Решение по делу № 33-935/2021 от 29.01.2021

Судья Разина О.С.                    Дело № 2-3700/2020(1 инст.)

№ 33-935/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2021 года                          г. Ханты-Мансийск

    Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего     Блиновской Е.О.,

судей Антонова А.А., Ахметзяновой Л.Р.,

при секретаре Бессарабове Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску (ФИО)1 к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из единого списка участников семьям на получение мер государственной поддержки, признании права быть участниками мероприятия, восстановлении в Едином списке, возложении обязанности предоставить субсидию, третье лицо Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры -Югры,

по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 августа 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., судебная коллегия

установила:

(ФИО)1 обратилась в суд к АО «Ипотечное агентство Югры» с иском о признании незаконным вынесенное (дата) АО «Ипотечное агентство Югры» решение о её исключении из Единого списка участников мероприятия «Приобретение или строительство жилых помещений в собственность молодым семьям, нуждающимся в жилых помещениях, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 № 346-п; просила признать за ней право быть участником указанного мероприятия с момента подачи (дата) заявления на получение мер государственной поддержки; обязать АО «Ипотечное агентство Югры» восстановить её в Едином списке участников мероприятия с даты подачи заявления от (дата) и обязать АО «Ипотечное агентство Югры» предоставить субсидию в порядке и на условиях, предусмотренных указанным постановлением Правительства ХМАО - Югры.

Требования мотивировала тем, что в соответствии с заявлением от (дата) семья (ФИО)11 в составе её самой ((ФИО)1), её супруга и дочери решением ОАО «Ипотечное агентство Югры» в рамках подпрограммы №2 «Доступное жилье молодым» целевой программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 года №368-п, была поставлена на учет для предоставления государственной поддержки в виде субсидии для погашения основного долга по кредиту (займу), предоставленному банком на цели приобретения (строительства) жилого помещения.

На основании свидетельства о государственной регистрации права (ФИО)1 являлась собственником 1/3 доли трехкомнатной квартиры по адресу: (адрес), общей площадью 93,5 кв.м.

Согласно кредитному договору (номер) от (дата), заключенному с ОАО «Сбербанк России», (ФИО)1 приобрела трехкомнатную квартиру, общей площадью 71,4 кв.м по адресу: (адрес), с привлечением кредитных средств.

Одновременно с (дата) истец являлась участником подпрограммы № 4 «Ипотечное жилищное кредитование» и получала государственную поддержку в виде компенсации части процентной ставки по кредиту.

(дата) (ФИО)1 расторгла брак с (ФИО)2, и направила заявление в ипотечное агентство об исключении (ФИО)2 из состава семьи.

(ФИО)2 также обратился с заявлением о своем согласии на получение государственной поддержки в виде субсидии (ФИО)1

(дата) у (ФИО)1 родился сын - (ФИО)3

(дата) (ФИО)1 обратилась в АО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением о включении родившегося сына в состав семьи, на который будет производиться расчет и выплата субсидии.

(дата) принято решение об исключении (ФИО)1 из списка молодых семей, подавших после 31.12.2010 заявление на получение мер государственной поддержки, в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии, по причине отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий в период с 06.12.2016 до 17.01.2017, после расторжения брака с (ФИО)2 и до рождения второго ребенка, с учетом имеющейся в собственности (ФИО)1 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение общей площадью 93,5 кв.м.

Полагала такое решение незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства по следующим основаниям.

АО «Ипотечное агентство Югры» в период с 06.12.2016 до 17.01.2017 не принимало Решение об исключении (ФИО)1 из Единого списка участников, вставших на учет по подпрограмме. Более того, законодательством ХМАО-Югры, действующим с (дата) по (дата), не предусматривалось исключение участников окружной государственной программы из списка.

Оспариваемое Решение Сургутским филиалом АО «Ипотечное агентство Югры» принято (дата), уже в период действия Постановления Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 № 346-п «О Государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», которым с 01.01.2019 ранее действующее Постановление Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 №408-п признано утратившим силу.

Сургутским филиалом АО «Ипотечное агентство Югры» не было учтено, что по состоянию на 09 января 2020 года, после рождения (дата) в семье (ФИО)1 сына - (ФИО)3, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена ее семьи, состоящей из 3 человек (без учета жилого помещения, приобретенного в целях получения субсидии) составляет менее 12 квадратных метров.

В возражениях на исковое заявление ответчик АО «Ипотечное агентство Югры» указала на законность принятых ими решений, приводя те же даты, которые указаны истцом, полагая, что на момент исключения из состава семьи истца (ФИО)1 бывшего супруга, она утратила основание, по которому была поставлена на учет (нуждаемость в улучшении жилищных условий), т.к. на 2 человек имела жилую площадь 15.59 кв. м на каждого, не считая приобретенной по Программе, в которой состояла на учёте, квартиры.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Сургутский городской суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе, поданной представителем по доверенности Добряковым А.А., истец (ФИО)1 просит решение суда отменить и удовлетворить требования в полном объеме. Считает решение немотивированным, незаконным, принятым с нарушением норм материального права, неверным определением обстоятельств дела, несоответствием им выводов суда. По её мнению, судом не дана оценка доказательствам, подтверждающим незаконность решения ответчика, не приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие отвергнуты. Пояснила, что её семья не отвечала признакам нуждаемости с (дата) по (дата), то есть чуть больше месяца. Далее привела доводы, аналогичные изложенным в иске. Неправомерным считает вывод суда о том, что наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий после рождения второго ребенка, является основанием лишь для повторного обращения истца с заявлением о постановке на учет. Однако, действовавшим на тот момент постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 №408-п не был предусмотрен порядок повторного обращения с таким заявлением. Также он не был предусмотрен и вступившим в действие с 01.01.2019 постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 №346-п. Все необходимые документы были сданы в АО «Ипотечное агентство Югры» еще в 2012 году, поэтому оснований для обращения в Агентство в срок до 01.07.2019 у неё не имелось. До указанной даты ответчик не уведомлял истца о необходимости обращения с новым заявлением о повторной постановке на учет в связи с рождением сына, после утраты оснований, дающих право на получение субсидии. Указала на отсутствие у неё возможности повторного обращения с заявлением, так как согласно п.9 Порядка предоставления субсидии, прием документов для её получения прекращен после 01.07. 2019.

Судебная     коллегия     в     соответствии с ч.3,5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом (стороны- телефонограммами от 10.02.2021, третье лицо- извещением, полученным по факсимильной связи) уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просили, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщили, а ответчик письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истца (ФИО)1 в соответствии с требованиями абз.1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия находит необходимым отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения материального права, и удовлетворить исковые требования.

Правоотношения по предоставлению гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках Подпрограммы 2 осуществляется в соответствии с    Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2015 годы» (далее Закон № 103-оз),    Порядком реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы», утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 7 апреля 2006 года № 67-п (далее Порядок).

Согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 103-оз, в целях Подпрограммы 2 нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи, молодые специалисты, если они:

1)    не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

2)    не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

3)    являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров;

4)    являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров;

5)    проживают в жилых помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям;

6)    являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.

Государственная поддержка граждан - участников подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», осуществляется на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года № 368-п и Порядком реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 5 апреля 2011 года№ 108-п.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона от 11 ноября 2005 года № 103-оз, для участия в Подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» членами семьи собственника жилого помещении признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащему ему жилом помещении его супруг, а так же дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно подп. 1 п. 3.6 Постановления Правительства автономного округа от 7 апреля 2006 года № 67-п, в предоставлении субсидии отказывается в случае отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий (за исключением случаев приобретения жилья после постановки на учет с целью получения субсидии).

Как следует из материалов дела, (дата) (ФИО)1 обратилась в АО «Ипотечное агентство Югры» (ранее ОАО «Ипотечное агентство Югры») с заявлением о признании участником подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование, подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2010 года № 368-п следующим составом семьи: (ФИО)1, (дата) года рождения, супруг (ФИО)2, (дата) года рождения, дочь (ФИО)3, (дата) года рождения.

При постановке на учет семья (ФИО)11, состоящая из 3 человек, проживала у знакомых, в жилом помещении, расположенном по адресу: ХМАО-Югра, (адрес).

Согласно заявлений участников от (дата), а также предоставленных справок ЕГРП, в собственности (ФИО)1 имеется 1/3 доля в жилом помещении, общей площадью 93,5 кв.м (доля составляет 31,17 кв.м), расположенном по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), д(номер), (адрес).

На основании предоставленных документов была установлена нуждаемость в улучшении жилищных условий и решением Агентства от (дата) (ФИО)11 признаны участниками подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым», подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование».

(дата) на основании договора уступки прав требования (цессии) истцом, с использованием кредитных средств, предоставленных ОАО «Сбербанк России» на основании кредитного договора от (номер) от (дата), приобретена трехкомнатная квартира общей площадью 71,4 кв.м, расположенная по адресу: ХМАО-Югра, (адрес).

