УИД 11RS0001-01-2020-011770-27 Дело № 2а-6696/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Колокольниковой П.Е.,
с участием административного ответчика Новиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 9 декабря 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Трабунова Дмитрия Вячеславовича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми о признании действия и бездействие незаконными, выразившихся в нарушении условий содержания, взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условии содержания,
установил:
Трабунов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми, просил признать действия и бездействие ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания административного истца, незаконными, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 500 000 руб.
В обоснование административного иска Трабунов Д.В. указал, что с ** ** ** по ** ** ** он содержался в ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, условия в которых были ненадлежащими.
Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец о времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом по месту отбывания наказания.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Республике Коми в судебном заседании ходатайствовала об оставлении административного искового заявления без рассмотрения.
Административные ответчики ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте слушания по делу извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Федеральный закон от 27.12.2019 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в законную силу 28.01.2020) устанавливает, что в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы (ст. 5).
Таким образом, специальный 180-дневный срок для обращения с административными исковыми заявлениями в порядке ст. 227.1 КАС РФ предусмотрен для лиц, чьи жалобы в Европейский Суд по правам человека по существу не рассмотрены или приостановлены по тем или иным основаниям.
Положениями статьи 196 КАС РФ предусмотрено, что суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если: административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел; административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью; административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано; в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Согласно части 2 указанной статьи, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
Под содержание указанной правовой нормы подпадают и такие случаи, когда в судебном порядке не могут рассматриваться требования, заявленные лицом, которому указанное право не принадлежит.
Принимая во внимание, что оспариваемые административным истцом действия (бездействие), выразившиеся в ненадлежащих условиях его содержания в ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми и в ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми, имели место, согласно просительной части административного иска, с 16.03.2014 по 15.03.2017, при этом, материалы дела не содержат сведений о наличии обращений заявителя с жалобой в Европейский Суд по правам человека на предполагаемое нарушение условий содержания в исправительном учреждении, а также учитывая дату вступления Федерального закона от 27.12.2019 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", административное исковое заявление Трабунова Д.В. подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 196, 198, 199 КАС РФ, суд
определил:
Оставить административное исковое заявление Трабунова Дмитрия Вячеславовича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми о признании действия и бездействие незаконными, выразившихся в нарушении условий содержания, взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условии содержания, без рассмотрения.
Разъяснить, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение 15 дней через Сыктывкарский городской суд.
Председательствующий Р.В. Куриленко