок до 06.04.2018 г. транспортного налога в размере 666 руб., пени в размере 13,73 руб., налога на имущество физических в размере 1181 руб., пени в размере 9,88 руб.
19.08.2018 г. в адрес Александрову С.С. направлено налоговое уведомление № об уплате в срок до 03.12.2018 г. транспортного налога за 2017 г. в размере 7989 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 773 руб.
В связи с неуплатой в установленный срок налогов, 24.12.2018 г. ответчику выставлено требование № об уплате в срок до 15.01.2019 г. транспортного налога в размере 7987 руб., пени в размере 40,40 руб., налога на имущество физических в размере 773 руб., пени в размере 3,91 руб.
Налоги оплачены не были, в связи с чем, последовало обращение налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Александрова С.С. недоимки по налогам и пени.
В связи с поступлением от должника возражений, судебный приказ, выданный 02.12.2019 г., определением мирового судьи от 25.12.2019 года был отменен.
По данным налогового органа, за Александровым С.С. числится задолженность в виде неуплаченной суммы транспортного налога за налоговый период 2017 года в размере 7987 руб., по уплате пени за 2016 год в размере 54,13 руб., налога на имущество физических лиц за налоговый период 2016, 2017 год в размере 1387 руб., пени за 2015-2017 год в размере 13,79 руб.
Для взыскания недоимки 15.09.2020 года административный истец обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела ответчиком представлена квитанция об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 773 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
При этом в соответствии с абзацем 2 пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как уже указывалось выше, мировой судья отменил судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по налогам 25.12.2019 года, административное исковое заявление было подано истцом в суд 15.09.2020 года, то есть по истечении установленного 6-месячного срока.
Пропуск срока для обращения с административным иском в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС Российской Федерации.
Вместе с тем, ИФНС соответствующие доказательства уважительности пропуска срока не представлены.
Большой объем работы в налоговой инспекции не может быть признан уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд. Не соблюдение срока, установленного для обращения в суд, нельзя мотивировать высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов.
Безусловная значимость взыскания в бюджет не выплаченных налогоплательщиком налогов и пени, не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика недоимки и пени за несвоевременную уплату налогов ввиду пропуска истцом срока для обращения в суд с иском.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №22 по Московской области к Александрову Сергею Станиславовичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В. Миронова