Дело № 2а-262/2021
УИД 33RS0008-01-2020-004153-35
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гусь-Хрустальный 25 января 2021 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Забродченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Платоновой Я.А.,
с участием
представителя административного истца Сладкомедова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Григорьевская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административными исковыми требованиями к администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области (далее - Администрация), МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа», в которых просил возложить на Администрацию обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для оснащения здания МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу:
Гусь-Хрустальный район, д. Григорьево, ул. Черемушки, д. 3, информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению; возложить на МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу:
Гусь-Хрустальный район, д. Григорьево, ул. Черемушки, д. 3, информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.
В обоснование требований указано, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов.
Проверкой установлено, что при входе в здание МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: Гусь-Хрустальный район, д. Григорьево, ул. Черемушки, д. 3, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
Представитель административного истца прокурор Сладкомедов А.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представители административных ответчиков администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области и МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления в которых просили рассмотреть дело без участия представителей, а также указали, что признают заявленные административные исковые требования и просят предоставить время для добровольного исполнения решения до 30.06.2021 г.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков администрации МО Гусь-Хрустальный район Владимирской области и МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа», поскольку судом их явка обязательной признана не была и не является таковой в силу закона.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие материальные блага подлежат защите в судебном порядке.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Круг лиц, в защиту которых обращается прокурор, не индивидуализирован, поскольку любой гражданин Российской Федерации, вне зависимости от проживания на территории муниципального образования, может обратиться в МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа».
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно положениям норм вышеназванного Закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 8.1.6 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
То есть собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В судебном заседании установлено, что при входе в здание МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа», которое расположено по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, д. Григорьево, ул. Черемушки, д. 3, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, что не оспаривается административными ответчиками, более того ими заявлено о признании административных исковых требований.
МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа» относится к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно п. 1.6 Устава МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа» учредителем учреждения является Администрация.
Таким образом, вход в здание МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа» не соответствует п. 8.1.6 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр.
Данное обстоятельство лишает инвалидов по зрению информации о перемещениях в здании МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа», которое является объектом социальной инфраструктуры, и нарушает принцип полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество, установленный Конвенцией ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, а также не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
До настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения административными ответчиками не устранены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание признание административными ответчиками заявленных требований, а также то, что орган местного самоуправления несет ответственность за надлежащее своевременное финансирование расходов по содержанию зданий объектов социальной инфраструктуры, а полномочия по оборудованию здания МБОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа» информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению делегированы непосредственно учреждению, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Заявленный прокурором срок, в течение которого административные ответчики обязаны выполнить возложенные на них обязанности суд полагает разумным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Гусь-Хрустального межрайонного прокурора – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования
Гусь-Хрустальный район Владимирской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для оснащения здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Григорьевская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, д. Григорьево, ул. Черемушки, д. 3, информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Григорьевская средняя общеобразовательная школа» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Григорьевская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, д. Григорьево, ул. Черемушки, д. 3, информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Забродченко
Мотивированное решение суда изготовлено 02.02.2021 года.
Судья Е.В. Забродченко