дело № 2-3361/2023
03RS0015-01-2023-003932-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Салават 25 декабря 2023 года
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Минязовой И.З.,
при секретаре Гузаировой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Сагитовой Г.Р., представителя ответчика Администрации ГО г. Салават РБ и третьего лица Управления городского хозяйства Администрации ГО г. Салават РБ – Прониной Л.М., представителя третьего лица Отдела Министерства внутренних дел РФ по г. Салавату – Дьячкова А.Н., действующих на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление заместителя прокурора города Салават Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию КДЦ «Агидель» городского округа город Салават о возложении обязанностей,
установил:
заместитель прокурора г. Салават РБ, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Салават РБ о возложении обязанностей, в котором просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить в соответствии с нормативными требованиями устройство тротуара вдоль автомобильной дороги по ул. Речной г. Салавата РБ от пересечения с ул. Б.Хмельницкого до пересечения с ул. Строителей в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование своих исковых требований указал, что прокуратурой города с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России по г. Салават была проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. По результатам проведенной проверки было установлено, что автомобильная дорога по ул. Речной г. Салавата РБ от пересечения с ул. Б.Хмельницкого до ул. Строителей протяженностью с нечетной стороны 235 м, с четной 210 м не оборудована тротуарами. На основании положений федерального законодательства содержание автомобильной дороги по ул. Речной, в том числе проведение мероприятий по организации и обеспечению безопасности дорожного движения относится к полномочиям Администрации ГО г. Салават РБ. В целях устранения нарушений прокуратурой города ранее, 14 сентября 2023 года было внесено представление в адрес главы Администрации ГО г. Салават РБ, которое было рассмотрено и удовлетворено. Между тем, проведенной 16 октября 2023 года проверкой установлено, что до настоящего времени действенных мер к устранению выявленных недостатков не принято. Выявленные нарушения являются существенными, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц, повышают риск дорожно-транспортных происшествий, создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салават Сагитова Г.Р. заявленные исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Салават РБ – Пронина Л.М. исковые требования прокуратуры г. Салават не признала, пояснила, что Администрации ГО г. Салават РБ является ненадлежащим ответчиком. В обоснование указала, что в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» остановочные пункты и тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог, и, согласно п. 1 названной статьи, составляют технологическую часть автомобильной дороги, являющейся объектом транспортной инфраструктуры. Согласно утвержденному положению об Управлении городского хозяйства Администрации ГО г. Салават РБ последние осуществляют деятельность по решению вопросов местного значения в области городского хозяйства. Пунктом 3.15 Положения на Управление возложены полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством. Пунктом 1.5 Положения установлено, что Управление имеет свой баланс, лицевой счет получателя бюджетных средств и т.д., то есть является самостоятельным юридическим лицом.
Представитель третьего лица Управления городского хозяйства Администрации ГО г. Салават РБ – Пронина Л.М. исковые требования не признала, пояснила, что 10 октября 2023 года с участием Прокуратуры было рассмотрено представление об устранении нарушений федерального законодательства о безопасности дорожного движения, установлено, что сложившейся застройкой не был предусмотрен пешеходный тротуар, проект планировки на данную территорию не разрабатывался. В 2024 году устройство тротуара по ул. Речной будет выполнено за счет средств городского бюджета. 3 августа 2023 года Управлением направлено обращение в Финансовое управление в целях формирования бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годы, также разработаны первичные финансовые документы (локально-сметный расчет). При утверждении бюджета депутатами на сессии Совета ГО г. Салават РБ денежные средства будут получены не ранее марта 2024 года, после чего будет объявлен аукцион на проведение работ. Также указала, что площадь тротуара, которую необходимо обустроить составляет 518 кв.м. Согласно п. 1 к приказу Минстроя России от 15 мая 2020 года №264/пр для объектов площадью от 1 кв.м. до 500 кв.м. общий срок, необходимый для осуществления строительства зданий и сооружений составляет 15 месяцев. Также просила учесть погодные условия, поскольку выполнение работ в неблагоприятных условиях напрямую влияет на качество выполняемых работ, а также может являться основанием для приостановки работ.
Представитель третьего лица Отдела Министерства внутренних дел РФ по г. Салавату – Дьячков А.Н., не возражал против удовлетворения исковых требований, однако просил предоставить больший срок для исполнения решения суда с учетом неблагоприятных погодных условий.
Выслушав участников процесса, изучив исковое заявление, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 12, абз. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дородного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа в числе иных отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования)
В соответствии со ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 18 Устава ГО г. Салават РБ, утвержденного решением Совета ГО г. Салават РБ от 14 декабря 2005 года №1-3/50, в качестве исполнительно-распорядительного органа ГО определена Администрация ГО г. Салават РБ.
Как установлено судом, помощником прокурора г. Салават совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Салавату, начальником отдела Управления городского хозяйства Администрации ГО г. Салават РБ была проведена проверка, в результате которой установлено, что автомобильная дорога по ул. Речной г. Салавата РБ от пересечения с ул. Б.Хмельницкого до ул. Строителей протяженностью с нечетной стороны 235 м, с четной 210 м не оборудована тротуарами.
Постановлением Администрации ГО г. Салават РБ от 15 марта 2018 года №731-п утвержден проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах ГО г. Салават.
Из решения Совета ГО г. Салават от 24 августа 2022 года №5-27/292 «Об утверждении Положения о содержании, ремонте и использовании автомобильных дорог общего пользования местного значения ГО г. Салават РБ» следует, что автомобильная дорога по ул. Речной включена в перечень автомобильных дорог ГО г. Салават РБ.
Тротуар представляет собой территорию улиц и дорог населенного пункта, сформированную вдоль проезжей части (п. 3.35а СП 42.13330.2016).
Согласно таблице 11.2 СП 42.13330.2016 ширина тротуара дорог местного значения составляет 2 м.
В целях устранения нарушений Прокуратурой 14 сентября 2023 года было внесено представление с требованием принять исчерпывающие меры по устранению нарушений федерального законодательства и недопущению их впредь.
Представление было рассмотрено 10 октября 2023 года, выявленные Прокуратурой нарушения нашли свое подтверждение. Администрация ГО г. Салават обязалась принять меры для их устранения.
Актом от 16 октября 2023 года установлено, что действенных мер к устранению выявленных недостатков Администрацией ГО г. Салават не принято.
Довод представителя ответчика о том, что Администрация ГО г. Салават является ненадлежащим ответчиком суд считает несостоятельными. Согласно положению об Управлении городского хозяйства Администрации ГО г. Салават РБ последнее входит в структуру Администрации ГО г. Салават РБ, деятельность Управления финансируется за счет средств бюджета ГО г. Салават РБ.
Вместе с тем, указанное структурное подразделение к числу органов местного самоуправления не отнесено. То обстоятельство, что Управление городского хозяйства Администрации ГО г. Салават РБ наряду с другими вопросами организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ГО и обеспечение безопасности дорожного движения, не свидетельствует об освобождении ответчика от выполнения полномочий, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик является лицом, в обязанности которого входит обеспечение проведения мероприятий по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, исковые требования подлежат удовлетворению с указанием срока исполнения в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора города Салават Саниева Д.С. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о возложении обязанностей – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан в течение в течение 9 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить в соответствии с нормативными требованиями устройство тротуара вдоль автомобильной дороги по ул. Речной г. Салавата Республики Башкортостан от пересечения с ул. Б.Хмельницкого до пересечения с ул. Строителей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения через Салаватский городской суд РБ.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 20223 года.
Судья, подпись И.З. Минязова
Верно: судья И.З. Минязова
Решение не вступило в законную силу ____________ секретарь суда ____________
Решение вступило в законную силу ________________
секретарь суда______________ судья ______________И.З. Минязова
Подлинник решения находится в гражданском деле №2-3361/2023 Салаватского городского суда Республики Башкортостан.