(дата) между (ФИО)11, Агентством и Банком заключено Трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному Кредитному договору от (дата).

В соответствии с данным Соглашением, Агентство взяло на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки истцу в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита по ипотечному кредитному договору от (дата), предоставленному за счет средств банка на приобретение жилого помещения.

По состоянию на (дата) семье (ФИО)11 выплачена компенсация части процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения в размере 894 974,85 руб.

На основании заявлений (ФИО)1, (ФИО)2 от (дата) в связи с расторжением брака из состава семьи исключен (ФИО)2

Согласно сведениям ЕГРН от (дата), в собственности (ФИО)1:

-    в период с 23.12.2002 по настоящее время имеется 1/3 доля в жилом помещении общей площадью 93,5 кв.м (размер доли 31,17 кв.м), расположенном по адресу: Ханты- Мансийский автономный округ - Югра, (адрес);

-    в период с 27.06.2016 по настоящее время имеется жилое помещение общей площадью 71,4 кв.м, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, (адрес).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 06.12.2016 года (дата расторжения брака) на состав семьи из 2-х человек нуждаемость составляет 15,59 кв.м, т.е. более 12 кв.м, на каждого члена семьи, поэтому Агентством вынесено решение об исключении истца из Единого списка, с указанием, что наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий после рождения второго ребенка, является основанием лишь для повторного обращения истца с заявлением о постановке на учет.

На основании заявления от (дата) в состав семьи включен (ФИО)2, (дата) года рождения.

Таким образом, семья (ФИО)11 могла быть расценена как не нуждающаяся в улучшении жилищных условий только до рождения второго ребенка у истца, а именно – с момента расторжения брака ( свидетельство о расторжении брака датировано (дата)) и до (дата). В этот период она с учета снята не была.

Кроме того, суд считает порочной практику (ст. 10 ГК РФ), предлагаемую ответчиком, в виду пренебрежения правами ребенка, в части предложения постановки на учет по этому основанию после его рождения, так как, хотя (ФИО)3 и родился (дата), то есть через полтора месяца после распада семьи родителей, но реально на день оформления документов об исключении его отца из списка членов семьи (ФИО)11 ( (дата)) уже существовал, и, соответственно, также должен был учитываться при расчете нуждаемости в улучшении жилищных условий его семьи.

    Неполная молодая семья: мать ( на день исключения из программы не достигла возраста в 35 лет) с двумя малолетними детьми, в силу п.1 ст. 6, п.2.4 ст. 3, ст.6 Порядка реализации целевой программы Ханты- Мансийского автономного округа- Югры (Постановление Правительства Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 05.04.2011 № 108-п) имеет право на получение мер государственной поддержки, и решение об исключении истца из Единого списка участников программы, определяющей возможность и условия получения такового, нельзя признать законным и обоснованным.

Порядок и условия предоставления субсидий молодым семьям предусмотрены Постановлением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа –Югры от 05.10.2018 № 346-п « О государственной программе Ханты- Мансийского автономного округа –Югры «Развитие жилищной сферы», которые неразрывно связаны с учетом лиц, имеющих право на получение субсидий, включенных в вышеуказанный Единый список участников программы.

    Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    решение Сургутского городского суда от 07 августа 2020 года отменить.

    Принять по делу новое решение.

    Исковые требования (ФИО)1 удовлетворить.

    Признать незаконным решение АО «Ипотечное агентство Югры» об исключении (ФИО)4 из Единого списка молодых семей, подавших после 31.10.2010 заявление на получение мер государственной поддержки, признании права быть участником мероприятия «Предоставление субсидий на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки», и обязать восстановить её, с момента подачи заявления от 26.06.2010 на получение мер государственной поддержки в указанном списке.

Возложить на АО «Ипотечное агентство Югры» обязанность предоставить (ФИО)4 субсидию в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа –Югры от 05.10.2018 № 346-п « О государственной программе Ханты- Мансийского автономного округа –Югры «Развитие жилищной сферы».

Председательствующий                         Блиновская Е.О.

Судьи                                    Антонов А.А.

Ахметзянова Л.Р.

33-935/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Дерябина Наталия Александровна
Ответчики
Ипотечное агентство-Югры АО
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Блиновская Елена Олеговна
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
29.01.2021Передача дела судье
16.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2021Передано в экспедицию
16.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее