<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Заозерный 17 мая 2021 года
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лебедко К.В.,
с участием:
представителя административного истца – старшего помощника Рыбинского межрайонного прокурора Раковой Е.В.,
представителя административного ответчика Пелиханова А.А.
при секретаре Юленковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Уральского о сельсовета Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Рыбинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что Рыбинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края законодательства о собственности, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства канализационные сооружения (сети и септик), расположенные за огородом по адресу п<адрес> а также 3 колодца напротив здания № <адрес> в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной собственности не значатся, являются бесхозяйным имуществом, однако должностными лицами администрации Уральского сельсовета обследование на предмет установления точного места нахождения канализационных сетей не проведено, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав недвижимости с заявлением о принятии на учет бесхозяйные объекты недвижимого имущества (септик, канализационные сети, колодцы) не обратились. В связи с выявленными нарушениями прокурором в адрес главы Уральского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ г. № № вынесено представление об устранении нарушений законодательства муниципальной собственности. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ г. № № требования прокурора о постановке объектов коммунальной инфраструктур в орган государственной регистрации как бесхозные остались без удовлетворения. Отсутствие собственника объектов водоотведения влечет за собой такие негативные последствия, как невозможность исполнения предусмотренной федеральным законодательством обязанности муниципального образования по организации водоотведения на территории поселений. Кроме того, не постановка объектов на учет как бесхозяйного имущества влечет отсутствие оснований для выделения материальных средств на производство их ремонта, не постановка на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры влечет к не достижению одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведения», направленной на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
С учетом уточненных исковых требований просит признать незаконным бездействие администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – канализационных сооружений (септика), расположенного с северной стороны за территорией приусадебных участков по <адрес>, а также 3 нефункционирующих (заброшенных) колодцев, расположенных напротив здания № <адрес>. Обязать администрацию Уральского сельсовета обратиться в межмуниципальный <адрес> отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – канализационных сооружения (септика), расположенного с северной стороны за территорией приусадебных участков по <адрес>, а также 3 колодцев, расположенных напротив здания № <адрес>
Определением Рыбинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года производство по административному делу в части административных исковых требований о признании незаконным бездействия администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, выразившегося в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - канализационного сооружения (септика), расположенного с северной стороны за территорией приусадебных участков по ул<адрес>, и обязании принять меры к постановке на учет указанного имущества в качестве бесхозяйного, прекращено, ввиду отказа от указанных административных требований.
Представитель административного истца – старший помощник Рыбинского межрайонного прокурора Ракова Е.В. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении. В случае удовлетворения административных исковых требований просила установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель административного ответчика администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края – заместитель главы Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края Пелиханов А.А., действующий на основании распоряжения главы Уральского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении административного иска. Дополнительно суду пояснил, что 3 колодца, расположенные напротив здания № <адрес> в настоящее время не функционируют, при этом они включены в актуализированную схему канализационных сетей п. Урал и их собственником должна быть администрация Рыбинского района Красноярского края. Гарантирующей организации по водоотведению в п. Урал на сегодняшний день не имеется. Из представленных представителем административного ответчика возражений следует, что три колодца по <адрес> являются неотъемлимой частью водоотведения п. Урал, которые являются муниципальной собственностью администрации Рыбинского района, которая совершала действия по передаче объектов водоотведения и в распоряжение юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, то оснований для постановки на учет данных объектов водоснабжения и водоотведения, как бесхозяйных в силу положений ст. 225 ГК РФ у администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, отсутствуют.
Заинтересованные лица - представители администрации ФИО12. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причина не явки суд не уведомили.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в порядке ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно с пунктам 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Абзацем вторым данного пункта предусмотрено, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
К основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесено обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 ФЗ Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
В силу п. 1 ст. 12 данного Федерального закона, органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с п. 2 указанного Приказа, Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (п.. 3). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5).
Согласно ст. 7 Устава Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, принятого Решением Уральским поселковым Советом депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г., к вопросу местного значения города отнесена организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что рапортом помощника Рыбинского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ г. выявлено, что на территории п. Урал имеются участки канализационных сетей и септики, в отношении которых собственник или иной законный владелец не установлены, не исключается, что они являются бесхозяйными, в силу чего их надлежащая эксплуатация и безопасность для окружающей среды не обеспечены, в частности канализационная сеть, конечный цикл которой выходит на поверхность в районе <адрес> и здесь же 3 колодца без признаков эксплуатации <данные изъяты>
Из акта осмотра и обследования почвы от ДД.ММ.ГГГГ г. обследована местность в районе перекрестка <адрес> обнаружено 4 колодца в не рабочем состоянии, жидкие отходы в которых отсутствуют, признаков эксплуатации не имеется, видимых признаком наличия системы и объектов водоотведения не установлено, в связи с зарослями растительности, жидкости на рельефе не выявлено, в зимний период времени имели место быть жидкие бытовые отходы, но объекты с которых они вытекали не обнаружены (<данные изъяты>
Заместителем Рыбинского межрайонного прокурора Агуленко О.В. ДД.ММ.ГГГГ г. с целью проверки соблюдения природоохранного законодательства на территории Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, вынесено решение № № со сроком проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ
Из сообщения Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и республике Тыва (МТУ Росимущество в Красноярском крае, республике Хакасия и республике Тыва) от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что канализационная сеть, конечной цикл которой выходит на поверхность рельефа напротив здания № <адрес> и 3 колода, расположенные напротив здания № <адрес>, в реестре федерального имущества не учитываются <данные изъяты>
Из сообщения Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. канализационная сеть, конечный цикл которой выходит на поверхность рельефа напротив здания № <адрес> и 3 колода, расположенные напротив здания № <адрес>, в реестре государственной собственности Красноярского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., не учитываются, ранее не учитывалось, сведениями о собственники (правообладателе) агентство не располагает <данные изъяты>
По сообщению администрации Рыбинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. 3 нефункционирующих (заброшенных) колодца, расположенные напротив здания <адрес>, в реестре муниципальной собственности не учитываются, что также подтверждается ответом администрации Рыбинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г., направленным в адрес Рыбинской межрайонной прокуратуры <данные изъяты>
Из сообщения главы Администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что канализационная сеть, конечный цикл которой выходит на поверхность рельефа напротив здания № <адрес> колодца напротив дома №<адрес> к муниципальному имуществу МО Уральский сельсовет не относятся, в реестре не значатся, находятся в удовлетворительном состоянии, право собственности на указанные объекты за МО Уральский сельсовет не зарегистрировано, указанные в схеме водоотведения объекты соответствуют объектам, которые функционируют и эксплуатировались ООО УКК, как бесхозяйные не числятся <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес главы Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края Рыбинской межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, а также устранению нарушений природоохранного законодательства <данные изъяты>
В ответ на представление администрация Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ г. сообщает, что канализационная сеть, конечный цикл которой выходит на поверхность рельефа напротив здания № <адрес>, указаны в схеме системы водоотведения на территории п. Урал, которая утверждена руководителем ООО «УКК». Три колодца напротив здания № <адрес>, не эксплуатируются, так как являются бывшими объектами старой котельной, которая выведена из эксплуатации, что также было установлено прокуратурой в ходе проверки. Неучтенные, указанные в представлении отдельные объекты системы водоотведения не могут быть таковыми, т.к. являются неотъемлимыми технологическими инженерными сооружениями, расположенные под землей и прочно связаны с ней. Система водоотведения и земельные участки, на которых находятся все объекты водоотведения является собственностью администрации Рыбинского района Красноярского края. <данные изъяты>» осуществляет эксплуатацию канализационных сетей на основании договора аренды муниципального имущества № № от ДД.ММ.ГГГГ г., которое согласно постановлению Уральского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ г. № № наделена статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующего водопроводные и канализационные сети <данные изъяты>
В соответствии с постановлением администрации п. Урал Рыбинского района Красноярского края № № от ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>» является гарантирующей организацией по водоснабжению п. Урал Рыбинского района Красноярского края <данные изъяты>
Актом осмотра и взятия проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ г. установлено, что при обследовании местности на расстоянии около 500 метров в южном направлении протекает река <данные изъяты> При обследовании местности от канализационного стока до реки не обнаружено соединения стока с рекой. Факт слива канализационных отходов и попадания в реку не установлен (<данные изъяты>
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г. сооружение с кадастровым номером № по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Рыбинский район Красноярского края <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ г. между администрацией Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края и администрацией Рыбинского района Красноярского края заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий в области жилищно-коммунального комплекса. Так в соответствии с п. 1.1., указанного соглашения, администрация поселения передает, а администрация района принимает осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения поселения на ДД.ММ.ГГГГ., в том числе по вопросу водоотведения. Пунктом 1.2. предусмотрено, что администрация района принимает на себя обязательство по осуществлению следующих полномочий: отчетные функции, содействие в организации планирования и контроля по обеспечению населения качественными и надежными жилищно-коммунальными услугами, участие в оценке приоритетности развития отдельных отраслей жилищно-коммунального хозяйства, участие в разработке прогноза развития жилищно-коммунального комплекса, нормативно-правового и методологического обеспечения деятельности по обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, утверждение краткосрочных планов капитального ремонта многоквартирных жилых домов <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ г. старшим помощником Рыбинского межрайонного прокурора Раковой Е.В. с участием заместителя главы администрации п. Урал Пелихановым А.А., ФИО13 проведен осмотр местности трех колодцев, расположенных в районе перекрестка <адрес> и установлено, что данные колодца в нерабочем состоянии, жидкие отходы отсутствуют, признаком эксплуатации не имеется. Колодцы имеют признаки разрушения, внутри колодцев имеется мусор, снег, не ограждены <данные изъяты>
Анализ вышеназванных положений закона позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения относится к объектам инженерной инфраструктуры и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство водопроводной системы и системы водоотведения на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства установлено, что канализационная сеть, конечной цикл которой выходит на поверхность рельефа напротив здания № <адрес> и 3 колода, расположенные напротив здания № <адрес>, не зарегистрированы в качестве недвижимого имущества в установленном законом порядке, администрацией п. Урал Рыбинского района не было предпринято мер по выявлению и постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества данной сети.
Поскольку данная система инженерных коммуникаций находится на территории п. Урал Рыбинского района Красноярского края, не обращение администрации п. Урал с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ, а также п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, согласно которому, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края противоречит действующему законодательству, так как система водоотведения находится в ведении органа местного самоуправления, собственник спорного недвижимого имущества в отсутствие регистрации права неизвестен, что приводит к ненадлежащему содержанию и эксплуатации объекта, а поэтому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, в связи с чем, административные исковые требования Рыбинского межрайонного прокурора в части признания бездействия администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – 3 колода, расположенные напротив здания № <адрес>, и возложении обязанности на администрацию Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края обратиться орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанной водопроводной сети, подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что спорные объекты недвижимого имущества должны находиться в муниципальной собственности Рыбинского района Красноярского края и их собственником должно быть МО Рыбинского района Красноярского края, судом отклоняются как необоснованные не основанные на законе, поскольку именно на органе местного самоуправления лежит обязанность по организации мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство водопроводной системы и системы водоотведения на территории муниципального образования.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – 3 колода, расположенные напротив здания № <адрес>
Возложить на администрацию Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – 3 колода, расположенные напротив здания № <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: К.В. Лебедко
<данные изъяты>