Решение по делу № 2а-38/2020 от 19.06.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 05 февраля 2020 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе

судьи Воронцовой Е.С.,

при секретаре Петровой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-38/20 по административному иску Любимовой Галины Николаевны и других к администрации г.Тамбова, комитету земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова о признании незаконными и отмене в части постановлений от 06.05.2019 № 2364, 29.03.2019 № 1700 и обязании внести сведения в отношении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 08.12.1953 № 1192 Анилино-красочному заводу Министерства Химической промышленности под строительство многоквартирного дома по адресу *** (ранее проезд 1-1, №6) был отведен земельный участок, площадью 2279 кв.м. (акт отвода границ участка в натуре от 19.10.1954).

12.06.1956 дом сдан в эксплуатацию.

Согласно технического паспорта по состоянию на 25.06.1956 площадь земельного участка составила 2248 кв.м., из них 594, 10 кв.м. – застроенная площадь.

Постановлением мэра г. Тамбова от 21.02.2001 № 854 «О предоставлении земельных участков муниципальному учреждению «Дирекция Единого заказчика» под жилые дома» земельный участок площадью 596 кв.м. под застроенным жилым домом по адресу: *** передан в аренду обслуживающей дом организации УМПЖХ №12 (п. 122 приложения к постановлению).

29.04.2005 земельному участку площадью 596 кв.м. присвоен кадастровый *** с установленным ограничением – аренда МУ «Дирекция Единого заказчика».

Постановлением администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384 площадь земельного участка с кадастровым номером *** уточнена, по результатам межевания 2007 года составила 2206 кв.м. согласно прилагаемому к постановлению плану границ земель. Пункт 122 приложения к постановлению мэра г.Тамбова от 21.02.2001 № 854 признан утратившим в силу. На комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова возложена обязанность обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тамбовской области для внесения необходимых изменений в кадастровую документацию земельного участка.

Постановлением администрации г.Тамбова от 04.04.2008 № 2250 признано утратившим силу постановление мэра г.Тамбова от 21.02.2001 № 854 «О предоставлении земельных участков муниципальному учреждению «Дирекция Единого заказчика» под жилые дома».

Поскольку комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова изменения в кадастровую документацию земельного участка относительно его площади внесены не были собственники помещений дома 6 по проезду Рязанский г.Тамбова инициировали проведение геодезических и кадастровых работ для уточнения местоположения границ и площади спорного земельного участка.

Из заключения кадастрового инженера от 11.04.2019 следует, что при проведении геодезических работ в 2019 году выявлено, что площадь уточняемого земельного участка – 2206 кв.м. Площадь и конфигурация уточняемого участка с кадастровым номером 68:29:0207046:6 были согласованы и утверждены ранее постановлением администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384 и приложенным к нему планом границ земельного участка. Так как площади земельного участка с кадастровым номером *** фактическая и по данным ЕГРН не совпадают, то для установления границы указанного земельного участка в системе координат МСК 68 требуется исправить реестровую ошибку в площади участка и уточнить его границы согласно постановления от 24.01.2008 № 384. Требуемое уточнение границ и площади земельного участка не приводит к захвату земель общего пользования и не ущемляет интересы смежных земельных участков.

На основании данного заключения кадастровый инженер обратился в администрацию г.Тамбова с заявлением о согласовании плана границ земельного участка.

Письмом администрации г.Тамбова от 13.05.2019 в указанном согласовании отказано, поскольку постановлением от 29.03.2019 № 1700 на часть земельного участка по *** утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории г.Тамбова.

Данным постановлением утверждена схема расположения земельных участков площадью 1233 кв.м., площадью 180 кв.м., площадью 1604 кв.м. на кадастровом плане территории города Тамбова согласно приложению без установления вида разрешенного использования.

Земельному участку площадью 1233 кв.м., образуемому из земель населенных пунктов в кадастровом квартале *** и расположенному в территориальной зоне П-2 (зона размещения объектов коммунально-складского назначения) присвоен адрес: ***. При этом согласно схемы расположения земельных участков участок площадью 1233 кв.м. с условным номером *** фактически расположен в границах спорного земельного участка.

Постановлением администрации г.Тамбова от 06.05.2019 № 2364 признано утратившим силу постановление от 24.01.2008 № 384.

Собственники помещений дома 6 по *** г.Тамбова обратились в суд с административным иском, в котором просят с учетом уточнений признать незаконным и отменить постановление администрации г.Тамбова от 06.05.2019 № 2364 в части признания утратившим силу постановления 24.01.2008 № 384; постановление администрации г.Тамбова от 29.03.2019 № 1700 в части утверждения схемы расположения земельного участка площадью 1233 кв.м. с условным номером *** и присвоении ему адреса: ***А; признать незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении постановления от 24.01.2008 № 384 в части внесения изменений о площади земельного участка с кадастровым номером ***; обязать администрацию г.Тамбова внести в регистрирующий орган сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером *** в соответствии с планом границ земельного участка, являющегося приложением к постановлению администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384.

В обоснование административного иска указано, что поскольку сведения о земельном участке под многоквартирным домом по адресу: *** указанием площади 596 кв.м. были внесены в государственный земельный кадастр на основании заключенного договора аренды земельного участка с МУ «Дирекция единого заказчика, то указанные данные подлежали уточнению по итогам проведения межевания, которое было осуществлено в 2007 году. По результатам такого межевания площадь спорного земельного участка составила 2206 кв.м., что в дальнейшем было отражено в постановлении администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384. Постановлением администрации г.Тамбова от 06.05.2019 № 2364 указанное постановление признано утратившим силу незаконно, поскольку необоснованными являются основания принятия такого решения. В частности, необоснованной является ссылка на постановление мэра от 21.02.2001 № 854, которое постановлениями №№ 384, 2250 признано утратившим силу. Кроме того, постановление 21.02.2001 № 854 не содержит в себе сведений о формировании спорного земельного участка и постановки его на кадастровый учет. Ссылка на фактическое неисполнение постановления администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384 несостоятельна, поскольку в силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению. Ссылка на обеспечение рационального использования муниципальных земель не обоснована никакими обстоятельствами, не подтверждается никакими доказательствами.

Постановление администрации г.Тамбова от 29.03.2019 № 1700 также незаконно, поскольку им утверждена схема расположения земельного участка площадью 1233 кв.м.с условным номером ***, который фактически располагается в границах спорного земельного участка. При этом, постановление № 1700 было вынесено в период действия постановления № 384.

Таким образом, обжалуемые постановления администрации г.Тамбова нарушают права собственников общего имущества многоквартирного дома по владению и фактическому пользованию придомовой территории.

В судебное заседание административные истцы не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного истца Кирилловой Л.С. по доверенности Заводчикова И.Г. требования административного иска поддержала, дополнительно указав, что только в 2008 году администрацией г.Тамбова постановлением № 384 была исполнена обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным домом. Данное постановление действовало более 12 лет и земельный участок площадью 2206 кв.м. находился в пользовании у собственников помещений многоквартирного дома.

Представитель администрации г.Тамбова по доверенности Попкова О.В. в судебном заседании с требования административного иска не согласилась по изложенным в представленном отзыве на иск основаниям. Указала, что земельный участок по *** сформирован и поставлен на кадастровый учет площадью 596 кв.м. в соответствии с постановлением мэра г.Тамбова от 21.02.2001 № 854. Согласно выписке из ЕГРН от 02.04.2019 площадь земельного участка по *** составляет 596 кв.м., кадастровый номер земельного участка ***, земельный участок является ранее учтенным. Постановлением администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384 уточнена площадь земельного участка в 2206 кв.м. Согласно ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться лица, указанные в акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, при этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном законом порядке решением общего собрания указанных собственников. Пунктом 3.2 постановления № 384 комитету земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова предписывалось обратиться в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Тамбовской области для внесения необходимых изменений в кадастровую документацию земельного участка с кадастровым номером ***. При этом учитывался тот факт, что на момент принятия постановления № в силу п.2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской федерации» указанный земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, находился в общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме. В этой связи п. 4 постановления 384 комитету по делам горожан администрации г.Тамбова, управляющим организациям предписывалось на общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома довести до собственников информацию о площади, границах и обременениях, установленных на эти земельные участки, с целью получения запротоколированных согласий собственников на проведение действий администрации г.Тамбова по уточнению границ и площади земельных участков. Сведения о результатах проведения таких общих собраний в 2007, 2008 годах в администрации г.Тамбова отсутствуют.

Кроме того, с 01.03.2008 в действие вступили требования п.1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ, согласно которых при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае: если в результате кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный органами государственной власти, органами местного самоуправления для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования; или на величину более чем на 10% площади, сведения о которой относительно данного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. На тот период времени предельный минимальный размер земельного участка, применяемый ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тамбовской области при уточнении границ земельных участков определялся на основании решения Тамбовской городской Думы от 21.04.2004 № 518 «Об установлении в г.Тамбове норм предоставления гражданам в собственность земельных участков, являющихся муниципальной собственностью» и соответствовал 300 кв.м. (для индивидуальной жилой застройки в центральной части города). Ввиду указанного, уточненная площадь 2206 кв.м. превышала допустимые законодательством нормы на 1310 кв.м. (2206 – (596+300)), и п. 3.2. постановления № 8990 был с 01.03.2018 неисполнимым. Собственники помещений многоквартирного дома на основании действующих на тот момент Федеральных законов от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Жилищного кодекса Российской Федерации могли самостоятельно реализовать свое право на уточнение местоположения границ и площади земельного участка под многоквартирным домам, а также на регистрацию права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, к которому относится и земельный участок под ним.

Администрация г.Тамбова на тот период времени вела активную разъяснительную работу путем публикаций в средствах массовой информации, а также с выездом на места, в рамках проведения «зеленых площадок» с населением г.Тамбова по вопросам уточнения местоположения границ и площадей земельных участков под многоквартирными домами. Учитывая изложенное, собственники помещений многоквартирного дома могли уточнить границы земельного участка под домом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок на государственный кадастровый учет в соответствии с постановлением № 384, площадью 2206 кв.м., поставлен не был. В связи с чем право собственности на земельный участок указанной площадью под многоквартирным домом не перешло в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирных домов.

Постановление администрации г.Тамбова от 29.03.2019 № 1700 принято на основании заявления «Инвестиционно - строительный центр г.Тамбова «Инвестор». В соответствии с этим постановлением утверждена схема расположения земельных участков площадью 1233 кв.м., 180 кв.м., 1604 кв.м. на кадастровом плане и присвоены адреса земельным участкам, образуемых из земель населенных пунктов в кадастровом квартале 68:29:0207046. Площадь земельного участка с кадастровым номером *** составляет 596 кв.м. и в границы образуемых постановлением 1700 участков не входит.

С принятием постановления администрации г.Тамбова от 29.03.2019 № 1700 фактически было отменено постановление администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384. В этой связи оно признано утратившим силу постановлением администрации г.Тамбова от 06.05.2019 № 2364.

Представитель комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова по доверенности Матвеева А.В. с требованиями административного иска не согласилась по тем же основаниям, что и представитель администрации г.Тамбова. Дополнительно указала, что Федеральный закон № 189-ФЗ связывает момент возникновения права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом с датой осуществления государственного кадастрового учета. В этой связи право общей долевой собственности административных истцов возникло с момента кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом площадью 596 кв.м. При таких обстоятельствах постановка на кадастровый учет спорного земельного участка большей площадью было возможно только при соответствующем согласии собственников. Поскольку протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома *** представлено не было, изменение сведений кадастрового учета было невозможно. При этом собственники помещений многоквартирного дома на основании ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 221-ФЗ вправе были самостоятельно обратиться в орган кадастрового учета в целях уточнения границ земельного участка под многоквартирным домом. Не лишены этого права административные истцы и в настоящее время.

Также считала, что административные истцы пропустили установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд по требованию о признании незаконным бездействия по неисполнению постановления администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384 в части внесения изменений о площади земельного участка с кадастровым номером ***

Представитель заинтересованного лица МКУ «Инвестиционно - строительный центр г.Тамбова «Инвестор» по доверенности Адерихина О.Ю. в судебном заседании возражала против требований административного иска, указывая на необходимость строительства детского сада в соответствии с адресной инвестиционной программой на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 12.02.2019 № 132.

Представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, Управления Росреестра по Тамбовской области, Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области, жилищного комитета администрации г.Тамбова в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 4 части 1 статьи36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи1 Земельного кодекса Российской Федерации), в постановлении от 28 мая 2010г. N12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю.Дугенец, В.П.Минина и Е.А.Плеханова" (далее - Постановление N12-П) указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи36 ЖК РФ), а в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.

Из частей 2-5 статьи16 Закона N189-ФЗ (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010г. N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей3 и 4статьи16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

На основании части 4 статьи16 Закона N189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (в применимой к настоящим правоотношениям ред.)

