Решение по делу № 21-125/2024 от 10.09.2024

Судья Моцный Н.В.                                                             Дело № 21-125/2024

(номер дела в суде первой

инстанции дело № 12-211/2024)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

27 сентября 2024 года                                                               город Севастополь

    Судья Севастопольского городского суда Исаев С. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу защитника директора общества с ограниченной ответственностью «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедева А. П.Близнюка Г. В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды главного специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Подрез В. Т. от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедева А. П.,

установил:

    постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды главного специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Подрез В.Т. от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедев А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

    На данное постановление должностного лица защитник директора ООО «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедева А.П. - Близнюк Г.В. подал жалобу.

Решением судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое постановление должностного лица оставлено без изменения.

    Не согласившись с указанным постановлением должностного лица и решением судьи, защитник директора ООО «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедева А.П. - Близнюк Г.В. подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит признать незаконными и отменить состоявшийся судебный акт и постановление о назначении административного наказания, производство по делу прекратить на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

    В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что по результатам проверки Прокуратурой Гагаринского района города Севастополя возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.45 и ст. 8.6 КоАП РФ, с дальнейшим направлением материалов в Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Определением административного органа от ДД.ММ.ГГГГ указанные дела объединены в одно производство.

    Признавая Лебедева А.П. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, административный орган указал на то, что на территории ООО «Порт Лебяжий ЛТД» организована контейнерная площадка для сбора ТБО, которая не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее метра. Между тем, указанная контейнерная площадка размещена таким образом, что с двух сторон ограждена подпорной стеной, с одной стороны фундаментом вышки.

    Заявитель обращает внимание, что указание в обжалуемом постановлении на отсутствие приказа об определении места складирования отходов, границе и ответственном лице, что является нарушением Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованным поскольку, указанные правила утратили свою актуальность и согласно письма Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам, связанным с обращением с отходами производства и потребления целесообразно руководствоваться требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, а также вопрос наличия такого приказа не обсуждался и указанный приказ в ходе проведения проверки у проверяемого лица не истребовался.

    Вывод административного органа о том, что отвод ливневой канализации осуществляется на рельеф местности (открытый грунт) поскольку на территории организации существует и реализован проект ливневой канализации по сетям которой ливневые воды собираются в изолированную емкость является не верным, поскольку ООО «Порт Лебяжий ЛТД» заключен договор, представленный в ходе проверки, на вывоз вод и намытых осадков при наполнении емкостей.

    Вышеуказанные доводы были приведены в ходе обжалования состоявшегося постановления в районном суде, однако, оценки они не получили. Суд не дал никакой оценки наличию системы сбора ливневых вод и договора на их откачку, что свидетельствует о неполноте проверки и неправильности выводов, поскольку ливневые воды собираются в отдельный резервуар и не поступают в окружающую среду.

    Также заявитель обращает внимание, что в оспариваемом постановлении содержится указание на то, что в действиях Лебедева А.П. не усматривается наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 КоАП РФ, однако, в резолютивной части постановления сведений о прекращении производства в указанной части не имеется, в отношении производства по ст. 8.6 КоАП РФ не принято решение.

    По мнению заявителя, не может быть признано обоснованным и соответствующим закону обжалуемое постановление в связи с отсутствием в его резолютивной части разрешения вопроса по одному из вменяемых привлекаемому лицу составов административного правонарушения, также не может быть признан разумным вывод районного суда о незначительности данного нарушения поскольку рассуждения об отсутствии события административного правонарушения упоминались в мотивировочной части.

    Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.

    В судебном заседании директор ООО «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедев А.П. и его защитник Близнюк Г.В. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, просили ее удовлетворить.

    Должностное лицо – Подрез В.Т. в судебном заседании просил оставить без изменения постановление по делу об административном правонарушении.

Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Положения названных норм во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 названного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Согласно положениям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

Приведенные требования КоАП РФ распространяются на все стадии производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее, в том числе – ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров (часть 8 статьи 65 ВК РФ).

В соответствии с частью 16 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; 5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, что влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

Из материалов дела следует и установлено при его рассмотрении, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения природоохранного законодательства по вопросам загрязнения акватории Черного моря и иных водных объектов, в том числе хозяйственно-бытовыми и производственными сточными водами, в деятельности ООО «Порт Лебяжий ЛТД».

В ходе выездных проверочных мероприятий, проведенных с участием главного специалиста – эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Подрез В.Т. установлено, что объект негативного воздействия на окружающую среду (далее – объект НВОС) , категория объекта категория риска- (низкая), расположен по адресу: <адрес>.

Территория объекта HBOC представляет собой две асфальтированные площадки площадь которых составляет: площадка примерно - <данные изъяты> м2; площадка примерно -<данные изъяты> м2, которые оборудованы системой отвода ливневых сточных вод.

На территории площадки оборудована контейнерная площадка - место сбора и накопления твердых коммунальных отходов, которая не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра.

При обследовании площадки установлено, что отвод ливневой канализации осуществляется на рельеф местности (открытый грунт).

Объект негативного воздействия на окружающую среду (далее – объект НВОС) находится в водоохранной зоне Черного моря, при этом осуществляет эксплуатацию указанного хозяйственного объекта, не оборудованного сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта (акваторию Черного моря) от загрязнения, засорения, заиливания и истощения вод, чем нарушены требования части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения прокурором района постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого в отношении директора ООО «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедева А.П. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды главным специалистом-экспертом Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Подрез В.Т., вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ .

Проверяя законность и обоснованность названного постановления, судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях директора ООО «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедева А.П. состава вмененного правонарушения, виновности директора ООО «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедева А.П. в его совершении, а также отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания данного правонарушения малозначительным.

Оснований не согласиться с данными выводами судьи районного суда не усматривается.

Факт совершения вышеописанного правонарушения и виновность директора ООО «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедева А.П. подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, справкой государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Подрез В.Т. и фотоматериалами к ней, а также иными материалами дела, которые оценены в совокупности со всеми представленными материалами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 данного Кодекса.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Все имеющиеся в деле доказательства оформлены должностными лицами в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а поэтому обоснованно приняты должностным лицом и судьей районного суда, и положены в основу обжалуемых актов.

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что с целью фиксации совершения директором ООО «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедевым А.П. вменяемого правонарушения, осуществлен не только осмотр объекта проверки, но и проведен анализ информации, содержащейся в представленных на проверку документах, составлены документы, в которых должностным лицом Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, привлеченного в качестве специалиста к проведению проверки, а также прокурором, проводившим проверку, зафиксированы выявленные нарушения экологических требований.

Доводы рассматриваемой жалобы о нарушении процессуального закона, выразившегося в отсутствии в резолютивной части постановления от ДД.ММ.ГГГГ указания на отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 КоАП РФ, не свидетельствует о существенном нарушении процессуального закона, влекущего отмену обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.

Как следует из содержания постановления от ДД.ММ.ГГГГ вывод об отсутствии события правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 КоАП РФ, содержится в мотивировочной части данного постановления.

Доводы жалобы о наличии оснований для прекращения дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, являются несостоятельными.

Так, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

По своей конструкции состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, является формальным, то есть административное правонарушение считается оконченным с момента совершения противоправных деяний (действий или бездействия), составляющих объективную строну административного проступка, административная ответственность наступает с момента совершения указанных противоправных деяний, для квалификации не требуется конкретизация наступивших последствий.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о назначении административного наказания, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло бы отмену оспариваемых актов, не установлено.

Постановление о привлечении директора ООО «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедева А.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание, назначенное должностным лицом, по результатам рассмотрения жалобы назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.45 КоАП РФ.

При этом, оснований для изменения назначенного наказания, а также для замены назначенного наказания в соответствии с положениями части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, не имеется в связи с отсутствием совокупности всех обстоятельств, указанных в части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Таким образом, учитывая отсутствие оснований для отмены обжалуемых актов, прихожу к выводу о необходимости оставления без удовлетворения жалобы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ, судья,

решил:

    решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды главного специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Подрез В. Т. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедева А. П. – оставить без изменения, а жалобу защитника директора общества с ограниченной ответственностью «Порт Лебяжий ЛТД» Лебедева А. П.Близнюка Г. В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья                                                                                                С.Н. Исаев

21-125/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Истцы
Прокурор города Севастополя
Ответчики
Лебедев Андрей Павлович директор ООО "Порт Лебяжий ЛТД"
Другие
Близнюк Геннадий Васильевич
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Исаев Сергей Николаевич
Дело на сайте суда
gs.sev.sudrf.ru
10.09.2024Материалы переданы в производство судье
27.09.2024Судебное заседание
09.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2024Дело оформлено
15.10.2024Дело передано в экспедицию
27.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее