ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-27424/2023
№ дела суда 1-й инстанции 2-410/2023
УИД № 91RS0002-01-2022-007182-33
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 19 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А.,
судей Кудрявцевой Е.Н., Мельникова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Симферополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Вода Крыма» о возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе представителя ответчика ГУП РК «Вода Крыма» по доверенности ФИО5 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А., выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономареву П.Г., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Симферополя, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ГУП РК «Вода Крыма» о возложении обязанности на ГУП РК «Вода Крыма» выполнить капитальный ремонт водопроводных сетей ДУ 150 мм, протяженностью 70 м по ул. <адрес>, а также ДУ 200 мм, протяженностью 150 м в районе <адрес> в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что приказом Министерства жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ГУП РК «Вода ФИО2» определено как гарантирующая организация для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, установлены зоны ее деятельности на территориях муниципальных образований Республики ФИО2. Согласно информации, предоставленной ответчиком, водопроводные сети Ду 150 мм, протяженностью 70 м по ул. <адрес>, а также Ду 200 мм, протяженностью 150 м в районе <адрес> в <адрес>, введены в эксплуатацию в 1986 году и имеют износ свыше 80%. Согласно инвентаризации объектов, указанные выше участки водопроводных сетей находятся на балансе Симферопольского филиала ГУП РК «Вода ФИО2».
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 января 2023 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 мая 2023 года решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 января 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены. НА ГУП РК «Вода Крыма» возложена обязанность организовать выполнение работ по капитальному ремонту водопроводных сетей Ду 150 мм, протяженностью 70 м по ул. <адрес>, а также Ду 200 мм, протяженностью 150 м в районе <адрес> в <адрес> в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе представитель ответчика ФИО5 просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая в обоснование на то, что показатели износа сетей не являются основанием для понуждения организации осуществить ремонтные работы, так как на территории г. Симферополя имеются сети с большим процентом износа. При этом мероприятия по ремонту сетей должны быть запланированы ответчиком и подкреплены действующим тарифом. Позиция кассатора подтверждена сложившейся судебной практикой.
В суд кассационной инстанции поступили письменные возражения прокуратуры Республики Крым, в которых содержится просьба об оставлении обжалуемого апелляционного определения без изменения, кассационной жалобы заявителя – без удовлетворения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явилась старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономарева П.Г., которая возражала против удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 19 сентября 2018 года № ГУП РК «Вода Крыма» определено как гарантирующая организация для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, установлены зоны ее деятельности на территориях муниципальных образований Республики Крым.
В соответствии с положениями пункта 1.3 Устава ГУП РК «Вода Крыма», утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 27 ноября 2014 года, ГУП РК «Вода Крыма» является коммерческой организацией; органом, осуществляющим полномочия собственника является Совет министров Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Пунктом 1.4 Устава установлено, что предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Согласно пункту 2.3 Устава, основными направлениями деятельности Предприятия является централизованное водоснабжение и водоотведение; проектирование, строительство, ремонт и эксплуатация сетей и сооружений водопровода и канализации, ремонт оборудования, техники и других основных средств.
Согласно информации, предоставленной ГУП РК «Вода Крыма» от 16 сентября 2022 года, водопроводные сети Ду 150 мм, протяженностью 70 м по ул. <адрес>, а также Ду 200 мм, протяженностью 150 метров в районе <адрес> в <адрес>, введены в эксплуатацию в 1986 году и имеют износ свыше 80%. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанных участках водопроводных сетей зафиксировано 27 аварий, что подтверждается карточками учета АВР.
Согласно инвентаризации объектов, указанные выше участки водопроводных сетей находятся на балансе Симферопольского филиала ГУП РК «Вода Крыма», что также подтверждено инвентарными карточками учета объекта основных средств.
Согласно ответу Министерства жилищно-коммунального хозяйства 4 Республики Крым от 20 декабря 2022 года, в соответствии с Графиком составления бюджета Республики Крым и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденный распоряжением Совета министров Республики Крым от 10 июля 2020 года № 748, и Порядком, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 25 октября 2016 года № 517, управлением реализации государственных программ проведена работа по формированию перечня объектов для включения в проект Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта Республики Крым на основании предложений, предоставленных государственными унитарными предприятиями и администрациями муниципальных образований Республики Крым и в пределах доведенных Министерством финансов Республики Крым по линии Министерства общих (предельных) объемов бюджетных ассигнований на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. ГУП РК «Вода ФИО2» не выходило с предложениями о включении в вышеуказанные программы объектов капитального ремонта водопроводной сети <адрес> мм по <адрес>, а также <адрес> мм по <адрес>, в районе <адрес>, в виду чего таковые отсутствуют.
Согласно ответу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 22 декабря 2022 года №, приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ № ГУП РК «Вода Крыма» утверждены тарифы на водоснабжение и водоотведению на долгосрочный период регулирования: 2021-2023 годы. Приложением № к указанному выше приказу утверждена производственная программа в сфере водоснабжения на 2021-2023 годы. Согласно плану мероприятий по производственной программе ГУП РК «Вода Крыма» на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года, мероприятия по ремонту водопроводных сетей Ду 150 мм, протяженностью 70 м по ул. <адрес>, а также Ду 200 мм, протяженностью 150 метров в районе <адрес> в <адрес> не запланированы.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из необоснованности заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции ошибочными и, руководствуюсь положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 641, признала выводы суда первой инстанции ошибочными и при принятии нового решения правомерно исходила из того, что ответчиком не представлено относимых и допустимых и достаточных доказательств того, что в результате проведенных ими работ был снижен уровень износа водопроводных сетей.
Кассационный суд соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции как основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из частей 1 статьи 10, частей 5 статьи 41 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций; разрабатывать производственные программы на срок действия регулируемых тарифов.
Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 641 также утверждены Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, согласно пункту 4 которых в производственную программу подлежат включению мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с позицией апелляционного суда о том, что непринятие своевременных мер для организации выполнения работ по замене аварийного участка сетей водоснабжения и водоотведения неизбежно приведет к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц — пользователей в жилищно-коммунальной сфере на качественное оказание услуг.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на выполнение ремонтных работ не может служить основанием для отказа в иске, не должно влиять на соблюдение прав неопределенного круга лиц на получение качественных услуг по водоснабжению и водоотведению, не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства.
Указание заявителя жалобы на иную судебную практику в обоснование своих доводов несостоятельно, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. При рассмотрении дела, а также проверке законности вынесенных актов суды не связаны с выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права.
Суд апелляционной инстанции верно определил предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика ГУП РК «Вода Крыма» по доверенности ФИО5 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>