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении N12-П, формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, следовательно, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Согласно п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010г. N10/22 собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

Таким образом, собственники жилых помещений в доме имеют право на защиту своих прав на пользование участком в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом, имея право владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 08.12.1953 № 1192 Анилино-красочному заводу Министерства Химической промышленности под строительство многоквартирного дома по адресу *** (ранее проезд 1-1, ***) был отведен земельный участок, площадью 2279 кв.м. (акт отвода границ участка в натуре от 19.10.1954).

12.06.1956 дом сдан в эксплуатацию.

Согласно технического паспорта по состоянию на 25.06.1956 площадь земельного участка составила 2248 кв.м., из них 594, 10 кв.м. – застроенная площадь.

Постановлением мэра г. Тамбова от 21.02.2001 № 854 «О предоставлении земельных участков муниципальному учреждению «Дирекция Единого заказчика» под жилые дома» земельный участок площадью 596 кв.м. под застроенным жилым домом по адресу: *** передан в аренду обслуживающей дом организации УМПЖХ №12 (п. 122 приложения к постановлению).

29.04.2005 земельному участку площадью 596 кв.м. присвоен кадастровый номер *** с установленным ограничением – аренда МУ «Дирекция Единого заказчика». Данный земельный участок поставлен на учет без установления его границ.

Согласно кадастрового дела объекта недвижимости *** на учет земельный участок площадью 596 кв.м. поставлен в результате оценочной описи.

Из сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области от 01.07.2019 следует, что документом, на основании которого данные о земельном участке, были внесены в оценочную опись, являлось постановление мэра г.Тамбова от 21.02.2001 № 854. Сведения об описании местоположения границ земельного участка в ЕГРН отсутствуют, а площадь является ориентировочной и подлежит уточнению.

Постановлением администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384 площадь земельного участка с кадастровым номером *** уточнена, по результатам межевания 2007 года составила 2206 кв.м. согласно прилагаемому к постановлению плану границ земель. Пункт 122 приложения к постановлению мэра г.Тамбова от 21.02.2001 № 854 признан утратившим в силу. На комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова возложена обязанность обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тамбовской области для внесения необходимых изменений в кадастровую документацию земельного участка.

Вместе с тем, данная обязанность комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова не исполнена.

По сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области от 10.10.2019 с момента внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером *** и по настоящее время изменения (в том числе в отношении площади) в сведениях ЕГРН не происходили. Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова по вопросу уточнения данных кадастрового учета в отношении указанного земельного участка в орган регистрации с заявлением не обращался.

В своей позиции администрация г.Тамбова и комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова в судебном заседании высказывали мнение о неисполнимости постановления от 24.01.2008 № 384.

Административные ответчики полагают, что земельный участок под многоквартирным домом по *** сформирован и поставлен на кадастровый учет площадью 596 кв.м. в соответствии с постановлением мэра г.Тамбова от 21.02.2001 № 854.

В этой связи любые уточнения относительно площади спорного земельного участка были возможны только при согласии собственников помещений многоквартирного дома, а поскольку такие согласия представлены не были, комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова был лишен возможности обратиться в орган регистрации для изменения кадастровой документации.

С данными доводами суд не может согласиться ввиду следующего.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 постановления от 28 мая 2010г. N12-П указал, что признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения, невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно пункту 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации формирование земельных участков под многоквартирным домом осуществляется исключительно на основании разработанных и утвержденных в установленном порядке проектов межевания территории.

Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что формирование земельного участка под многоквартирный дом включает в себя выполнение органом власти работ, в результате которых устанавливаются сведения о таком земельном участке, в том числе об уникальных его характеристиках - площади, местоположении и границах, которые должны быть определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Такие работы были произведены только в 2007 году, их результатом стало принятие постановления администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384, которым земельный участок под многоквартирным домом 6 по проезду Рязанскому был сформирован.

Ни вышеуказанные нормы Федерального закона от 29 декабря 2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ни разъяснения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N12-П, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года не предусматривают реализацию обязанности органов местного самоуправления по формированию земельного участка и дальнейшей постановки этого участка на кадастровый учет в зависимости от согласия собственников помещений многоквартирного дома.

Более того, вопреки доводам административных истцов не содержит такой обязанности и постановление администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384, п. 4 которого лишь определено жилищному комитету администрации г.Тамбова, комитету по делам горожан администрации г.Тамбова, управляющим организациям довести до собственников помещений многоквартирного дома информацию о площади и границах земельного участка в соответствии с этим постановлением.

Несостоятельной также является ссылка административных ответчиков на п.1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в применимой к настоящим правоотношениям ред.) согласно которой при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

По мнению административных ответчиков уточненная площадь спорного земельного участка 2206 кв.м. превышала допустимые законодательством нормы, в этой связи постановление № 384 реализовать было невозможно.

С такими доводами суд не может согласиться, так как указанная норма Федерального закона № 221-ФЗ регламентировала случаи, при которых орган кадастрового учета принимал решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.

В связи с тем, что административные ответчики вообще не обращались по вопросу изменения данных кадастрового учета в отношении спорного земельного участка, их выводы о возможных действиях регистратора являются необоснованными и преждевременными.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о незаконном бездействии по неисполнению постановления администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384 в части внесения изменений о площади земельного участка с кадастровым номером ***.

Доводы о пропуске установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока обращения в суд о признании указанного бездействия незаконным несостоятельны, поскольку это бездействие продолжается по настоящее время.

Постановлением администрации г.Тамбова от 29.03.2019 № 1700 утверждена схема расположения земельных участков площадью 1233 кв.м., площадью 180 кв.м., площадью 1604 кв.м. на кадастровом плане территории г.Тамбова без установления вида разрешенного использования.

Земельному участку площадью 1233 кв.м. присвоен адрес: ***А.

Данный земельный участок сформирован по обращению МКУ «Инвестиционно - строительный центр г.Тамбова» «Инвестор» для проектирования строительства детского сада.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, не оспаривали тот факт, что земельный участок с кадастровым номером *** и площадью 2206 кв.м. входит в состав земельного участка площадью 1233 кв.м.

Таким образом, из установленных по делу обстоятельств следует, что администрация г.Тамбова распорядилась землей, которая согласно постановления администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384 должна быть отведена под многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***.

Однако, из вышеуказанных норм закона и разъяснений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N12-П, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года следует, что, несмотря на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом, администрация г.Тамбова не вправе распоряжаться землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.

Таким образом, постановление администрации г.Тамбова от 29.03.2019 № 1700 в части утверждения схемы расположения земельного участка площадью 1233 кв.м., является незаконным, соответственно в данной части подлежит отмене.

Поскольку постановление администрации г.Тамбова от 24.01.2008 № 384 признано утратившим постановлением администрации г.Тамбова от 06.05.2019 № 2364 вследствие принятия постановления администрации г.Тамбова от 29.03.2019 № 1700, суд приходит к выводу что постановление № 2364 также следует отменить как незаконное.

На основании, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ

Р Е Ш И Л:

Административный иск Любимовой Галины Николаевны и других собственников помещений многоквартирного дома по *** г.Тамбова удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление администрации г.Тамбова от 06.05.2019 № 2364 в части признания утратившим силу постановления от 24.01.2008 № 384.

Признать незаконным и отменить постановление администрации г.Тамбова от 29.03.2019 № 1700 в части утверждения схемы расположения земельного участка площадью 1233 кв.м. с условным номером *** и присвоении ему адресу: ***А.

Признать незаконным бездействие по неисполнению постановления от 24.01.2008 № 384 в части внесения изменений о площади земельного участка с кадастровым номером ***.

Обязать администрацию г.Тамбова внести сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 68:29:0207046:6 в соответствии с планом границ земельного участка, являющегося приложением к постановлению от 24.01.2008 № 384.

Обязать администрацию сообщить об исполнении настоящего решения в Ленинский районный суд г.Тамбова и административным истцам в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Воронцова

Решение в окончательной форме изготовлено 06.02.2020

Судья Е.С. Воронцова

2а-38/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова Галина Васильевна
Кириллова Любовь Сергеевна
Дымовских Юлия Владимировна
Дымовских Алексей Матвеевич
Кашковский Сергей Петрович
Рассохин Алексей Викторович
Ермакова Татьяна Васильевна
Саворовская Надежда Петровна
Досягаева Наталия Семеновна
Панков Никита Олегович
Любимова Галина Николаевна
Васильева Галина Евгеньевна
Панкова Галина Павловна
Зарапин Вячеслав Викторович
Ответчики
Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова Тамбовской области
Администрация г.Тамбова
Другие
УПРАВЛЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Фед. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области"
Жилищный комитет администрации г.Тамбова Тамбовской области
Управление Росреестра по Тамбовской области
Муниципальное учреждение "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор"
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Судья
Воронцова Елена Сергеевна
Дело на странице суда
sud24.tmb.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация административного искового заявления
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Рассмотрение дела начато с начала
08.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
16.01.2020Производство по делу возобновлено
16.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Судебное заседание
08.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее