Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2022 года г.Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего: Сойко Ю.Н.
при секретаре: Кузнецовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беккер Артура Андреевича, Беккер Анастасии Владимировны к Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации города Троицка Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации г.Троицка Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области, Управлению муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области, Собранию депутатов города Троицка Челябинской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, признании договора социального найма жилого помещения недействительным, передачи жилого помещения, признании заключения комиссии незаконным, признании нуждающимися в жилом помещении, признании ничтожным акта приема-передачи жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Беккер А.А., Беккер А.В. обратились в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о взыскании денежных средств размере 3020 000 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 3500 000 рублей, признании договора социального найма жилого помещения, заключенного между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области и Беккер А.А. недействительным, признании акта приема-передачи жилого помещения по адресу: <адрес> недействительным, передачи жилого помещения по адресу: <адрес> нуждающимся сиротам, передачи ключей от жилого помещения по адресу: <адрес>, признании незаконным заключения комиссии по осмотру жилых помещений, приобретаемых для детей-сирот, признании истцов нуждающимися в жилом помещении на праве собственности, признании ничтожным акта приема-передачи истцу квартиры по адресу: <адрес>, взыскании судебных расходов и компенсации за фактическую потерю времени в размере 17028 рублей 80 копеек.
В обоснование иска указано, что 11 января 2017 года Троицким городским судом вынесено решение о возложении обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к населенному пункту отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории <адрес>. Истец согласился получить квартиру по адресу: <адрес>. 17 февраля 2017 года между истцом и Управлением жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации <адрес> (далее Управление ЖКХ) заключен договор социального найма для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. С 17 февраля 2017 года истцом проведен в квартире капитальный ремонт. В производстве суда находится гражданское дело о взыскании сумм, потраченных на проведение ремонта.
01 апреля 2022 года истцом в адрес Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка (далее УСЗН) направлено заявление о предоставлении разрешения на приватизацию квартиры. 12 мая 2022 года УСЗН, Министерство социальных отношений Челябинской области отказано в приватизации квартиры по адресу: <адрес>, в связи с тем, что истец отбывал наказание, не имеет постоянного заработка, имеется задолженность по коммунальным платежам.
Истец указывает, что в производстве Троицкого городского суда находится гражданское дело о перерасчете коммунальных платежей. На рассмотрение суда находится также гражданское дело о взыскании заработной платы, что подтверждает факт трудоустройства истца.
Истец ссылается на то, что 14 апреля 2021 года он был заключен под стражу в связи с расследованием уголовного дела по ч.2 ст.117 УК РФ. Троицким городским судом вынесено решение об освобождении его из под стражи.
Исковые требования мотивированы тем, что с момента заключения договора социального найма в квартире не проживает. Срок договора социального найма истек 17 февраля 2022 года. Полагает, что предложение УСЗН, Министерства социальных отношений Челябинской области о заключении договора на новый срок для него нецелесообразно, поскольку платежи за коммунальные услуги составляют 8000-9000 рублей. Стоимость квартиры составляет 2149630,06 рублей.
Истец указывает, что он и Беккер А.В. сняты с регистрационного учета по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту проживания и нуждаются в жилом помещении.
Истец обращался в Министерство социальных отношений Челябинской области с заявлением о предоставлении жилищного сертификата, ответ на заявление не представлен.
Истец ссылается на то, что не имеет возможности получить жилое помещение в собственность, не желает неоднократно заключать договор социального найма, полагает, что имеет право на взыскание с Министерства социальных отношений Челябинской области денежной суммы в размере 3020 000 рублей, передачи квартиры по адресу: <адрес> пользование нуждающимся сиротам.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что испытывает нравственные и физические страдания в связи с некорректными действиями УСЗН, Управления ЖКХ, Министерства социальных отношений Челябинской области при разрешении вопроса о приватизации жилого помещения. Причиненный моральный вред оценивает в размере 3500 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Троицкого городского суда от 11 января 2017 года обязанность по предоставлению жилого помещения истцу была возложена на администрацию города Троицка. Договор социального найма жилого помещения от 17 февраля 2017 года был заключен с Управлением жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области. Согласно выписке из ЕГРН жилое помещение принадлежит Управлению ЖКХ. Истец полагает, что договор социального найма жилого помещения является ничтожной сделкой, нарушающей требование законодательства, поскольку договор должен быть заключен администрацией города Троицка.
Истец считает, что заключение комиссии по осмотру жилых помещений, приобретаемых для детей-сирот, следует признать незаконным, т.к. истцом после принятия квартиры был проведен ремонт жилого помещения.
Определением суда от 27 октября 2022 года соответчиками по делу привлечены Управление социальной защиты населения администрации г.Троицка Челябинской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области, Управление муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области, Собрание депутатов города Троицка Челябинской области.
Истцы Беккер А.А., Беккер А.В. в судебном заседании не участвовали, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом (л.д.140-143), представлено заявление о рассмотрении дела без их участия (л.д.147).
Представитель ответчика - Министерства социальных отношении Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление (л.д.119-121,139).
Представители ответчиков - администрации г.Троицка Челябинской области, Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области, Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка Челябинской области требований, Управления муниципальной собственности администрации г.Троицка, Собрания депутатов города Троицка Челябинской области в судебном заседании не участвовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом(л.д.111, 125-127, 129), представлены ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей (л.д.148,151), отзывы на исковое заявление (л.д.181-183, 197).
На основании ст.167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав доказательства, суд решил в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (п.6 ст.8).
Согласно п.16 ст.17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости оказания лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при наличии которых по решению органа местного самоуправления с указанными лицами может быть заключен договор найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок, являются:1) отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью, наличие трудной жизненной ситуации, совершение преступлений и правонарушений; 2) длительная болезнь, инвалидность, нахождение в лечебном или реабилитационном учреждении, препятствующие исполнению обязанностей нанимателя.
Судом установлено, что решением Троицкого городского суда Челябинской области от 11 января 2017 года на администрацию города Троицка Челябинской области возложена обязанность предоставить Беккер А.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления площади жилого помещения не менее 13 кв.м., расположенное на территории Троицкого городского округа Челябинской области, за счет средств бюджета Челябинской области (л.д.206-209). Решение суда вступило в законную силу 17 февраля 2017 года.
Во исполнение указанного решения суда, 17 февраля 2017 года между Беккер А.А. и Управлением жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области заключен договор № 12 найма жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (л.д.91-92). В соответствии с п.1. указанного договора истцу во владение и пользование передано жилое помещение, находящееся в собственности муниципального образования - <адрес>, площадью 29,7 кв.м., расположенное в <адрес>. Срок действия договора определен с 17 февраля 2017 года по 17 февраля 2022 года.
Жилое помещение принято Беккер А.А. по акту приема-передачи жилого помещения от 17 февраля 2017 года (л.д.93).
21 января 2021 года между Управлением ЖКХ и Беккер А.А. заключено дополнительное соглашение к договору найма жилого помещения, в соответствии с которым совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется член семьи нанимателя - супруга Беккер А.В. (л.д.94).
В период с 02 марта 2017 года по 19 июля 2022 года Беккер А.А. был зарегистрирован в предоставленном жилом помещении (л.д.14-15). Беккер А.В. была зарегистрирована по адресу: <адрес> период с 28 января 2021 года по 19 июля 2022 года (л.д.16-17). С 22 июля 2002 года истцы зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>.
26 июля 2021 года Беккер А.А. обратился с заявлением о предоставлении информации о возможности отказа от договора найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, предоставления жилого помещения в ином регионе (л.д.202).
17 ноября 2021 года УСЗН администрации г.Троицка был осуществлен выезд в целях обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В результате обследования установлено, что в квартире никто не проживает. Беккер А.А. имеет регистрацию по указанному адресу. На момент обcледования Беккер А.А. в находится ФКУ “Следственный изолятор № 4» ГУФСИН по Челябинской области. По информации от поставщиков жилищно-коммунальных услуг установлено, что имеется задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги около 70 000 рублей. По результатам обследования УСЗН администрации г.Троицка пришло к выводу, что у Беккер А.А. имеются обстоятельства, свидетельствующие о наличии трудной жизненной ситуации, так он находится в местах лишения свободы (л.д.200).
21 января 2022 года УСЗН администрации г.Троицка вынесено заключение о целесообразности заключения с Беккер А.А. договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок, в связи тем, что у Беккер А.А. имеются обстоятельства свидетельствующие о наличии трудной жизненной ситуации, так он находится в местах лишения свободы (л.д.199).
11 февраля 2022 года Министерством социальных отношений Челябинской области по результатам рассмотрения заключения УСЗН администрации г.Троицка принято решение № 21/с о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации в отношении Беккер А.А., согласно части 16 ст.17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО (л.д.198).
На основании решения Министерства социальных отношений Челябинской области от 11.02.2022 № 21/с Беккер А.А. предложено заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на новый пятилетний срок(л.д.203).
Из искового заявления, отзыва Управления ЖКХ (л.д.181-183) следует, что на момент рассмотрения спора Беккер А.А. договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на новый срок не заключен.
28 июля 2022 года Беккер А.А. обратился в Министерство социальных отношений Челябинской области с заявлением о выдаче жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, указывая на отсутствие возможности проживать в жилом помещении по адресу: <адрес> в связи отсутствием возможности для трудоустройства, снятием с регистрационного учета с указанного адреса(л.д.46-48). 29 августа 2022 года истцу отказано в удовлетворении данного обращения, поскольку законодательством РФ, законодательством Челябинской области предоставление жилищных сертификатов для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не предусмотрено(л.д.150).
Ссылаясь на отсутствие заинтересованности в реализации права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в связи отсутствием возможности для трудоустройства, отказ в выдаче жилищного сертификата, истец просит взыскать с Министерства социальных отношений Челябинской области стоимость жилого помещения в размере 3020 000 рублей.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании в его пользу 3020 000 рублей, поскольку ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ гарантия жилищных прав для лиц из числа детей-сирот предусмотрена в виде предоставления жилого помещения. Данное право на обеспечение жилым помещением Беккер А.А. было реализовано. Действующее законодательство не предусматривает предоставление жилищного сертификата либо выплату денежных средств на приобретение жилого помещения.
При рассмотрении спора установлено, что 14 апреля 2021 года постановлением Троицкого городского суда в отношении Беккер А.А. была избрана мера пресечения в связи с обвинением в совершении преступления, предусмотренного п.»г» ч.2 ст.117 УК РФ (л.д.210-212). Приговором Троицкого городского суда Челябинской области от 14 декабря 2021 года Беккер А.А. назначено наказание в виде лишения свободы, условно (л.д.213-230). На момент рассмотрения спора истец Беккер А.А. трудоустроен, что подтверждается трудовым договором № 8 от 17 октября 2022 года, заключенным с <данные изъяты> (л.д.137).
Таким образом, обстоятельства, в силу которых Беккер А.А. было рекомендовано заключение договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок, на момент рассмотрения отпали. Истец вправе обратиться в Управление ЖКХ с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно положениям статей 2, 6, 7 и 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1 (с последующими изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Для реализации права на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> собственность, истцу требуется заключение договора социального найма жилого помещения.
Заявляя требования о признании недействительным договора № 12 найма жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, заключенного 17 февраля 2017 года между Беккер А.А. и Управлением жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области, истец ссылается на то, что Управление ЖКХ не обладало полномочиями на заключение данного договора. Суд не усматривает оснований для признания договора № 12 от 17 февраля 2017 года недействительным, исходя из следующего.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию - город Троицк Челябинской области (л.д.95). Распоряжением УМС администрации г.Троицка от 17 октября 2017 года № 557 жилое помещение по адресу: <адрес> закреплено за Управлением жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области (л.д.168).
Положениями части 1 ст.168 ГК РФ определено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Частью 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно ч.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.1 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области, утвержденного Собранием депутатов города Троицка Челябинской области от 31 октября 2019 года № 140, Управление является отраслевым органом управления администрации города Троицка с правами юридического лица, осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи на территории города Троицка. Согласно подпункту 3 пункта 10 указанного Положения на Управление ЖКХ возлагается решение вопросов местного значения, в том числе обеспечение проживающих в городе Троицке и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями (л.д.190-195).
Аналогичные функции Управления ЖКХ были предусмотрены Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области, утвержденным Собранием депутатов города Троицка Челябинской области от 27 апреля 2017 года № 67 (л.д.184-189).
Таким образом Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области, являясь отраслевым органом администрации г.Троицка обладало полномочиями для заключения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушений законодательства при заключении договора найма № 12 от 17 февраля 2017 года не установлено, оснований для признания недействительным договора № 12 найма жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, заключенного 17 февраля 2017 года между Беккер А.А. и Управлением ЖКХ, для применения последствий недействительности сделки, передачи жилого помещения в распоряжение Управления ЖКХ, передачи ключей от квартиры, расположенной по адресу: <адрес> не имеется.
Суд не усматривает оснований для признания Беккер А.А. и Беккер А.В. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исходя из следующего.
Согласно части 1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (ч.3 ст.52).
Согласно ч.4,5 ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
В силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Доказательств, что истцы обращались в орган местного самоуправления с заявлениями о признании нуждающимися в жилых помещениях, органом местного самоуправления было принято решение об отказе в принятии на учет, не представлено. Согласно информации Управления ЖКХ Беккер А.А. и Беккер А.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоят и ранее не состояли (л.д.196).
При наличии указанных обстоятельств оснований для признания Беккер А.А. и Беккер А.В. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеется.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, приобретено в собственность муниципального образования - город Троицк Челябинской области на основании муниципального контракта от 30.09.2016г., заключенного между ООО «Перспектива» и УМС администрации г.Троицка (л.д.169-171). 30 сентября 2016 года комиссией по осмотру жилых помещений, приобретаемых для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в составе представителей правого управления администрации г.Троицка, Управления ЖКХ, Управления социальной защиты населения администрации г.Троицка, Управления муниципальной собственности администрации г.Троицка, Собрания депутатов города Троицка был произведен осмотр жилого помещения, расположенного по адресу: г.Троицк, Челябинской области, 10 квартал, д.9 кв.21 (л.д.160-166). По результатам осмотра комиссией сделан вывод о соответствии жилого помещения требованиям, изложенным в техническом задании.
17 октября 2016 года УМС получено экспертное заключение с рекомендацией принятия результатов исполнения по муниципальному контракту от 30.09.2016 (л.д167.).
29 декабря 2016 года должностными лицами Управления ЖКХ составлено заключение о соответствии жилого помещения по адресу: <адрес> предъявляемым к нему требованиям с целью отнесения данного жилого помещения к жилым помещениям специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (л.д.180).
При заключении Беккер А.А. и Управлением жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области 17 февраля 2017 года договора № 12 найма жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, был составлен акт приема-передачи жилого помещения (л.д.93). Из указанного акта приема-передачи жилого помещения следует, что претензий у принимающей стороны по передаваемой квартире не имеется. Принимающая сторона удовлетворена состоянием квартиры, не обнаружила при осмотре квартиры каких-либо дефектов и недостатков, о которых ей не сообщила передающая сторона.
При рассмотрении спора оснований для признания заключения комиссии по осмотру жилых помещений, приобретаемых для детей-сирот, признании истцов нуждающимися в жилом помещении на праве собственности, признания ничтожным акта приема-передачи истцу квартиры по адресу: <адрес> не установлено, доказательств, подтверждающих наличие основания для признания заключения и акта приема-передачи жилого помещения незаконными не имеется.
Решением Троицкого городского суда Челябинской области от 26 июля 2022 года Беккер А.А. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации г.Троицка Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации г.Троицка Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области о взыскании убытков в сумме 252238 рублей (л.д.225-233). Решение суда вступило в законную силу 03 сентября 2022 года. В обоснование указанного иска истец ссылался на отсутствие капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, повлекшего проведением ремонта истцом. При вынесении решения судом была дана оценка заключению комиссии по осмотру жилых помещений, приобретаемых для детей-сирот, акту приема-передачи истцу квартиры по адресу: <адрес>. Оснований для признания заключения и акта приема-передачи жилого помещения незаконными не установлено.
При разрешении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 3500 000 рублей суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, моральный вред компенсируется в случаях нарушения личных неимущественных прав гражданина либо посягательства на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
При рассмотрении дела судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении личных неимущественных прав истца. В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований Беккер А.А. о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований, оснований для взыскания с ответчиков судебных расходов и компенсации за фактическую потери времени в размере 17028 рублей 80 копеек не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Беккер Артуру Андреевичу, Беккер Анастасии Владимировне в удовлетворении исковых требований к Министерству социальных отношений Челябинской области, администрации города Троицка Челябинской области, Управлению социальной защиты населения администрации г.Троицка Челябинской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г.Троицка Челябинской области, Управлению муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области, Собранию депутатов города Троицка Челябинской области о взыскании денежных средств размере 3020 000 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 3500 000 рублей, признании договора социального найма жилого помещения, акта приема-передачи жилого помещения по адресу: <адрес> недействительными, передачи жилого помещения по адресу: <адрес> нуждающимся сиротам, передачи ключей от жилого помещения по адресу: <адрес>, признании незаконным заключения комиссии по осмотру жилых помещений, приобретаемых для детей-сирот, признании нуждающимися в жилом помещении на праве собственности.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: