Дело № 2-4942/2019
УИД 21RS0023-01-2019-005819-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Данилина Е.М.,
при секретаре судебного заседания Яковлевой В.В.,
с участием представителя истца Андреева К.С.,
представителя ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Куприной А.В.,
представителя ответчика администрации г. Чебоксары Крупяковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Илларионовой Т.А. к Администрации г. Чебоксары, Администрации Калининского района г. Чебоксары о признании отказа администрации Калининского района г.Чебоксары в постановке на учет в список детей-сирот, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, незаконным, обязании принять в список, возложении на администрацию г.Чебоксары обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Илларионова (ранее - Алендеева) Т.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Чебоксары, администрации Калининского района г. Чебоксары с требованием о признании отказа администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики о постановке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи со сменой места жительства – незаконным; об обязании администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики принять Илларионову Т.А. , дата года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи со сменой места жительства; возложении обязанности на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики обязанности по предоставлению Илларионовй Т.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке, о взыскании с администрации г. Чебоксары Чувашской Республики расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Исковое заявление, со ссылкой на положения ст. 92, 109.1 ЖК РФ, Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 02.07.2013 г. № 292 «об утверждении порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 года № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», мотивировано тем, что Илларионова (Алендеева) Т.А., дата г.р., после лишения родительских прав матери ФИО3 в соответствии с решением ------ от дата ----- и в связи с постоянным нахождением отца ФИО4 в местах лишения свободы, что подтверждается справкой учета работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, засчитываемый в трудовой стаж от дата, справкой от дата и справкой от дата -----, осталась без попечения родителей.
В соответствии с постановлением главы администрации г. Канаш Чувашской Республики ----- от дата над истцом было установлено опекунство. Истцу, в соответствии со справкой от дата -----, выданной администрацией г. Канаш Чувашской Республики и согласно ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями на условиях договора специализированного найма жилого помещения после окончания обучения в образовательном учреждении и/или прекращении опеки. Истец в связи со сменой места регистрации обратилась в администрацию Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики для включения ее в список по месту нового жительства, однако в удовлетворении ее заявления ей было отказано. Данный отказ истец считает незаконным.
Попечительство, установленное в отношении истца на основании постановления главы администрации г. Канаш ----- от дата, прекратилось по достижению ею совершеннолетнего возраста дата. На основании вышеизложенного заявляет указанные требования.
В судебном заседании представитель истца Андреев К.С. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Куприна А.В. иск не признала, пояснив, что истец уже состоит на учете в г. Канаш, в г. Чебоксары много детей-сирот, которые имеют право на получение жилья. В постановке на учет отказано на основании пункта 6 ч. 4 ст. 23.2 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений».
Представитель ответчика администрации г. Чебоксары Крупяковой А.В. просила в иске отказать, пояснив, что администрация г. Чебоксары никаким образом права Истца не нарушала, поскольку он стоит на учете в г. Канаш и администрация г. Чебоксары не имеет права предоставить ему жилое помещение.
Представители третьих лиц Минфина Чувашии, Минстроя Чувашии, администрации г.Канаш, управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары», третье лицо Илларионов А.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Статей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон).
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В ходе разбирательства дела установлено, что Алендеева (в настоящее время Илларионова) Т.А. , дата г.р., уроженка гор. ------ зарегистрирована по адресу: адрес.
Согласно свидетельству о рождении мать Алендеевой (Илларионовой) Т.А. – ФИО3, отец – ФИО4.
Решением ------ от дата ФИО3 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО17 Т.А., взысканы в пользу ФИО12 алименты на содержание дочери Алендеевой Т.А. в размере ? части со всех видов заработка ежемесячно, начиная с дата до совершеннолетия ребенка.
Согласно справке Калининского районного суда г. Чебоксары от дата ФИО13 осужден ------ дата ------ Согласно справке ------ от дата ФИО13 осужден ------ дата по ------ к лишению свободы сроком на 8 лет без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из ответа администрации г. Канаш от дата следует, что истец состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в г. Канаш, -----. Жилое помещение ему не предоставлялось.
Сведений о наличии у Истца либо ее супруга Илларионова А.А. в собственности либо на праве социального найма жилых помещений, не имеется.
Илларионова (Алендеева) Т.А. дата обратилась в Администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Из ответа Администрации Калининского района г. Чебоксары от дата следует, что при проведении проверки установлено, что Илларионова Т.А. зарегистрирована по адресу: адрес дата. Согласно информации, предоставленное сектором опеки и попечительства администрации города Канаш Чувашской Республики, Истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с 2015 года. Законом Чувашской Республики от 29 августа 2017 года № 47 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» в соответствии со статьёй 23.2, частью 4, пунктом 6 установлено, что решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается по следующим основаниям: гражданин включен в список другим органом местного самоуправления. На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявления Истца отказано.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона ЧР от 06.02.2009 № 5 "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних относится формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также установление невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых ими жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированные жилые помещения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 "О регулировании жилищных отношений".
В соответствии с п. 2 ст. 23.1 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.07.2013 № 292 утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что предоставление указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" (далее - орган местного самоуправления).
С учетом приведенных правовых норм, обязанность по обеспечению истца жилым помещением законодательством возложена на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики, которой переданы государственные полномочия Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 (далее – Правила).
Начало действия документа - 18.04.2019
Пунктом 2 Правил установлено что формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
Согласно п. 13 Правил в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:
о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;
об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.
Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.
Акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона. (Пункт 14)
Пунктом 23 Правил установлено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
С заявлением об исключении из списка могут обратиться действующие на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, представители законных представителей, представители детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, представители лиц из числа детей-сирот (далее - представители по доверенности).
Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.
Согласно п. 1.1 ст. 23.2 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» (в редакции Закона ЧР от 22.06.2015 № 33, действовавшей в редакции до вступления в силу Законом ЧР от 07.05.2019 № 33), законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в списки, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), включенные в списки, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенные в списки, и их представители могут однократно обратиться с заявлением по форме, установленной Кабинетом Министров Чувашской Республики, для включения в список по своему выбору в другом органе местного самоуправления, указанном в абзацах втором - пятом части 1 настоящей статьи, в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Орган местного самоуправления, в который обратились указанные в абзаце первом настоящей части лица, в порядке межведомственного информационного взаимодействия:
в течение трех рабочих дней со дня поступления указанного в абзаце первом настоящей части заявления запрашивает в органах местного самоуправления, указанных в абзацах втором - пятом части 1 настоящей статьи, сведения о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых поступило такое заявление, включены в список и им не предоставлялось жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения;
в течение трех рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце третьем настоящей части, запрашивает в органе местного самоуправления, в котором дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых поступило указанное в абзаце первом настоящей части заявление, состоят в списке, их учетные дела.
Пунктом 2 ст. 2 Закона ЧР от 22.06.2015 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» установлено, что положения части 1.1 статьи 23.2 (в редакции Закона ЧР от 22.06.2015 N 33) применяются в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые включены в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, до дня вступления в силу указанного Закона (02.07.2015).
Истец состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с 08.05.2015, т.е. на Истца действие части 1.1 ст. 23.2 Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений распространялось.
Законом ЧР от 07.05.2019 № 33 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чувашской Республики" статья 23.2 изложена в следующей редакции:
"Статья 23.2. Формирование списков, сводного списка по Чувашской Республике
1. Формирование списков осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики в соответствии с переданными законом Чувашской Республики государственными полномочиями Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
2. Исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению о включении в список, определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
3. Список, сформированный органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Чувашской Республики, в порядке и срок, установленные Кабинетом Министров Чувашской Республики, направляется в орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики, который формирует сводный список по Чувашской Республике.".
Закон ЧР от 07.05.2019 № 33 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чувашской Республики" вступил в силу 18.05.2019.
Истец обратилась в Администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, дата, т.е. после изменения редакции ст. 23.2 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» и принятия Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397.
Вместе с тем, администрация Калининского района г. Чебоксары рассмотрела заявление Истца на основании недействующих норм права – пункта 6 ч. 4 ст. 23.2, который ссылается администрация Калининского района.
При таких обстоятельствах, поданное в администрацию Калининского района заявление Истца по-существу в установленном действующем законодательством порядке не рассмотрено, в связи с чем отказ не может быть признан законным.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что порядок решения вопроса о постановке на учет определен действующим законодательством и решение должно быть принято органом местного самоуправления по результатам рассмотрения документов представленных заявителем и собранных в порядке межведомственного взаимодействия.
При таких обстоятельствах, суд, признавая незаконным отказ администрации Калининского района г. Чебоксары во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, отказывает в удовлетворении исковых требований об обязании принять истца в списки, возлагая на орган местного самоуправления обязанность рассмотреть заявление Истца о принятии в списки в установленном законодательством порядке.
В силу ст. 206 ГПК РФ с случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание обстоятельства дела, требования разумности, необходимость обеспечения справедливого баланса интересов сторон суд определяет срок рассмотрения заявления истца – один месяц.
В части требований к администрации г. Чебоксары об обязании предоставить жилое помещение, суд с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку у администрации г. Чебоксары не имелось никаких правовых оснований для предоставления Истцу жилого помещения пока он в установленном законом порядке не состоит в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в г. Чебоксары.
Поскольку иск в части удовлетворен, а ответчик освобожден от уплаты госпошлины сумма госпошлины 300 руб. в соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит возврату Истцу.
Руководствуясь ст. ст.194 -199, ГПК РФ,
решил:
Признать незаконным отказ администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата за ----- в постановке Илларионовой Т.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи со сменой места жительства.
Обязать администрацию Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики рассмотреть заявление Илларионовой Т.А. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении иска в части требований: об обязании администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики принять Илларионову Т.А. , дата года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи со сменой места жительства; о возложении обязанности на администрацию адрес Чувашской Республики по предоставлению Илларионовой Т.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке – отказать.
Возвратить Илларионовой Т.А. оплаченную госпошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято дата.
Судья Е.М. Данилин