Дело № 2а-3570/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года г. Сергиев Посад МО
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Додеус О.С., при секретаре Разгуляевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в согласовании предоставления земельного участка на праве аренды, обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду,
УСТАНОВИЛ:
Позднякова Г.М. обратилась в Сергиево-Посадский городской суд Московской области с административным иском к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании незаконным отказа от 10.04.2020 № М503-2025242289-34481553 (131-гр) и обязании предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка для ведения садоводства площадью 2000 кв.м по адресу: <адрес>
Требования мотивированы тем, что Позднякова Г.М. обратилась в администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду. 30.09.2019 года вынесено решение администрацией об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка за N №. Решением Сергиево-Посадского городского суда Мо № 2а-929/2020 от 03.02.2020, вступившим в законную силу, отказ признан незаконным, на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть ее заявление. Однако, 10.04.2020 года она вновь получила отказ в согласовании предоставления земельного участка на праве аренды, в связи с тем, что формирование испрашиваемого земельного участка приводит к нерациональному использованию земель ввиду изломанности границ; испрашиваемый земельный участок расположен в соответствии с Генеральным планом городского поселения Сергиев Посад в границах населенного пункта, что делает невозможным предоставление его для ведения садоводства. Указанное решение администрации считает незаконным, так как спорный участок находится территориальной зоне Сх-2, что позволяет его использовать для ведения садоводства. Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации не дано определения понятию изломанности границ, что подтверждается Письмом Минэкономразвития России № ОГ-Д23-1534 от 12.03.2014.
В судебное заседание административный истец Позднякова Г.М. не явилась, извещена, ее явка не признана судом обязательной. Административный истец направила в суд своего представителя по доверенности Бобылева Д.В. В соответствии с ч. 1 ст. 54 КАС РФ, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде через представителей, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца, с участием его представителя по доверенности Бобылева Д.В., который требования, изложенные в административном иске, поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности Мишукова Н.С. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать, сославшись на доводы, изложенные в письменном отказе в предварительном согласовании земельного участка.
Изучив письменные материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
По правилам, установленным главой 22 КАС РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Позднякова Г.М. обратилась в администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения садоводства площадью 2000 кв.м по адресу: <адрес>
Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области отказала истцу в оказании государственной услуги, что подтверждается Решением от 30.09.2019 N №, сославшись на то, что статьей 39.6 ЗК РФ не предусмотрено предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения садоводства, расположенного за границами территорий садоводства.
Учитывая, что статья 39.6 ЗК РФ предусматривает возможность обращения истца с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения садоводства, решением Сергиево-Посадского городского суда Мо № 2а-929/2020 от 03.02.2020, вступившим в законную силу, данный отказ признан незаконным, на Администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Поздняковой Г.М.
10.04.2020 года Позднякова Г.М. получила отказ в согласовании предоставления земельного участка на праве аренды, в связи с тем, что формирование испрашиваемого земельного участка приводит к нерациональному использованию земель ввиду изломанности границ; испрашиваемый земельный участок расположен в соответствии с Генеральным планом городского поселения Сергиев Посад в границах населенного пункта, что делает невозможным использование участка для ведения садоводства на землях сельскохозяйственного назначения в границах населенного пункта.
Полагая данный отказ незаконным, нарушающим ее право на получение земельного участка в аренду, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Действующее законодательство не раскрывает понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, нерационального использования земель (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации), в связи с чем, наличие данных обстоятельств является оценочным и подлежит доказыванию публичным органом, уполномоченным на перераспределение земель.
Однако, как видно из схемы расположения земельного участка, испрашиваемая истцом территория в границах, указанных истцом, действительно образует изломанную линию с соседними землями и участком с кадастровым номером 50:05:0040245:2. Оставшаяся часть публичных земель при утверждении такой схемы представляет собой многоугольную фигуру с клином в сторону дороги, что вызовет неудобства в их использовании, ухудшающее конфигурацию земельного массива.
При этом, суд учитывает, что предоставление земельного участка в аренду для садоводства в соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ является правом органа местного самоуправления, самостоятельно принимающего решения по распоряжению конкретными земельными участками, находящимся в муниципальной собственности или в его ведении. При этом, право Поздняковой Г.И. инициировать процедуру предоставления земельного участка в аренду для указанных целей должно согласовываться с правом органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника, на свободное волеизъявление по предоставлению земельного участка.
Исходя из изложенного, по мнению суда, отказ уполномоченного органа в утверждении представленной схемы по данному основанию является законным и обоснованным.
Положениями пп. 6 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: сельскохозяйственного использования.
В соответствии с п. 11 той же статьи земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Как установлено ч. 10 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно ч. 9 той же статьи, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно заключению кадастрового инженера Малинина Д.Н., испрашиваемый земельный участок находится в зоне, предназначенной для ведения садоводства (СХ-2) в соответствии с решением Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа Московской области об утверждении «Правил землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области « № 13/14-МЗ от 19.12.2019.
Достаточных и убедительных доказательств того, что испрашиваемый Поздняковой Г.М. земельный участок не находится в зоне сельскохозяйственного использования, и не может использоваться под заявленные цели, стороной административного ответчика суду не представлено.
Напротив, из представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом квартале территории, публичной карты, находящейся в общедоступном пользовании усматривается, что рядом расположенный земельный участок с кадастровым номером 50:05:0040245:2 предоставлен для ведения садоводства, расположен на землях сельскохозяйственного назначения, что объективно опровергает доводы административного ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для ведения садоводства в указанной зоне. Доказательств того, что имеется реестровая ошибка в определении координатах границ местоположения данного земельного участка в материалы дела не представлено.
С учетом вышеизложенного, в указанной части отказ Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской требованиям действующего законодательства не соответствует.
Проанализировав вышеуказанные положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства в их совокупности, разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка соответствует положениям п.п.3 п.16 ст. 11.10, п.6 ст. 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы административного истца в этой части.
Доводы стороны административного истца о том, что вступившим в законную силу решением суда от 03.02.2020 установлено право Поздняковой Г.М. на предоставление земельного участка для ведения садоводства в аренду без проведения торгов и указана обязанность Администрации эту услугу Поздняковой Г.М. оказать, не свидетельствует о том, что орган местного самоуправления обязан был произвести данное согласование без проверки отсутствия оснований для такого отказа, предусмотренных п.8 ст. 39.15 ЗК РФ. В связи с чем, суд не удовлетворил требования Поздняковой Г.М. об обязании Администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка для ведения садоводства площадью 2000 кв.м по адресу: <адрес> поскольку этот вопрос не был предметно рассмотрен уполномоченным органом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.08.2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░