Дело № 2а-743/2021
25RS0039-01-2021-000547-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20.05.2021 года с.Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Мерзляковой Д.С.,
при секретаре Крыловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Винокурова К.В. к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании незаконным отказа в перераспределении земель и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Винокуров К.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ администрации Надеждинского муниципального района Приморского края в перераспределении земель, оформленный письмом от ................ ..................., принятый по результатам рассмотрения заявления Винокурова К.В. от ................ и обязать администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края в течение 10 дней повторно рассмотреть заявление Винокурова К.В. о перераспределении земель от .................
В иске указал, что является собственником земельного участка для ведения садоводства, расположенного по адресу: ................ участок ..................., кадастровый ..................., площадью 999 кв.м. Фактическая площадь земельного участка составляет 1281 кв.м.
................ он обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края с заявлением о перераспределении земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена и принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером ...................
................ в удовлетворении заявления отказано в утверждении схемы по перераспределению земельных участков по причине отсутствия проекта планировки и проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Земляничка-3» в форме письма ................... и возвратила представленные документы.
................ решением Надеждинского районного суда отказ в перераспределении признал незаконным и возложил обязанность на администрацию Надеждинского района в 10-дневный срок, повторно рассмотреть заявление Винокурова К.В. Решение Надеждинского районного суда вступило в законную силу .................
В ................ представитель Винокурова К.В. обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением об исполнении решения суда. Заявление оставлено без внимания, ответ на него не поступил.
В ................ Винокуров К.В. обратился в Надеждинский районный суд с административным иском о признании незаконным бездействия и возложении обязанности рассмотреть заявление. До начала рассмотрения административного иска представитель администрации предоставила письмо от ................, из которого следует, что Винокурову К.В. в перераспределении отказано. Таким образом, об отказе в перераспределении от ................ Винокурову К.В. стало известно ................, в виду чего срок для обжалования решения об отказе в перераспределении не истек. С отказом административного ответчика административный истец не согласен, просит признать его незаконным по тем основаниям, что ст.39.29 ЗК РФ не предусмотрен такой результат рассмотрения заявления как письмо, отказ принят не по существу заявления, решение по заявлению не принято, истец не просил утвердить схему расположения земельного участка, то есть неверно применен закон. Отсутствие проекта межевания территории не поименовано как основание к отказу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Представитель административного истца Тычкивская И.Ю. в судебном заседании на доводах иска настояла, просила удовлетворить заявление по изложенным требованиям, обязать ответчика повторно рассмотреть заявление истца. Дополнительно указала, что довод административного ответчика о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах СНТ не соответствует действительности и ничем не подтвержден. Вывод о нахождении испрашиваемого земельного участка административный ответчик делает исходя из того, что земли, из состава которых административный истец желает образовать участок, находятся в непосредственной близости к земельным участкам граждан, имеющих адресную привязку к СНТ. Между тем, эти участки находятся в частной собственности членов СНТ, а то, что все не занятые земли вблизи этих участков находятся в собственности СНТ ничем не подтверждено. Более того, садоводческому товариществу никогда не отводились в собственность земли и до настоящего момента СНТ «Земляничка-З» не обращалось в администрацию Надеждинского муниципального района за передачей земель обществу. Полагает, что подтверждением факта расположения испрашиваемого административным истцом земельного участка в границах садоводческого товарищества могут являться лишь данные, полученные в результате проведения землеустройства, и документы, определяющие границы СНТ (например, генеральный план, определяющий границы садового товарищества), а так же сведения государственного реестра недвижимости о земельном участке, предоставленном некоммерческому товариществу. Между тем, границы СНТ в соответствии требованиями земельного законодательства не установлены, на кадастровом учете не стоят, каких либо документов, подтверждающих, что земли передавались СНТ в распоряжении общества не имеется. Сам по себе факт того, что испрашиваемый земельный участок расположен в том же кадастровом квартале, что и отдельные земельные участки СНТ, не свидетельствует о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах данной некоммерческой организации, тем более о том, что данные земли принадлежат СНТ на каком либо праве.
Представитель административного ответчика Майер Д.А. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что отказ принят законно и обоснованно, отказано в утверждении схемы по перераспределению земельных участков по причине отсутствия проекта планировки и проекта межевания территории садоводческого товарищества «Земляничка-3».
Представитель заинтересованного лица СТ «Земляничка-3» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.
Так, частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что Винокуров К.В. является собственником земельного участка для ведения садоводства, расположенного по адресу: ................ ................ участок ..................., кадастровый ..................., площадью 999 кв.м. Фактическая площадь земельного участка составляет 1281 кв.м.
................ Винокуров К.В. обратился в администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края с заявлением о перераспределении земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена и принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером ...................
................ администрация Надеждинского муниципального района Приморского края отказала в утверждении схемы по перераспределению земельных участков по причине отсутствия проекта планировки и проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества «Земляничка-3» в форме письма ................... и возвратила представленные документы.
................ решением Надеждинского районного суда отказ в перераспределении признал незаконным и возложил обязанность на администрацию Надеждинского района в 10-дневный срок, повторно рассмотреть заявление Винокурова К.В. Решение Надеждинского районного суда вступило в законную силу .................
В ................ представитель Винокурова К.В. обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением об исполнении решения суда. Заявление оставлено без внимания, ответ на него не поступил.
В ................ года Винокуров К.В. обратился в Надеждинский районный суд с административным иском о признании незаконным бездействия и возложении обязанности рассмотреть заявление. До начала рассмотрения административного иска представитель администрации предоставила письмо ................... от ................ которым Винокурову К.В. в перераспределении земель отказано.
В соответствии со статьями 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является способом образования нового земельного участка. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учётом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи. В частности, исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам (подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ).
Основания и порядок перераспределения земельных участков и государственных, муниципальных и неразграниченных земель регламентированы главой 5.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Вместе с тем, отказывая административному истцу в перераспределении земельного участка, административный ответчик не привел основания к отказу, предусмотренного ст.39.29 ЗК РФ.
При этом, суд исходит из того, что административным ответчиком не представлено доказательств территориального нахождения и границ земельного участка, предоставленного снт «Земляничка-3», доказательств принадлежности снт «Земляничка-3» земельного участка, в отношении которого административным истцом подано заявление о перераспределении.
При этом основания для отказа в перераспределении, предусмотренные пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, являются исчерпывающими. Указанная норма права не предусматривает такого основания отказа как отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории садоводческого некоммерческого товарищества.
Кроме того, ст.39.28 ЗК РФ прямо предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В нарушении пункта 10 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ отказ в заключение соглашения о перераспределении земельных участков не является обоснованным и не содержит указания на основания отказа, предусмотренные этой статьей. Сам отказ принят в форме, не предусмотренной законом, что в свою очередь является нарушением требований п.8 ст.39.29 ЗК РФ.
Доводы представителя административного ответчика о том, что оспариваемый отказ ОМС Надеждинского района является законным, ввиду того, что по сведениям публичной кадастровой карты интернет-портала Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ земельный участок административного истца находится в границах снт «Земляничка-3», является бездоказательствено ошибочным.
При таких обстоятельствах, действия административного ответчика являются незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, создающими препятствия в реализации прав, в связи с чем, требования административного истца являются обоснованными.
Согласно ч.2,3 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:
указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Учитывая требования к решению, предусмотренные ст.227 КАС РФ суд полагает, что на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Винокурова К.В. к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Надеждинского муниципального района Приморского края в перераспределении земель, оформленный письмом от ................ ..................., принятый по результатам рассмотрения заявления Винокурова К.В. от .................
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края в течение 10 дней повторно рассмотреть заявление Винокурова К.В. о перераспределении земель от .................
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ................
Судья: Д.С. Мерзлякова